ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 933
Скачиваний: 2
Статья 1511. Государственная регистрация коллективного знака
Комментарий к статье 1511
1. Абзац 1 п. 1 комментируемой статьи в отличие от п. 1 ст. 21 Закона о товарных знаках 1992 г. четко указывает на то, что заявка на регистрацию коллективного знака должна быть подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
2. Из содержания п. 1 комментируемой статьи следует, что к заявке на регистрацию коллективного знака предъявляются установленные в ст. 1492 ГК РФ общие требования к заявкам на товарные знаки, проверка на соответствие которым проводится согласно ст. 1498 ГК РФ федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Кроме этого подп. 2 п. 5 ст. 1492, п. 1 ст. 1511 ГК РФ предписывают прилагать к заявке на регистрацию коллективного знака устав коллективного знака. Дата представления устава коллективного знака не учитывается при установлении даты подачи заявки и соответственно при установлении даты приоритета (см. п. 8 ст. 1492 ГК).
3. Положения комментируемой статьи содержат лишь минимальные требования к уставу коллективного знака. Устав должен содержать наименование объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое наименование. Наименование объединения должно включать в себя и сведения о его организационно-правовой форме. Помимо этого в уставе должен быть приведен перечень лиц, имеющих право использования коллективного знака. Предполагается, что одновременно эти лица являются и участниками объединения. Лица, имеющие право использования, также должны быть указаны достаточно конкретно.
В уставе должна быть указана цель регистрации коллективного знака. В качестве основной цели (в рассматриваемом контексте) указывается гарантирование наличия определенных характеристик у товаров или услуг, обозначенных данным коллективным знаком. Поэтому устав должен содержать перечень и единые характеристики качества или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком. Это особенно важно в случаях, когда коллективный знак призван гарантировать определенные качественные свойства товаров либо услуг. Лица, имеющие право использования коллективного знака, вправе обозначать им свои товары или услуги, только если товары и услуги соответствуют требованиям, установленным в уставе коллективного знака.
Устав коллективного знака должен содержать условия использования коллективного знака. При этом следует иметь в виду, что в отличие от подп. 4 п. 1 комментируемой статьи условия использования коллективного знака, упомянутые в подп. 5 п. 1 этой же статьи, определяют не свойства товаров и услуг, а иные особенности использования знака. Условия использования могут устанавливаться по собственному усмотрению правообладателя (членов объединения). Вместе с тем оно ограничено общими положениями применимого законодательства, в особенности нормами законодательства о защите конкуренции (запрет введения потребителя в заблуждение и ограничение конкуренции).
Устав коллективного знака должен содержать положения о порядке контроля за использованием коллективного знака. Если иное не установлено в уставе коллективного знака, право контролировать соблюдение требований устава лицами, имеющими право использования коллективного знака, принадлежит объединению лиц, являющемуся правообладателем <1>. В особенности это касается требований, устанавливающих стандарты соответствия товаров или услуг предусмотренным уставом характеристикам качества либо иным общим характеристикам. Как правообладатель коллективного знака, объединение лиц не только обладает правом, но и обязано принимать соответствующие меры для предотвращения использования коллективного знака, если использование противоречит требованиям устава коллективного знака. Следовательно, на правообладателя налагается обязанность по осуществлению контроля за соблюдением установленных в уставе условий использования коллективного знака. В связи с этим в уставе должно быть определено, каким образом объединение лиц будет контролировать соблюдение устава, в частности, установленных в уставе единых характеристик качества либо других общих характеристик товаров или услуг, условий использования коллективного знака и т.д.
--------------------------------
<1> Рабец А.П. Указ. соч. С. 95; Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2-е изд. СПб., 2004. С. 614.
Положения устава коллективного знака не должны иметь декларативный характер, поэтому в нем должны быть закреплены положения об ответственности за его нарушение. Такие положения призваны регулировать исключительно внутренние правоотношения между правообладателем и лицом, имеющим право использования товарного знака, они не затрагивают правоотношения с третьими лицами. Имеется в виду ответственность лиц, имеющих право использования товарного знака, перед правообладателем в случаях нарушения закрепленных в уставе коллективного знака условий использования знака.
