Файл: ГК_4_комм_Гаврилов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 5112

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это указание исключает возможность применения различных "премиальных" систем распределения вознаграждения (например, "если произведения определенного автора использовались свыше 1000 минут, то его вознаграждение увеличивается на 10%"). Не может учитываться и качество использованного произведения (например, "произведения лауреатов оплачиваются на 10% выше").

Конечно, применение указанного принципа приводит к "уравниловке": вознаграждение определяется либо в зависимости от числа использований, либо с дополнительным учетом объема произведения (обычно - продолжительности звучания).

13. В соответствии с абз. 3 п. 4 факт использования соответствующего объекта авторских или смежных прав определяется на основании сведений и документов, получаемых от пользователей, а также других данных об использовании объектов авторского и смежных прав, в том числе на основании сведений статистического характера.

Это означает, что организации по коллективному управлению имеют право проверять данные об использовании, представляемые пользователями.

14. В абзаце 3 п. 4 указывается на то, что организации по коллективному управлению должны осуществлять распределение вознаграждения между правообладателями и выплату им этого вознаграждения регулярно, в сроки, предусмотренные уставом организации.

Таким образом, устав организации должен предусматривать сроки выплаты (перечисления) вознаграждения, например, ежемесячно, раз в квартал, раз в полгода, раз в год.

Если такие сроки не определены, они могут быть установлены судом; последний должен ориентироваться на разумный срок, указанный в ст. 314 ГК РФ.

Все эти сроки должны исчисляться с момента фактического использования охраняемого объекта.

Указание на "регулярность" означает, что вознаграждение должно выплачиваться периодически, в течение равных промежутков времени.

15. В соответствии с абз. 4 п. 4 комментируемой статьи организация по коллективному управлению обязана одновременно с выплатой вознаграждения правообладателю представлять ему отчет об использовании его прав, в том числе о размере собранного вознаграждения и об удержанных из него суммах.

Такой отчет должен представляться не по требованию правообладателя, а автоматически.

Эта норма не предусматривает, что такой отчет должен содержать сведения о каждом из пользователей, который фактически использовал охраняемые объекты этого правообладателя.

16. В абзаце 1 п. 5 комментируемой статьи речь идет о реестрах, которые должны формироваться организацией по коллективному управлению. Эти реестры должны содержать сведения о правообладателях, заключивших с данной организацией договоры, предусмотренные в ст. 1242 ГК РФ, сведения о правах, переданных ей в управление, а также об объектах авторских и смежных прав, в отношении которых эта организация осуществляет управление на коллективной основе.


Как вытекает из смысла данной нормы, в указанные реестры могут включаться и иные сведения (адреса правообладателей, суммы выплаченного им вознаграждения и т.п.). Очевидно, что эти реестры должны быть доступны для финансовых и иных контролирующих органов.

Вместе с тем сведения из этих реестров (за исключением сведений, которые по закону не могут разглашаться без согласия правообладателей, например, потому что они носят характер коммерческой тайны или имеют личный характер) должны предоставляться всем заинтересованным лицам в порядке, установленном этой организацией.

Следует считать, что этот порядок может предусматривать плату за допуск к реестру и за изготовление выписок из реестра.

17. Абзац 2 п. 5 комментируемой статьи устанавливает обязанность организации по коллективному управлению размещать в общедоступной информационной системе информацию о правах, переданных ей в управление. Эта информация должна обязательно включать наименования объектов, правами на которые "управляет" эта организация, а также имена авторов или иных правообладателей, заключивших договоры с этой организацией.

Очевидно, что законодатель в данном случае имел в виду размещение такой информации в Интернете, причем с бесплатным доступом.


Статья 1244. Государственная аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе


Комментарий к статье 1244


1. Комментируемая статья посвящена понятию государственной аккредитации организаций по управлению правами на коллективной основе; она также устанавливает дополнительные права и обязанности таких аккредитованных организаций.

Разумеется, аккредитованные организации пользуются всеми правами и несут все обязанности, которые предусмотрены ст. 1242 и 1243 ГК РФ.

2. В абзацах 1 - 7 п. 1 комментируемой статьи названы сферы, в которых могут осуществлять свою деятельность аккредитованные организации.

Всего таких сфер шесть. Из них только первая относится к случаям, когда правообладатели владеют исключительным правом на использование; именно это право и передается в коллективное управление. Остальные пять сфер относятся к случаям, когда у правообладателей исключительные права на использование отсутствуют, а потому в коллективное управление передается лишь право на получение вознаграждения при использовании.

