Файл: ГК_4_комм_Гаврилов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 5284

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обнародование такого проекта может быть, однако, запрещено государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией, если такой проект был разработан по заказу этого органа или организации. Из нормы, содержащейся в первой фразе абз. 2 п. 1 комментируемой статьи, вытекает, что если в договоре заказа, в соответствии с которым разработан проект официального документа или официального символа или знака, не содержится запрета на обнародование этого проекта, то разработчик вправе его обнародовать.

Следует, однако, учитывать, что к данному отношению применимы нормы ст. 1295 ГК РФ, касающиеся служебных произведений.

В отношении служебных произведений никакой презумпции права автора на обнародование служебного произведения не предусмотрено. Поэтому и в данном случае следует полагать, что должно применяться предположение о том, что обнародование проекта может быть произведено при наличии согласия со стороны государственного органа, органа местного самоуправления муниципального образования или международной организации. Таким образом, норма, содержащаяся в первой фразе абз. 2 п. 1, не совсем точна.

4. Пункт 2 комментируемой статьи исходит из того, что когда такой проект обнародован разработчиком либо направлен разработчиком в государственный орган, орган местного самоуправления или в международную организацию, то это означает, что разработчик проекта (автор) выразил согласие на то, чтобы этот проект был утвержден и превратился в официальный документ, официальный символ или знак.

Иными словами, разработчик (автор) выразил свое согласие на то, чтобы авторские права на этот объект прекратились, перестали существовать.

В этих условиях соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или международная организация имеют право осуществлять подготовку официального документа, разрабатывать официальный символ или знак и использовать этот проект по своему усмотрению без дальнейшего согласия разработчика (автора). Это использование может выражаться в опубликовании, воспроизведении, распространении экземпляров. При этом в проект могут вноситься изменения и дополнения - также без согласия автора.

Гражданский кодекс РФ не устанавливает обязанности выплачивать вознаграждения разработчику (автору) за такое использование проекта. После официального принятия проекта к рассмотрению государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией он может использоваться ими без указания имени разработчика (автора), хотя его авторство сохраняется.

Отметим, что для всех других лиц (кроме соответствующего государственного органа, органа местного самоуправления и международной организации) такой проект вплоть до его официального принятия остается охраняемым объектом авторского права.


5. В отношении любого произведения, как обнародованного, так и необнародованного, между автором произведения и государственным органом (органом местного самоуправления, международной организацией) может быть заключен договор, в соответствии с которым это произведение будет рассматриваться как проект официального документа, символа или знака либо сразу будет утверждено в качестве официального такого объекта.


Статья 1265. Право авторства и право автора на имя


Комментарий к статье 1265


1. Статьи 1265 - 1269 ГК РФ посвящены личным неимущественным правам авторов произведений. Эти права не имеют экономического содержания и тем отличаются от имущественных прав. Данное отличие личных неимущественных прав от имущественных сохраняет свое значение и в настоящее время, несмотря на введение положений о материальной компенсации за причинение морального вреда при нарушении личных прав (ст. 151 ГК РФ).

2. Право авторства - это право признаваться, считаться автором произведения. Оно не совпадает с правом на имя.

Право авторства является закреплением и правовым отражением фактической работы автора по созданию произведения.

Опираясь на право авторства, а не на иные принадлежащие ему правомочия, автор защищает свои права и интересы в случае прямого присвоения авторства другим лицом (плагиат - ч. 1 ст. 146 УК РФ) или если авторство приписывается другому лицу.

Право авторства может осуществлять только автор, только он может утверждать: "Я - автор произведения". После его смерти право авторства прекращается. О защите авторства после смерти автора см. ст. 1267 ГК РФ.

3. Право на имя есть право на выбор способа указания имени автора при использовании произведения. При этом имеется в виду использование, которое осуществляется как самим автором, так и иными лицами.

В пункте 1 комментируемой статьи указываются три возможных способа указания имени автора: указание подлинного имени (абз. 1 п. 1 ст. 19 ГК РФ); указание вымышленного имени (псевдонима); использование произведения без обозначения имени (анонимно).

Авторское право на имя не совпадает с общегражданским правом на имя, принадлежащим любому физическому лицу.