4. В соответствии с п. 1 ст. 1497 ГК РФ орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обязан проводить экспертизу заявок на регистрацию коллективного знака в числе заявок на регистрацию "обычных" товарных знаков на соответствие как формальным, так и материальным требованиям законодательства.
5. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает некоторые процессуальные особенности регистрации коллективных знаков, которые призваны в первую очередь гарантировать соблюдение закрепленных в уставе коллективного знака общих характеристик товаров или услуг. Помимо сведений, предусмотренных ст. ст. 1503 и 1504 ГК РФ, в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на коллективный знак вносятся также и сведения о лицах, имеющих право использования коллективного знака. Эти сведения, как и выписка из устава коллективного знака о единых характеристиках качества и об иных общих характеристиках товаров и услуг, которые могут быть обозначены данным коллективным знаком, должны быть опубликованы федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в своем официальном бюллетене. Федеральный орган исполнительной власти публикует и все изменения, связанные с регистрацией коллективного знака, о которых его обязан уведомить правообладатель коллективного знака (см. также комментарии к ст. ст. 1503 - 1506 ГК).
6. Пункт 3 комментируемой статьи в совокупности с подп. 2 п. 1 ст. 1514 ГК РФ дополнительно к общим основаниям прекращения правовой охраны товарного знака предусматривает возможность полного либо частичного прекращения правовой охраны коллективного знака, если товары и услуги, обозначенные этим знаком, не соответствуют единым характеристикам качества либо иным общим характеристикам. Соответственно запись о регистрации коллективного знака может быть аннулирована, если коллективный знак не соответствует требованиям абз. 2 п. 1 ст. 1510 ГК РФ. Соответствующее заявление о досрочном прекращении правовой охраны может быть подано в суд (но не в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности) любым заинтересованным лицом.
7. Пунктом 4 комментируемой статьи предусмотрена возможность преобразования коллективного знака в товарный знак, и наоборот. Кроме того, и заявка на регистрацию коллективного знака может быть преобразована в заявку на регистрацию товарного знака и наоборот. Необходимость преобразования коллективного знака в товарный знак может возникнуть, в частности, если в объединении лиц, являющемся правообладателем коллективного знака, осталось всего лишь одно предприятие, имеющее право использования коллективного знака <1>. Помимо этого преобразование коллективного знака в товарный знак возможно в случаях, если ассоциация или союз, на которые зарегистрирован коллективный знак, вследствие начала ведения предпринимательской деятельности преобразуются в хозяйственное общество или товарищество (абз. 2 п. 1 ст. 121 ГК). В качестве примеров преобразования "обычных" товарных знаков в коллективные можно привести следующие: "БЕРЕЗКА - BEREZKA" (33 класс МКТУ), БИОСУЛИН (5 класс МКТУ) - БИОСУЛИН (10 класс МКТУ).
--------------------------------
<1> Орлова В.В. Обновленное российское законодательство о товарных знаках // Патенты и лицензии. 2004. N 4. С. 8.
Процедура преобразования регламентирована федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, в подзаконных нормативных актах. Правила и порядок преобразования товарного знака в коллективный знак, и наоборот, установлены Приказом Минобрнауки России от 12 декабря 2007 г. N 346, утвердившим Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по осуществлению ведения реестров зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, публикации сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности, поданных заявках и выданных по ним патентах и свидетельствах, о действии, прекращении действия и возобновлении действия правовой охраны в отношении объектов интеллектуальной собственности, передаче прав на охраняемые объекты, об официальной регистрации объектов интеллектуальной собственности.
6. Прекращение исключительного права на товарный знак
Статья 1512. Основания оспаривания и признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку
Комментарий к статье 1512
1. Комментируемая статья предусматривает право оспорить предоставление правовой охраны товарному знаку при условии соблюдения установленных законом оснований и сроков для такого оспаривания. Обладатель исключительного права на товарный знак вправе противодействовать такому оспариванию, обосновывая отсутствие для него законных оснований. Палата по патентным спорам (а в некоторых случаях - федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности) со своей стороны обязана рассмотреть и вынести решение о наличии оснований для оспаривания предоставления правовой охраны товарному знаку и о его последствиях.
