Файл: ГК_4_комм_ст1477-1515_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 913

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> Бюллетень нормативных актов РФ. 2003. N 31.

<2> Бюллетень нормативных актов РФ. 2000. N 23.


3. Вначале поступившее заявление рассматривается на предмет определения его соответствия установленным требованиям (т.е., по существу, проводится его формальная экспертиза). Затем оно рассматривается по существу коллегиальным составом в количестве не менее трех экспертов без участия заявителя в срок, не превышающий трех месяцев со дня его принятия к рассмотрению. По результатам рассмотрения по существу подготавливается проект мотивированного решения об удовлетворении заявления или об отказе в его удовлетворении. Датой принятия решения, предусмотренного п. 1 ст. 1508 ГК РФ, служит дата его подписания руководителем федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Решение направляется лицу, подавшему заявление.

4. Товарный знак, признанный общеизвестным, вносится в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков. В соответствии с Административным регламентом по ведению реестров в Перечне общеизвестных товарных знаков указываются:

- собственно общеизвестный товарный знак в виде словесного, изобразительного или комбинированного обозначения в заявленном цвете и цветовом сочетании или указание, относящееся к виду знака (звуковой, световой, объемный и т.п.), и его характеристика;

- регистрационный номер общеизвестного товарного знака;

- сведения о правообладателе: полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, его место нахождения или место жительства с указанием двухбуквенного кода страны согласно стандарту ВОИС ST.3;

- перечень товаров и (или) услуг, сгруппированных по классам Международной классификации товаров и услуг, в отношении которых товарный знак признан общеизвестным;

- дата вступления в силу решения о признании товарного знака общеизвестным;

- дата, с которой товарный знак признан общеизвестным;

- дата внесения товарного знака в Перечень;

- дата публикации сведений об общеизвестном товарном знаке;

- адрес для переписки;

- иные сведения, относящиеся к признанию товарного знака общеизвестным, в случае их наличия (в частности, указание неохраняемых элементов, цвета или цветового сочетания; номер и дата предшествующей регистрации; указание на то, что общеизвестный товарный знак является коллективным, с приведением сведений о лицах, имеющих право использования коллективного знака).

5. В случае признания общеизвестным уже зарегистрированного товарного знака в Государственный реестр товарных знаков вносятся такие же сведения, за исключением сведений о правообладателе исключительного права на общеизвестный товарный знак (см. комментарий к ст. 1505 ГК).

6. На знак, признанный общеизвестным, выдается свидетельство. Для совершения этого действия федеральному органу исполнительной власти предоставляется срок в один месяц со дня внесения в Перечень общеизвестных товарных знаков. Форма этого свидетельства отличается от формы свидетельства на "обычный" товарный знак. В частности, в нем указывается дата, с которой товарный знак признан общеизвестным, и отсутствует указание на дату, до которой действует правовая охрана общеизвестного товарного знака.


Свидетельство на общеизвестный в Российской Федерации товарный знак выдается (направляется) в том же порядке, который предусмотрен для выдачи свидетельства на товарный знак (см. комментарий к ст. 1504 ГК).

7. В соответствии с Административным регламентом по ведению реестров основаниями для внесения изменений и дополнений в сведения Перечня общеизвестных товарных знаков являются удовлетворенные заявления, ходатайства правообладателя, решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, вступившие в законную силу решения суда.

8. На момент написания настоящего комментария 83 товарных знака и обозначения признаны общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками. Российским правообладателям принадлежит 55 знаков, среди них, в частности, такие как Известия, Седьмой континент, ГАРАНТ, ЛУКОЙЛ, ГАЗПРОМ, ГАЗ, КАМАЗ, ПЕНТАЛГИН, Смирнов, АВТОВАЗ, ЛАДА, ММК, УгМК, Аргументы и Факты, Детский мир, ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН, Яндекс, КОММЕРСАНТЪ, ЛОКОМОТИВ, АЛЕНКА, J-7. 28 общеизвестных товарных знаков принадлежат иностранным правообладателям - Кока-Кола, ряд названий армянских коньяков, Липтон, ряд знаков Интел, Пентиум, Рижский Бальзам, Нестле, Смирнофф, Нескафе, Маги, Институт Гэллапа, Тиффани, Несквик, ряд знаков Найк, Абсолют, Дисней, Хейнекен.


5. Особенности правовой охраны коллективного знака


Статья 1510. Право на коллективный знак


Комментарий к статье 1510


1. В отличие от первоначальной редакции ст. 20 Закона о товарных знаках 1992 г., в соответствии с которой правообладателями коллективного знака могли быть союзы, хозяйственные ассоциации и иные добровольные объединения предприятий, абз. 1 п. 1 комментируемой статьи вслед за измененной в 2002 г. редакцией ст. 20 указанного Закона не называет конкретные организационно-правовые формы объединений лиц, которые вправе зарегистрировать коллективный знак.