Способ указания имени автора определяется в лицензионном или ином договоре. Разумеется, указание псевдонима может осуществляться только с согласия автора. Псевдоним не должен вводить потребителей в заблуждение, он не должен совпадать с именем известного лица.

В деле Игорь Волгин против Игоря Волознева и др. (рассмотрено Замоскворецким районным судом г. Москвы; решение оставлено без изменения коллегией по гражданским делам Мосгорсуда) ответчик использовал псевдоним Игорь Волгин для своих детективных романов. Истец требовал запретить использование этого псевдонима, заявляя, что он совпадает с его подлинным именем и фамилией, которые широко известны; истец требовал также выплаты ему денежной компенсации. Суд вынес решение об отказе в иске, поскольку было установлено, что имя истца не является широко известным, тем более что на книгах ответчика помещалась его фотография, а также указывалось отчество ответчика, не совпадающее с отчеством истца.


Верховный Суд РФ указал, что только автор может разрешить использовать свое произведение без указания имени (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2000 г. // Бюллетень ВС РФ. 2001. N 7. С. 9). Вместе с тем следует учитывать сложившуюся практику: во многих случаях (например, при радиотрансляциях) указание имен всех авторов произведений практически невозможно. Кроме того, надо отличать случаи неуказания имени автора, не приводящие к присвоению авторства, от случаев неуказания имени, приводящих к присвоению авторства.

При отсутствии особого указания со стороны автора произведение обозначается либо фамилией, именем и отчеством автора, либо его фамилией и инициалами (инициалом). Требования автора об изменении этих условий являются законными.

Порядок проставления имен соавторов определяется соглашением соавторов, которое должно соблюдаться пользователями как одно из проявлений права на имя. При отсутствии такого соглашения имена соавторов указываются в алфавитном порядке.

Автор вправе в любое время раскрыть или снять свой псевдоним (аноним).

Автор может иметь несколько псевдонимов. Он может пользоваться псевдонимом лишь для некоторых своих произведений.

Если произведение используется под псевдонимом или без указания имени автора (анонимно), то лица, которым из заключенного автором договора стало известно подлинное имя автора (работники издательства, редакции журнала, телевещательной организации), не вправе раскрывать имя автора.

Однако не совершает никакого нарушения личных авторских прав ученый, который в результате своих исследований приходит к выводу, что автором определенного произведения является какое-то лицо, и публикует этот вывод.

4. В первой фразе п. 1 комментируемой статьи устанавливается, что право авторства и право на имя являются неотчуждаемыми и непередаваемыми другим лицам не только в том случае, когда автор предоставляет другим лицам право использования произведения по лицензионному договору, но и в том случае, когда автор отчуждает свои исключительные права.

Во второй фразе п. 1 указано, что отказ автора от права авторства и права на имя ничтожен. Из этой нормы, однако, имеется одно исключение, оно указано в ст. 1264 ГК РФ (см. также комментарий к этой статье).

5. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает право издателя произведения в определенном случае защищать права автора и обеспечивать их осуществление.

Данная норма применяется в том случае, когда произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом, причем псевдоним "не раскрыт", т.е. автор публично не делал заявлений о принадлежности ему этого псевдонима.

Нельзя не отметить, что выражение "когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности" не является точным и определенным. В связи с этим следует ориентироваться на более ясную формулировку, содержащуюся во второй фразе п. 2: издатель вправе выступать в качестве представителя автора "до тех пор, пока автор не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве".


В этом случае издатель, который опубликовал произведение или который считается опубликовавшим произведение, поскольку его имя или наименование указаны на экземплярах этого произведения, считается представителем автора (или иного правообладателя). При этом издатель не должен представлять доверенность от автора или договор с автором, поскольку автор пожелал сохранить свое имя в тайне. Таким образом, в данном случае имеет место представительство по закону.

Издатель, действуя как представитель, имеет право не только защищать права автора (иного правообладателя) в случаях бездоговорного нарушения авторских прав, но и заключать лицензионные договоры с теми лицами, которые выразят желание использовать произведение.

Когда автор раскроет свою личность и заявит о своем авторстве, начатый издателем судебный спор о защите авторских прав должен быть приостановлен (до вступления автора в дело). Что касается лицензионных договоров, заключенных издателем, то они сохраняют свою силу.

