Файл: ГК_4_комм_гл72_Джермакян_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3141

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 72 "ПАТЕНТНОЕ ПРАВО"

ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РФ


Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 ноября 2009 года


В.Ю. ДЖЕРМАКЯН


Джермакян Валерий Юрьевич - специалист в области патентного права. В 1994 - 2005 гг. - заместитель директора по экспертизе ФГУ "Федеральный институт промышленной собственности" Роспатента.

Принимал участие в работе комитетов экспертов Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и Евразийской патентной организации (ЕАПО). Аккредитован в ГУ РФ "Центр судебной экспертизы" при Минюсте России в качестве судебного эксперта в области патентоведения. Состоит в Российской инженерной академии (РИА), Российской академии естественных наук (РАЕН) и Российской группе AIPPI.

Автор более 200 публикаций по теории и практике правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков и наименований мест происхождения товаров, регулярно выступает с докладами на конференциях и семинарах, публикуется в журналах "Патенты и лицензии" и "Патентный поверенный".

С 2005 г. работает советником в юридической фирме "Городисский и Партнеры", г. Москва.


Постатейный научно-практический комментарий главы 72 "Патентное право" части четвертой ГК РФ уделяет большее внимание тем нормам патентного права, которые имеют практическое значение при установлении и оспаривании патентоспособности объектов патентного права, толковании объема прав при их использовании, в т.ч. с учетом доктрины эквивалентов и использования правил административных регламентов Роспатента.

Комментарии сопровождаются описанием реальных споров в административных и судебных инстанциях, анализом наиболее актуальных теоретических и практических вопросов защиты и охраны изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

Издание предназначено патентоведам, патентным поверенным, патентным экспертам, изобретателям и юристам, практикующим в области патентного права.

При подготовке настоящего издания использованы нормативно-правовые акты по состоянию на 1 ноября 2009 года.


От автора


Многолетняя профессиональная деятельность в патентном ведомстве, опыт работы в патентном отделе научно-исследовательского института, изобретательская и научная деятельность, работа в российской юридической фирме "Городисский и Партнеры", специализирующейся в вопросах охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности, позволяют поделиться опытом и рассказать о том, что скрыто "внутри" развивающегося российского патентного права, а также о том, как на практике используются нормы части четвертой ГК РФ и правила Административных регламентов Роспатента.

Мнение автора может не совпадать с мнением других специалистов по ряду вопросов, тем не менее полагаю, что издание будет полезным для патентоведов, патентных поверенных, патентных экспертов, изобретателей и юристов, практикующих в области патентного права. Читателям предоставляется возможность самим оценить позиции сторон в спорных ситуациях, проанализировать причины последовательных изменений в правоприменительной практике Роспатента и судов и использовать в своей практической деятельности положительный опыт, накопленный за последние годы.


Первым в современной России комментарием патентного законодательства, подавляющее большинство норм которого сохранено в главе 72 "Патентное право" четвертой части ГК РФ, является Комментарий к Патентному закону Российской Федерации авторов А.Д. Корчагина, Н.В. Богданова, В.К. Казаковой, Е.П. Полищук <1>. Из данного издания частично заимствованы и переработаны комментарии некоторых норм патентного права, не претерпевших изменений в связи с принятием части четвертой ГК РФ. Указанное касается комментариев к статьям 1381, 1382, 1401, 1402, 1403 ГК РФ.

--------------------------------

<1> М.: Изд-во "Компания Димитрейд График Групп", 2004.


Настоящее электронное издание основано на материалах ранее опубликованной книги автора: Патентное право по Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный комментарий, практика применения, размышления). М.: ОАО ИНИЦ "Патент", 2009 - и содержит изменения и дополнения, внесенные в связи с изданием разъяснений высших арбитражных судов и принятием следующих Административных регламентов Роспатента:

- Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на промышленный образец и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на промышленный образец (приложение к Приказу Минобрнауки России от 29 октября 2008 года N 325) (далее - Административный регламент по промышленным образцам);

- Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на полезную модель и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на полезную модель (утвержден Приказом Минобрнауки от 29 октября 2008 г. N 326) (далее - Административный регламент по полезным моделям);

- Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на изобретение и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение (утвержден Приказом Минобрнауки от 29 октября 2008 г. N 327) (далее - Административный регламент по изобретениям).

Электронное издание наряду с комментариями норм патентного права по главе 72 ГК РФ содержит также комментарии норм, касающихся патентных поверенных и патентных пошлин, а также разъяснения в отношении патентной чистоты объектов техники. В электронном издании в сравнении с первым печатным изданием сокращено содержание многих приведенных извлечений из судебных решений и решений Роспатента и акцентировано внимание читателей на конечных выводах и основных обоснованиях, приведенных в данных решениях. В основном такие сокращения коснулись тех вопросов, которые перестали быть спорными и теоретическими за время, прошедшее после издания первой книги, и получили свое практическое разрешение в виде соответствующих разъяснений судов или правил Административных регламентов Роспатента. Соответственно, расширено содержание в отношении тех норм закона и правил административных регламентов, которые, несмотря на их актуальность, не разрешены законодателем, а некоторые из вопросов разрешены в худшую, по мнению автора, сторону. Последнее касается полезных моделей, временной правовой охраны, использования формул изобретения на "применение" и ряда других, о чем будет подробно сказано в комментариях к соответствующим нормам.



Принятые сокращения:


Роспатент - Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;

ФИПС - Федеральный институт промышленной собственности;

ППС - Палата по патентным спорам (в настоящее время является структурным подразделением ФИПС);

ЕАПВ - Евразийское патентное ведомство;

ЕАПК - Евразийская патентная конвенция;

ЕПВ - Европейское патентное ведомство;

ЕПК - Европейская патентная конвенция;

ТРИПС (TRIPS) - Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности;

PCT - Договор о патентной кооперации;

PLT - Договор о патентном праве;

ФАС - Федеральный арбитражный суд субъекта Российской Федерации.


Введение к Комментарию


Желая ободрить и усилить действие трудолюбия и обратить

на предметы общеполезные упражнение силы изобретательной

влиянной свыше и часто по недостатку способов безплодно

таящейся в умах, признали Мы нужным всех и каждого сим

удостоверить, что все изобретения, открытия и предположения

к усовершенствованию земледелия, торговли, промыслов,

ремесл и художеств относящиеся приемлемы будут

Нами с особенным вниманием и покровительством.


Из Указа императора Александра I от 7 августа 1801 г.

"О поощрении учинивших изобретения и открытия

к усовершенствованию земледелия, торговли и промыслов"


1. Первым законодательным актом о правовой охране изобретений в России стал Манифест от 17 июня 1812 г. "О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах", утвержденный императором Александром I. Он предписывал представлять точное описание своего изобретения со всеми существенными подробностями, приемами и способами использования, с чертежами и рисунками, "не утаивая ничего, что к точному производству относиться может".

22 ноября 1833 г. император Николай I утвердил Положение о привилегиях, в котором уже были обозначены критерии промышленной применимости и неочевидности изобретения.

Следующие изменения в законодательство были внесены в период правления императора Александра II, который 30 марта 1870 г. издал Указ "Об изменении порядка делопроизводства по выдаче привилегий на новые открытия и изобретения". В нем исключительное право удостоверялось по закону, а не в знак особой милости за какие-либо заслуги.

20 мая 1896 г. Николай II утвердил Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования, в котором предусматривалась возможность включения в заявку нескольких отдельных предметов (объектов), но при условии, что они в своей совокупности составляют один определенный способ производства и не могут применяться в отдельности. Таким образом, стимулировалась охрана изобретений, комплексно решающих конкретную производственную задачу.

В Советской России охрана изобретений была установлена в 1919 г. после утверждения Положения об изобретениях <2>, которым вводились критерии новизны и существенных отличий.


--------------------------------

<2> Утверждено Декретом Совета народных комиссаров 30 июня 1919 г.


В период экономических реформ в 1924 г. был принят Закон "О патентах на изобретения". Он определял патентную форму охраны изобретений со сроком действия патента в 15 лет, предусматривал косвенную охрану продукта через способ его получения и впервые вводил требование представлять в заявке патентную формулу. Далее законодательство неоднократно менялось, и долгие годы правовая охрана изобретений регулировалась Положением об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 21 августа 1973 г. N 584, в соответствии с которым изобретения, созданные на предприятиях и в организациях, охранялись только авторскими свидетельствами СССР, а патенты получали иностранные заявители и в очень малом количестве (буквально единицы) физические лица - граждане СССР.

С введением с 1 июля 1991 г. Закона "Об изобретениях в СССР" была установлена только патентная форма охраны изобретений, но данный Закон просуществовал весьма недолго, поскольку Советский Союз как государство перестал существовать с 12 декабря 1991 г.

В 1992 г. был принят Патентный закон Российской Федерации, положения которого с учетом изменений, внесенных в 2003 г., почти полностью вошли в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, введенную в действие с 1 января 2008 г.

Первый проект названного выше Патентного закона Российской Федерации содержал положения, согласно которым в России планировалось ввести явочную систему выдачи патентов не только на полезные модели, но и на изобретения.

Не может быть такого - скажут читатели, но вот что писал в 1993 г. один из разработчиков <3> данной концепции Патентного закона:

--------------------------------

<3> Белов В. Патентный закон Российской Федерации // Обозреватель - Observer. 1993. N 4(20).


"Подготовка российского Патентного закона была начата в 1991 г. и в феврале 1992 г. он был представлен на первое слушание в Верховный Совет России. Первый этап подготовки Закона проходил при существовании СССР и системы Госкомизобретений. Тогда целью разработки Закона было создание условий для быстрой защиты прав мелкого и среднего предпринимательства на территории России. Для этого в Закон был введен новый для СССР объект защиты - полезная модель, а сама явочная процедура выдачи охранных документов на изобретение и полезную модель планировалась как чисто регистрационная, без проверки на новизну и изобретательский уровень. В тот период ввести классическую процедуру было нереально, поскольку Россия не имела средств для создания собственного сильного патентного ведомства".

Насчет отсутствия средств на создание собственного российского патентного ведомства автор, мягко говоря, сгустил краски; ничего создавать не надо было, т.к. российскому патентному ведомству перешло все наследие Госкомизобретений СССР: здания, оборудование, патентные фонды и иные информационные ресурсы, потенциал профессионалов, финансирование, в т.ч. в виде поступающих пошлин и тарифов, и многое другое. К каким отрицательным последствиям для российского патентного ведомства и авторитета России как высокоразвитой в научно-техническом отношении страны могла привести явочная система выдачи патентов на изобретения, описывать не будем <4>, но благодаря жесткой позиции ряда специалистов, работавших в то время в Роспатенте и открыто выступивших против данного проекта, он не прошел, и вместо явочной системы выдачи патентов на изобретения во втором проекте была введена отсроченная проверочная экспертиза заявок на изобретения.


--------------------------------

<4> Понятно, что Роспатент тогда бы потерял статус международного органа предварительной экспертизы в рамках Договора PCT и международного поискового органа, т.к. такой статус могут иметь ведомства, осуществляющие экспертизу по существу и имеющие достаточную для этого численность профессионально подготовленных экспертов по различным областям техники.


Многолетняя практика показала, что отсроченной экспертизой в отношении заявок на изобретения российские заявители в своем подавляющем большинстве не пользуются, а наоборот, стремятся получить патент в максимально сжатые сроки, о чем свидетельствуют факты подачи ходатайств о проведении экспертизы по существу одновременно с подачей большинства заявок в Роспатент. Тем не менее отсроченная экспертиза заявок на изобретения позволяет заявителям варьировать своими финансовыми возможностями и в пределах установленного трехлетнего срока самостоятельно определять начало проведения экспертизы по существу.

2. Кратко рассмотрев историю патентного дела в России, так же кратко обрисуем развитие патентного права в мировом контексте.

Первоначально охранные документы в разных странах выдавались без какой-либо проверки изобретений или оценки их соответствия условиям охраноспособности. Однако в середине XVI в. были приняты определенные требования, которым должны были соответствовать предложения изобретателей.

В 1594 г. в Италии Галилео Галилею была выдана охранная грамота сроком на 22 года на способ подъема воды, а действие грамоты было обусловлено тем, что автор в течение года начнет осуществлять предложение и что оно действительно окажется новым. Здесь необходимо отметить следующее:

- во-первых, был введен срок действия охранного документа;

- во-вторых, предусмотрено условие обязательного использования предложения самим изобретателем;

- в-третьих, предусмотрено условие, согласно которому в результате использования должно быть установлено, что предложение действительно является новым.

Последнее условие интересно тем, что новизна предложения должна была оцениваться не по тому, как она кратко сформулирована на бумаге, а по фактической демонстрации предложения публике.

В английских привилегиях XVI в. с 1558 г. также выдвигались требования новизны предложения и отмечалось, что в случае обнаружения более ранних авторов подобного изобретения привилегии будут переданы в их собственность.

Примерно в то же время кроме оценки новизны были выдвинуты и начали применяться в различных интерпретациях и другие критерии оценки изобретения, такие, как прогрессивность, изобретательский уровень или шаг, полезность и т.п. Так, в середине XVI в. в Англии был выдан патент на усовершенствование рукоятки ножа, однако позднее его аннулировали, так как было установлено, что усовершенствование не представляет значительного шага в развитии техники.