3. В подпункте 1 п. 1 данной статьи устанавливается возможность получения государственной аккредитации в сфере публичного исполнения, сообщения в эфир и сообщения по кабелю. Эти сферы указаны в подп. 6 - 8 п. 2 ст. 1270 ГК РФ.

Следует отметить, что произведения, доведенные до всеобщего сведения, в частности, через Интернет (подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ), в число этих сфер не входят. Государственная аккредитация, осуществляемая на основе подп. 1 комментируемой статьи, должна относиться только к обнародованным музыкальным произведениям, в том числе с текстом, и к обнародованным отрывкам из музыкально-драматических произведений.


На объекты смежных прав этот случай государственной аккредитации не распространяется.

Учитывая основополагающее указание, содержащееся в п. 1 ст. 1242 ГК РФ (организации по коллективному управлению создаются в тех случаях, когда осуществление исключительных прав в индивидуальном порядке затруднено), следует считать, что в подп. 1 п. 1 комментируемой статьи речь идет о музыкальных произведениях "малых форм" (т.е. небольших по времени звучания) и о незначительных отрывках из музыкально-драматических произведений.

4. В подпунктах 2 и 3 п. 1 рассматриваемой статьи указывается еще на два случая, в которых возможно получение организацией, осуществляющей коллективное управление, государственной аккредитации.

И тот и другой случай относятся к авторским произведениям, а не к объектам смежных прав.

5. Случаи, указанные в подп. 2 - 6 п. 1, содержат стоящие в скобках ссылки на конкретные нормы ГК РФ, к которым они относятся.

Эти случаи осуществления коллективного управления аккредитованной организацией по своему объему (т.е. по видам использования и по категориям используемых объектов) полностью совпадают с объемом конкретных норм, к которым даются отсылки.

6. В подпунктах 4 - 6 п. 1 комментируемой статьи содержатся стоящие в скобках ссылки на конкретные нормы ГК РФ, к которым они относятся.

В свою очередь, в этих конкретных нормах ГК РФ указывается на то, что в данных случаях сбор вознаграждения осуществляет аккредитованная организация.

Это означает, что вознаграждение может собираться и выплачиваться его получателям только аккредитованной организацией: ни неаккредитованная организация, ни сам получатель вознаграждения не вправе его получать. Поэтому нормы, предусмотренные абз. 2 п. 3 комментируемой статьи, на данные случаи не распространяются.

7. Абзац 8 п. 1 данной статьи определяет принципы, применяемые при государственной аккредитации, и указывает на то, что порядок государственной аккредитации устанавливается Правительством РФ.

Само существо государственной аккредитации прямо в ГК РФ не раскрыто, но косвенно вытекает из содержания ст. 1242 и 1244 ГК РФ.

Аккредитованная организация получает право представлять - при управлении правами на коллективной основе - и тех правообладателей, с которыми эта организация не имеет договоров об управлении правами на коллективной основе (абз. 1 п. 3 комментируемой статьи).

При этом указанное право, действующее в какой-либо сфере коллективного управления из перечисленных в п. 1 данной статьи, может быть закреплено только за одной такой аккредитованной организацией (абз. 1 п. 2).

Таким образом, аккредитованная организация получает монопольное право собирать суммы вознаграждения для тех правообладателей, которые этой организации никаких прав на такие действия не передавали и которые, вполне вероятно, этой организации не известны, а может быть, вообще являются "мертвыми душами".


Кому, когда и как эти суммы будут выплачены, неизвестно, но пока они будут получены такой аккредитованной организацией, причем получены на законном основании. Все это делает государственную аккредитацию чрезвычайно привлекательной.

Дополнительные обязанности, которые ГК РФ налагает на аккредитованную организацию, - это "мелочь" по сравнению с получаемыми ею правами.

Таким образом, суть государственной аккредитации - представление государством права осуществлять определенную деятельность, т.е. выдача лицензии.

Но поскольку лицензирование в нашей стране постепенно сокращается, а в данном случае оно, наоборот, вводится, в ГК РФ применен термин "аккредитация", несмотря на то что этот термин здесь не подходит и существа возникающих отношений не раскрывает.

8. В абзаце 8 п. 1 комментируемой статьи названы два принципа осуществления государственной аккредитации: 1) открытость процедуры и 2) учет мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей.

