Файл: ГК_4_комм_ст1477-1515_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 930

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Парижской конвенцией об охране промышленной собственности 1883 г. (далее - Парижская конвенция 1883 г.);

- Мадридским соглашением о международной регистрации знаков 1891 г. (далее - Мадридское соглашение 1891 г.);

- Ниццким соглашением о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1957 г. (далее - Ниццкое соглашение 1957 г.);

- Сингапурским договором о законах по товарным знакам 1994 г. (далее - Сингапурский договор 1994 г.);

- Минским соглашением о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний 1999 г. (далее - Минское соглашение 1999 г.).

4. Определение товарного знака основано на понятии "товар", используемом в законодательстве в разных значениях. Анализируя ст. ст. 129 и 455 ГК РФ, можно определить товар как вещь, которая может свободно отчуждаться или переходить от одного лица другому в порядке универсального правопреемства. Согласно п. 3 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Вместе с тем п. 1 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <1> дает более широкое определение товара. Это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Подобное определение характерно для Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" <2>, согласно которому товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434.

<2> Собрание законодательства РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.


Трактовка понятия "товар" имеет значение как при регистрации товарного знака, так и при его использовании, а также при определении нарушения исключительного права. Так, в одном из споров суд обоснованно указал на то, что использование товарного знака в агитационной печатной продукции невозможно, так как данный знак является обозначением и средством индивидуализации исключительно товаров или услуг (ст. 1477 ГК) <1>.

--------------------------------

<1> Определение Верховного Суда РФ от 27 февраля 2009 г. N 83-Г09-8 // СПС "КонсультантПлюс".


5. В п. 2 комментируемой статьи говорится о знаках обслуживания, которые в отличие от товарных знаков индивидуализируют работы и услуги. В то же время в соответствии со ст. 6 Парижской конвенции 1883 г. страны Евросоюза обязуются охранять знаки обслуживания. Они не обязаны предусматривать регистрацию этих знаков.

Гражданский кодекс РФ не дает определения понятий работы и услуги. В соответствии с п. п. 4, 5 ст. 38 НК РФ работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.


Применительно к товарным знакам и знакам обслуживания не проводится строгого деления на работы и услуги, впрочем, как и в Ниццком соглашении 1957 г. Однако, как известно, при оказании услуг деятельность обязанной стороны неотделима от результата этой деятельности и при оказании услуг, в отличие от работ, нет овеществленного результата.

Классификация товаров, работ и услуг производится в соответствии с Ниццким соглашением 1957 г. <1>. Классификация состоит из перечня классов, на которые разделены все виды товаров, работ и услуг, и алфавитного перечня товаров и услуг с указанием класса, к которому отнесены каждый товар или услуга.

--------------------------------

<1> Вступил в силу с 8 апреля 1961 г., вступил в силу для СССР с 26 июня 1971 г.


Важно отметить, что по всему тексту Гражданского кодекса РФ при упоминании товарного знака имеется в виду также и знак обслуживания.


Статья 1478. Обладатель исключительного права на товарный знак


Комментарий к статье 1478


1. Комментируемой статьей определяется субъектный состав обладателей прав на товарный знак. Ограничение по субъектному составу имеет место не только при регистрации товарного знака, но и при распоряжении товарным знаком. Приобретателем исключительного права по договору об отчуждении исключительного права на товарный знак и лицензиатом по лицензионному договору, а также пользователем по договору коммерческой концессии может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

2. Понятие юридического лица дано в ст. 48 ГК РФ. Юридическое лицо приобретает правоспособность с момента государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <1>. Обладателем прав на товарный знак может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности. Филиалы и представительства не могут быть обладателями прав на товарный знак, поскольку не являются юридическими лицами (ст. 55 ГК). На их имя регистрация товарного знака не допускается. Организации, не зарегистрированные в качестве юридического лица, не могут быть обладателями прав на товарный знак, кроме случаев, предусмотренных ст. 1203 ГК РФ, согласно которой личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена. К деятельности такой организации, если применимым является российское право, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа отношения.

--------------------------------

<1> Юридические лица и их государственная регистрация: Постатейный комментарий к статьям 48 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2010.



Физическое лицо может стать обладателем прав на товарный знак только после государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с гл. VII.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

При регистрации товарного знака иностранными юридическими лицами или постоянно проживающими за пределами Российской Федерации физическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, их дела, связанные с регистрацией товарного знака, ведут патентные поверенные, зарегистрированные в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, если иной порядок не установлен международным договором Российской Федерации.

В заявке на регистрацию товарного знака в графе под кодом 731 приводятся сведения о заявителе, которые подтверждают правовой статус юридического лица или индивидуального предпринимателя, а именно полное официальное наименование юридического лица (согласно учредительному документу) или фамилия, имя (и отчество, если оно имеется) физического лица, причем фамилия указывается перед именем. К заявке целесообразно приложить копии свидетельства о государственной регистрации.

Для российского юридического лица, испрашивающего регистрацию товарного знака, указывается код ОКПО, если он установлен. Если код ОКПО не установлен, в соответствующем месте указывается "не установлен".

Для иностранного юридического лица или постоянно проживающего за пределами Российской Федерации физического лица, испрашивающего регистрацию товарного знака, указывается код страны, соответственно места нахождения или места жительства по стандарту Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее - ВОИС) ST.3.

Согласно ст. 1511 ГК РФ в том случае, если регистрируется коллективный товарный знак, его правообладателем является объединение, которое вправе запрещать использование такого знака третьим лицам, не входящим в него и в перечень лиц, содержащийся в уставе знака. Согласно п. 1 ст. 7 bis Парижской конвенции 1883 г. страны Евросоюза обязуются принимать заявки на регистрацию и охранять коллективные знаки, принадлежащие коллективам, существование которых не противоречит закону страны происхождения, даже если эти коллективы не являются владельцами промышленного или торгового предприятия.

3. При подаче заявки на государственную регистрацию юридического лица, как, впрочем, и индивидуального предпринимателя, не представляются доказательства фактического использования товарного знака, а также перечня видов деятельности, в том числе лицензируемых видов деятельности, которыми вправе заниматься юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, и их соответствия заявляемым видам товаров, работ и услуг, для которых испрашивается товарный знак. Действующее законодательство не ограничивает возможность регистрации товарных знаков и знаков обслуживания видом осуществляемой деятельности, выданной лицензией или специальной правосубъектностью <1>. В том случае, если правообладатель не использует товарный знак в течение трех лет после его государственной регистрации независимо от причин, согласно п. 1 ст. 1486 ГК РФ правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования может быть подано заинтересованным лицом в палату по патентным спорам <2> по истечении указанных трех лет при условии, что вплоть до подачи такого заявления товарный знак не использовался. В качестве заинтересованного лица может выступать лицо, способное быть субъектом права на товарный знак: физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и вступающее в правоотношения в этом качестве; юридическое лицо, как коммерческое, так и некоммерческое <3>. К лицам, имеющим законный интерес в прекращении правовой охраны неиспользуемого товарного знака, можно отнести лиц, являющихся производителями товаров (работ, услуг), в отношении которых (или однородных им) подано заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака, и имеющих намерение реального использования в гражданском обороте этого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения для индивидуализации своих товаров, работ и услуг, а также других лиц, указанных в п. 5 информационного письма Роспатента от 20 мая 2009 г. N 3 "Об определении заинтересованности лица, подавшего заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием" (см. комментарий к ст. 1486 ГК).


--------------------------------

<1> Пункт 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 29 июля 1997 г. N 19 "Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак" // Вестник ВАС РФ. 1997. N 10.

<2> Палата по патентным спорам реорганизована в форме присоединения к Федеральному институту промышленной собственности в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 1 декабря 2008 г. N 1791-р // Собрание законодательства РФ. 2008. N 50. Ст. 5984.

<3> информационное письмо Роспатента от 20 мая 2009 г. N 3 "Об определении заинтересованности лица, подавшего заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием" // Патенты и лицензии. 2009. N 6.