2. При применении п. 1 комментируемой статьи следует учитывать положения п. 2 ст. 1499 ГК РФ о том, что решение о регистрации товарного знака принимается по результатам экспертизы заявленного обозначения, а регистрация товарного знака в соответствии со ст. 1477 ГК РФ является основой признания исключительного права на товарный знак.
3. Положения абз. 2 п. 1 комментируемой статьи являются новеллой законодателя и определяют юридическую сущность процедуры оспаривания предоставления правовой охраны товарному знаку и правовые последствия признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.
4. Положения подп. 1 и 2 п. 2 комментируемой статьи содержат прямую отсылку к нормам ст. 1483 ГК РФ, содержащей перечень оснований, при наличии которых товарному знаку не предоставляется правовая охрана. Некоторые из этих оснований касаются существа самого обозначения, заявляемого на регистрацию в качестве товарного знака, а другие направлены на обеспечение защиты прав и законных интересов третьих лиц, которые могут быть нарушены в результате предоставления правовой охраны товарному знаку. В зависимости от конкретных оснований, предусмотренных ст. 1483 ГК РФ, законодателем установлены разные сроки для оспаривания предоставления правовой охраны товарному знаку.
5. Предусмотренная в подп. 3 п. 2 комментируемой статьи возможность оспорить предоставление правовой охраны товарному знаку возникает в тех случаях, когда обладатель исключительного права на момент регистрации не соответствовал требованиям, установленным ст. 1478 ГК РФ к субъекту исключительного права на товарный знак (т.е., например, не имел статуса индивидуального предпринимателя или товарный знак был зарегистрирован на имя филиала юридического лица).
6. Положение подп. 4 п. 2 комментируемой статьи связано с нарушением положения подп. 3 п. 6 ст. 1483 ГК РФ.
7. Положение подп. 5 п. 2 комментируемой статьи связано с нарушением положений Парижской конвенции 1883 г., предусматривающих, что регистрация товарного знака на имя агента или представителя лица - обладателя исключительного права на этот товарный знак в одном из государств - участников Парижской конвенции может быть произведена в другой стране только с согласия такого правообладателя.
8. Положение подп. 6 п. 2 комментируемой статьи взаимосвязано с положением п. 1 ст. 10 ГК РФ, предусматривающим, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Положение подп. 6 п. 2 комментируемой статьи также взаимосвязано с положениями п. п. 2 и 3 ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции", определившими, что не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права средства индивидуализации продукции, работ или услуг, а также установившими, что решение федерального антимонопольного органа о нарушении этих положений в отношении приобретения и использования исключительного права на товарный знак направляется заинтересованным лицом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.
9. Предусмотренное п. 3 комментируемой статьи положение необходимо рассматривать с учетом нормы п. 1 ст. 1508 ГК РФ, где предусмотрено, что товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации или в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, могут быть признаны общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, если этот товарный знак или это обозначение в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя. При этом товарный знак и обозначение, используемые в качестве товарного знака, не могут быть признаны общеизвестными товарными знаками, если они стали широко известны после даты приоритета тождественного или сходного с ними до степени смешения товарного знака другого лица, который предназначен для использования в отношении однородных товаров.
10. Практическому применению норм, содержащихся в комментируемой статье, посвящены положения ст. 1513 ГК РФ (см. соответствующий комментарий).
Статья 1513. Порядок оспаривания и признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку
Комментарий к статье 1513
1. Комментируемая статья в самом общем виде регламентирует некоторые процедурные вопросы, связанные с порядком оспаривания и признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку. В частности, в п. 1 ст. 1513 содержится указание на документ, который служит основанием для начала процедуры рассмотрения правомерности предоставления правовой охраны. Таким документом является так называемое возражение.