Самый главный такой принцип, к сожалению, не названный в ГК РФ, вытекает из существа государственной аккредитации. Аккредитацию должна получать та организация, которая имеет наилучшие возможности разыскивать тех неизвестных правообладателей, которым предназначены суммы вознаграждения, собираемые этой организацией, и выплачивать это вознаграждение правообладателям (п. 5 комментируемой статьи). Следует считать, что к государственной аккредитации по аналогии применимы нормы ст. 447 - 449 ГК РФ.

См. Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 992 (СЗ РФ. 2008. N 2. Ст. 114).

9. В абзаце 1 п. 2 данной статьи указывается, что получить государственную аккредитацию в той или иной сфере коллективного управления, где может быть получена такая аккредитация, может лишь одна организация.

Таким образом, даже при наличии нескольких претендентов получает государственную аккредитацию лишь один из них.

10. В абзаце 2 п. 2 предусматривается, что одна организация по коллективному управлению может получить государственную аккредитацию в одной, нескольких или даже во всех сферах управления правами, в которых может быть получена такая аккредитация.

11. Из норм, содержащихся в абз. 1 и 2 п. 2, следует, что государственная аккредитация не может быть предоставлена той организации, которая осуществляет деятельность по коллективному управлению только в части какой-либо одной из сфер, указанных в п. 1.

Иными словами, каждая сфера деятельности, указанная в подп. 1 - 6 п. 1 комментируемой статьи, является единой и неделимой.

12. В абзаце 3 п. 2 содержится норма, в соответствии с которой к деятельности аккредитованной организации не должны применяться ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.


Говоря о "деятельности аккредитованной организации", ГК РФ имеет в виду ту ее деятельность, которую эта организация осуществляет на основе полученной аккредитации. На иную деятельность этой организации данная норма не распространяется.

Под антимонопольным законодательством в настоящее время следует понимать Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Этот Закон, в частности, определяет способы предупреждения и пресечения монополистической деятельности. К ним относятся:

1) признание хозяйствующего субъекта занимающим доминирующее положение (ст. 5 Закона);

2) установление запретов на совершение таким субъектом определенных действий (ст. 10 Закона);

3) запрет на заключение ограничивающих конкуренцию соглашений и на совершение хозяйствующими субъектами согласованных действий (ст. 11 Закона);

4) формальности и ограничения при предоставлении государственной или муниципальной помощи (ст. 19 - 20 в силу указанного Закона).

Применение антимонопольного законодательства к деятельности аккредитованных организаций по коллективному управлению правами ограничивается также тем, что антимонопольное законодательство распространяется в основном на хозяйствующие субъекты. К числу таких субъектов отнесены и некоммерческие организации (а организации по коллективному управлению являются некоммерческими), но только те некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность, приносящую им доход (подп. 5 ст. 4 этого же Закона), и, очевидно, только в связи с осуществлением такой деятельности. Таким образом, возможность применения к деятельности аккредитованных организаций норм антимонопольного законодательства является ограниченной.

13. Абзац 1 п. 3 комментируемой статьи предоставляет аккредитованной организации право осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми эта организация не имеет договорных отношений.

Ссылки на это право ранее встречались в абз. 1 п. 3 и в абз. 2 п. 5 ст. 1242 ГК РФ.

Таким образом, аккредитованная организация получает право действовать от имени неопределенного круга лиц, от имени всех правообладателей, чьи охраняемые объекты используются так, как это указано в подп. 1 - 6 п. 1 комментируемой статьи.

Нет никаких сомнений в том, что эта норма при применении ее к случаям, указанным в подп. 1 - 3 п. 1 анализируемой статьи, является серьезным, существенным ограничением гражданских прав правообладателей, а именно права на свободу договора (ст. 421 ГК РФ) и даже права на свободу осуществления и защиты своих прав (ст. 1 и 9 ГК РФ). Поэтому эти ограничения ("представительство по закону") являются допустимыми и оправданными лишь в той мере, в какой они служат интересам правообладателей. См. также п. 7 комментария к данной статье.

14. В абзаце 2 п. 3 комментируемой статьи указывается, что даже после получения одной организацией государственной аккредитации для определенной сферы деятельности по коллективному управлению в этой же сфере может осуществлять деятельность другая организация по коллективному управлению (или даже несколько таких организаций). Поскольку эта другая организация не получила (да и не могла получить) государственной аккредитации, она, естественно, будет представлять только тех правообладателей, с которыми она фактически заключила договоры.