4. Ликвидация юридического лица или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя влечет прекращение правовой охраны товарного знака на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. В подтверждение ликвидации российских юридических лиц представляется выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, оформленная в установленном порядке, в отношении физических лиц, получивших право на осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации, - документ, подтверждающий прекращение предпринимательской деятельности такого лица. В отношении иностранных юридических лиц или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, помимо документа, подтверждающего факт ликвидации юридического лица - правообладателя или факт прекращения предпринимательской деятельности физического лица - правообладателя дополнительно могут представляться документы, подтверждающие соответствие представленного документа законодательству соответствующего государства (например, выписки из нормативных актов, судебных решений и др.) <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Роспатента от 3 марта 2003 г. N 28 "О Правилах принятия решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака и знака обслуживания в случае ликвидации юридического лица - обладателя исключительного права на товарный знак или прекращении предпринимательской деятельности физического лица - обладателя исключительного права на товарный знак" // Российская газета. 03.04.2003. N 63.


5. Комментируемая статья не называет в качестве правообладателей публично-правовые образования. Однако Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 494 "О товарных знаках на алкогольную и спиртосодержащую продукцию" <1> за Российской Федерацией признаются исключительные права на товарные знаки, перечисленные в данном Постановлении. От имени Российской Федерации права на использование и заключение лицензионных договоров осуществляет федеральное казенное предприятие "Союзплодоимпорт".

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 27. Ст. 2706.



Статья 1479. Действие исключительного права на товарный знак на территории Российской Федерации


Комментарий к статье 1479


1. Исключительное право на товарный знак является имущественным правом, принадлежащим конкретному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Необходимость применения товарного знака для индивидуализации производимой продукции (товара), оказания конкретного вида услуг обусловлена экономическими и социальными условиями развития производственной, хозяйственной деятельности страны.

Исключительное право на товарный знак охраняется законом и служит одним из важных средств, характеризующих качество продукции (товара), услуг, оказываемых конкретным субъектом гражданского оборота для юридических лиц и граждан.

Охраноспособность товарного знака продукции (товара), услуг безоговорочно действует на территории Российской Федерации. Это означает недопустимость использования товарного знака другими юридическими лицами или предпринимателями без разрешения лица, обладающего указанным исключительным правом, а также применения сходных товарных знаков, допускающих их смешение или нечеткое отграничение, поскольку подобные ситуации могут создать условия для возникновения риска введения в заблуждение потребителей и (или) контрагентов. Во всех подобных и иных случаях возможны оспаривание различных нарушений в судебном порядке с требованием запрета незаконного использования товарного знака и возмещения убытков, причиненных в результате такого применения, а также иные способы защиты.

В комментируемой статье предусмотрена возможность охраны товарных знаков, применяемых в Российской Федерации, в других странах, на международном рынке. В советском законодательстве право пользования товарным знаком было предоставлено внешнеторговым организациям в отношении реализуемых ими товаров <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Совмина СССР от 15 мая 1962 г. "О товарных знаках" // СП СССР. 1962. N 7. Ст. 59.


2. В настоящее время в связи с развитием международной торговли Российской Федерации участниками внешнеторговых договоров являются многочисленные крупные и средние фирмы, экспортирующие разнообразные товары. Защита интересов поставщиков с помощью товарных знаков, безусловно, необходима. В связи с этим заключаются международные и двусторонние договоры, обеспечивающие охрану продукции (товара) в соответствии с товарными знаками, применяемыми поставщиками конкретной страны. В наши дни также действуют Мадридское соглашение 1891 г., Парижская конвенция 1883 г. В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 1 Мадридского соглашения страны, к которым применяется настоящее Соглашение, образуют Специальный союз по международной регистрации знаков. Граждане каждой договаривающейся стороны могут обеспечить во всех других странах - участницах настоящего Соглашения охрану своих знаков, применяемых для товаров или услуг и зарегистрированных в стране происхождения, путем подачи заявок на указанные знаки в Международное бюро интеллектуальной собственности, упомянутое в Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, при посредстве ведомства указанной страны происхождения.