Понятие "объединение лиц" в п. 1 комментируемой статьи не определяется. На практике этот термин может использоваться для обозначения как юридических лиц, так и других объединений юридических и (или) физических лиц для определенных целей. Однако, поскольку речь идет об одной из категорий товарных знаков, во внимание должны приниматься установления ст. 1478 ГК РФ (см. комментарий к ней).

Таким образом, правообладателем коллективного знака может быть объединение лиц, которое принимает участие в гражданском обороте в качестве юридического лица (см. абз. 2 п. 1 ст. 2 ГК) <1>. Действующее российское законодательство не признает юридическим лицом такое объединение лиц, как простое товарищество (см. п. 1 ст. 1041 ГК). Поэтому такие объединения лиц не могут обладать коллективными знаками. В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации. Однако в Кодексе понятие "объединение" используется только в отношении отдельных форм некоммерческих организаций, а именно ассоциаций, союзов (ст. 121 ГК) и добровольных объединений граждан для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (ст. 117 ГК). При этом организации, названные в ст. 117 ГК РФ, не могут обладать коллективным знаком, так как их члены не вправе использовать коллективный знак. В соответствии с абз. 1 п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 121 ГК РФ как коммерческие, так и некоммерческие организации могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций и союзов. Учредителями ассоциаций и союзов могут быть как коммерческие, так и некоммерческие лица. Хотя об этом прямо не говорится в ст. 121 ГК РФ, это вытекает из п. 4 ст. 50 ГК РФ <2>. Индивидуальные предприниматели также могут входить в ассоциации и союзы <3>. В правоприменительной практике наряду с ассоциациями и союзами юридических лиц, способными обладать коллективными знаками, признаются и торгово-промышленные палаты, а также некоммерческие партнерства. За другими объединениями право обладать коллективными знаками в литературе не признается. Это, в частности, касается коммерческих организаций (п. 1 ст. 50 ГК), хотя такие организации с формальной точки зрения также являются объединениями лиц. К этим организациям относятся хозяйственные товарищества и общества, а также производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия (см. п. 2 ст. 50 ГК) <4>.


--------------------------------

<1> Корчагин А.Д., Орлова В.В., Горленко С.А. Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". М., 2004. С. 76.

<2> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. 3-е изд. М., 2005. Ст. 50. С. 157 (автор комментария к ст. 50 - В.А. Рахмилович); Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая / Под ред. Т.А. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М., 2002. Ст. 121. С. 318 (автор комментария к ст. 121 - Г.А. Кудрявцева); Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая / Под ред. Н.Д. Егорова, А.П. Сергеева. 3-е изд. М., 2006. Ст. 121. С. 285 (автор комментария к ст. 121 - И.В. Никифоров).

<3> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая / Под ред. Н.Д. Егорова, А.П. Сергеева. Ст. 121. С. 285 (автор комментария к ст. 121 - И.В. Никифоров).

<4> Корчагин А.Д., Орлова В.В., Горленко С.А. Указ. соч. С. 76.


2. Правовое регулирование, предусмотренное комментируемой статьей, имеет ряд отличий от ранее действовавшего регулирования, предусмотренного ст. 20 Закона о товарных знаках 1992 г. Во-первых, коллективным знаком может пользоваться не только само объединение, но и каждое из входящих в него лиц. Во-вторых, лицо, входящее в объединение, которое зарегистрировало коллективный знак, вправе пользоваться своим индивидуальным товарным знаком наряду с коллективным знаком. Таким образом, при рассмотрении вопроса о субъекте права на коллективный знак следует отличать обладателя исключительного права на коллективный знак от лица, которое имеет право пользоваться коллективным знаком. При этом необходимо иметь в виду, что пользователем коллективного знака может быть только лицо, которое могло бы быть обладателем индивидуального товарного знака. Поэтому граждане, которые не являются индивидуальными предпринимателями, а также объединения лиц, которые не признаются юридическими лицами, не могут пользоваться коллективными знаками.

3. Объектом отношений, регулируемых комментируемой статьей, является коллективный знак. Коллективный знак (так же, как и общеизвестный товарный знак) - особая категория товарного знака <1>, что подтверждается выделением ст. ст. 1510, 1511 ГК РФ в отдельный подраздел 5 "Особенности правовой охраны коллективного знака" в рамках § 2 гл. 76 ГК РФ.

--------------------------------

<1> Корчагин А.Д., Орлова В.В., Горленко С.А. Указ. соч. С. 76. 186


4. Коллективные знаки используются в различных целях. Например, использование коллективного знака может быть предпочтительным по сравнению с лицензированием обычного товарного знака прежде всего для лиц, имеющих право использовать коллективный знак, в частности, когда они в силу своего членства могут оказывать влияние на объединение - правообладателя коллективного знака. Коллективные знаки могут применяться ассоциациями и союзами для объединения сил вместо использования многочисленных индивидуальных товарных знаков.


5. В отличие от правоприменения за рубежом в Российской Федерации число зарегистрированных коллективных знаков не велико. Кроме того, ряд ранее охранявшихся коллективных знаков прекратил свое действие. Одним из старейших коллективных товарных знаков, охраняемых на территории России, является изобразительный товарный знак со стилизованным изображением летящего аиста и изображением виноградной лозы и гроздьев винограда. Этот коллективный знак предназначен для маркировки продукции 32 и 33 классов МКТУ и принадлежит правообладателю из Республики Молдова. Правообладателю из Дании принадлежат два словесных коллективных знака LURPAK и ЛУРПАК, предназначенных для маркировки товаров 29 класса МКТУ (в том числе молоко, молочные продукты). Правообладателю из Грузии принадлежат два комбинированных коллективных знака (этикетки), содержащие словесный элемент "БОРЖОМИ", предназначенные для маркировки минеральной воды и напитков. Для индивидуализации товаров 8 класса МКТУ зарегистрирован коллективный знак SOLINGEN. В России была создана ассоциация "Табакпром", на имя которой был зарегистрирован коллективный знак "Прима" для маркировки сигарет <1>.

--------------------------------

<1> Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права). М., 2000. С. 345; Рабец А.П. Правовая охрана товарных знаков в России. СПб., 2003. С. 97 (сн. 163).


6. Коллективные товарные знаки, так же как и индивидуальные, могут использоваться для индивидуализации (маркировки) как товаров, так и услуг. В качестве коллективных знаков могут охраняться любые виды обозначений, предусмотренные ст. 1482 ГК РФ. При этом обозначение должно отвечать требованиям, предъявляемым ст. ст. 1477, 1483 ГК РФ <1>. В частности, и коллективный знак должен обладать различительной способностью, причем достаточно "коллективной различительной способностью", т.е. способностью отличать товары, работы или услуги лиц, входящих в объединение, от товаров (работ, услуг) других предпринимателей или объединений лиц <2>. В отличие от обычных (индивидуальных) товарных знаков коллективные знаки могут содержать описание характеристик товаров <3>, если они относятся к конкретным характеристикам данного товара, которыми отличаются товары определенных производителей.

--------------------------------

<1> Корчагин А.Д., Орлова В.В., Горленко С.А. Указ. соч. С. 76.

<2> Шестимиров А.А. Товарные знаки: Учебное пособие. М., 1996. С. 90.

<3> Рабец А.П. Указ. соч. С. 96.


Дополнительным условием для предоставления коллективному знаку правовой охраны является наличие единых характеристик качества или иных общих характеристик товаров или услуг, обозначаемых данным коллективным знаком. В настоящее время ни в правоприменительной практике, ни в юридической литературе нет достаточно общего мнения по поводу содержания понятия "иные характеристики", в частности, в отношении общего географического происхождения товаров, маркируемых коллективным знаком.


7. В соответствии с п. 1 ст. 1229 и абз. 2 п. 2 ст. 1484 ГК РФ правообладатель товарного знака может распоряжаться исключительным правом на товарный знак. В свою очередь распоряжение исключительным правом реализуется путем его отчуждения другому лицу либо посредством заключения лицензионного договора. В отличие от этих общих положений в п. 2 ст. 1510 ГК РФ установлено, что право на коллективный знак не может быть отчуждено и не может быть предметом лицензионного договора.

В соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК РФ (см. комментарий) правообладатель товарного знака наряду с правом использования товарного знака имеет право запрещать другим лицам его использование. В соответствии с п. 3 ст. 1484 ГК РФ (см. комментарий) никто не вправе использовать без разрешения правообладателя его товарный знак или сходные с этим товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. Исходя из вышеизложенного исключительное право запрещать третьим лицам использование коллективного знака принадлежит объединению лиц, на имя которого зарегистрирован коллективный знак, как правообладателю товарного знака. В случае нарушения исключительного права на коллективный знак третьим лицом объединение вправе потребовать в судебном порядке возмещения убытков (см. ст. ст. 1252, 1515 ГК). При этом следует иметь в виду, что, как правило, само объединение не производит и не реализует товары с использованием коллективного знака, поэтому у него обычно материальные убытки не возникают. Вместе с тем ст. 1515 ГК РФ следует понимать расширительно, как предоставляющую объединению возможность потребовать от имени входящих в него лиц возмещения ущерба, понесенного последними вследствие несанкционированного использования коллективного знака или сходного с ним обозначения.

Наряду с самим объединением - правообладателем коллективного знака каждое лицо, входящее в данное объединение, вправе самостоятельно защищать в судебном порядке свое исключительное право на использование коллективного знака от нарушений и требовать возмещения убытков, понесенных вследствие неправомерного использования коллективного знака (или сходного с ним обозначения). Согласия объединения для этого не требуется, что вытекает из положений п. 4 ст. 1229 и абз. 3 п. 1 ст. 1510 ГК РФ.

8. К коллективному знаку применимы положения ст. 1486 ГК РФ о последствиях неиспользования товарного знака.

Комментируемая статья не содержит специальных положений о том, кто именно должен осуществлять использование коллективного знака. Поэтому использование коллективного знака хотя бы одним из лиц, входящих в объединение, на имя которого зарегистрирован коллективный знак, либо самим объединением как правообладателем товарного знака может считаться использованием, удовлетворяющим требованиям ст. 1486 ГК РФ.