Если произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом несколькими издателями, каждый из них получает право считаться представителем автора в соответствии с п. 2 комментируемой статьи, поскольку п. 1 ст. 1287 ГК РФ относится к случаям как первого, так и последующего опубликования произведения.


Статья 1266. Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений


Комментарий к статье 1266


1. Право на неприкосновенность произведения, отмененное в 1993 г., ныне восстановлено в российском законодательстве после четырнадцатилетнего перерыва.

2. Право на неприкосновенность произведения сформулировано как пассивное право запрета, как обязанность, налагаемая на третьих лиц.

На самом деле это именно личное право самого автора: право вносить в свое произведение различные (любые) изменения, сокращения и дополнения, право снабжать произведение при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием или иными пояснениями. Этому - активному - личному праву автора соответствуют обязанности любых третьих лиц - не осуществлять указанные действия без согласия автора. Указанное согласие автора фиксируется в договоре.

Данное правомочие на неприкосновенность произведения, как это видно из приведенной выше нормы, касается как самого произведения, так и некоторых элементов, сопровождающих произведение, - иллюстраций, предисловия, послесловия, комментариев, пояснений, т.е. элементов, являющихся внешними по отношению к объективной форме произведения.

Следует считать, что право автора определять и запрещать использование вместе с произведением этих внешних элементов ограничивается теми случаями и теми элементами, которые влияют на восприятие произведения и могут исказить создаваемое произведением впечатление. Так, комментарии обычно отвлекают от ознакомления с произведением, "разбивают" единое впечатление, создаваемое произведением.


Особо необходимо остановиться на "иллюстрациях". Под этим термином следует понимать не только снабжение литературного произведения рисунками, но и любое иное сочетание разных произведений, например сопровождение музыкального произведения воспринимаемыми зрительно изображениями ("синхронизацией", цветомузыкой и т.д.). Любое "иллюстрирование" должно производиться с согласия автора. Однако помещение, предположим, в том же номере журнала, где помещено произведение, отдельной критической статьи об этом произведении не нарушает авторского права на неприкосновенность и не требует согласования с автором.

Вообще пределы действия права на неприкосновенность как права запрета, адресованного третьим лицам, хорошо очерчены в норме, содержащейся в абз. 2 п. 1 комментируемой статьи.

Хотя этот абз. 2 относится к тому периоду времени, когда автор уже умер, тем не менее именно здесь раскрыта запретительная функция права на неприкосновенность: право на неприкосновенность направлено на то, чтобы без согласия автора не искажался замысел автора и не нарушалась целостность восприятия произведения. Если же ни того ни другого не происходит, право на неприкосновенность не должно действовать.

3. В абзаце 2 п. 1 комментируемой статьи рассматривается содержание права на неприкосновенность после смерти автора.

В этот период времени "активное" право на внесение изменений в произведение уже не существует: автора нет, а потому произведение должно быть "заморожено"; надо сохранить произведение в таком виде, в каком оно было создано автором.

Однако лицо, осуществляющее правомочия по охране неприкосновенности произведения после смерти автора, вправе разрешить внести в произведение изменения, сокращения, дополнения, но лишь такие, которые не искажают замысел автора и не нарушают целостность восприятия произведения.

Кроме того, имеется еще одно дополнительное условие, которое должно существовать для того, чтобы можно было внести в произведение изменения, сокращения, дополнения: внесение таких изменений и т.п. не должно противоречить воле умершего автора, определенно выраженной им в завещании или в ином письменном документе (письмо, дневник и т.п.).

Следует считать, что нормы, содержащиеся в абз. 1 п. 1, касаются равным образом и снабжения произведения иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями и пояснениями, хотя об этих действиях данная норма прямо не упоминает.

4. Выше нами было упомянуто лицо, осуществляющее правомочия по охране неприкосновенности произведения после смерти автора.

В абзаце 2 п. 1 комментируемой статьи это лицо указано как "лицо, обладающее исключительным правом на произведение". Однако в соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 1267 ГК РФ им может быть назначено и иное лицо. Что касается нормы, содержащейся в абз. 2 п. 2 ст. 1267 ГК РФ, то она противоречит норме, содержащейся в абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ.