Файл: Метод указания к контрольным работа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Информатика

Добавлен: 28.11.2018

Просмотров: 3503

Скачиваний: 40

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

10

Со списком можно выполнять следующие операции: сорти-

ровку, фильтрацию, вычисление промежуточных итогов. Напри-
мер, в списке на 

рис. 1

 все записи можно отсортировать по пер-

вому полю, расположив фамилии сотрудников в алфавитном по-
рядке, или по четвертому полю – например, в порядке убывания 
стажа работы. 

С  помощью  фильтра  можно  отобрать  из  списка  записи, 

удовлетворяющие  определенным  условиям.  Например,  оставить 
в списке фамилии только тех сотрудников, день рождения кото-
рых  совпадает  с  текущей  датой,  или  фамилии  сотрудников  со 
стажем  работы  не  менее 10 лет  и  окладом  выше 4000 рублей  
и  так  далее.  Для  решения  подобных  задач  пользователь  имеет 
возможность  применять  два  вида  фильтров:  автофильтр  и  рас-
ширенный  фильтр.  Примером  вычисления  промежуточных  ито-
гов  в  рассматриваемом  списке  может  служить  сумма  премиаль-
ных,  полученных  сотрудниками  подразделения  за 2007 год  и 
другие. 

MS Excel автоматически распознает списки. Для этого дос-

таточно, чтобы в качестве текущей была выбрана одна из ячеек 
списка. 

В  качестве  списка  можно  обрабатывать  не  всю  таблицу,  а 

только  часть  ее  в  виде  соответствующего  диапазона  предвари-
тельно  выделенных  ячеек.  Если  такому  диапазону  присвоить 
имя, то переход к нему в текущей книге значительно упростится. 
При этом содержимое каждой ячейки в первой строке диапазона 
будет восприниматься в качестве имени соответствующего поля. 

Для  безошибочного  выполнения  операций  над  данными 

списка  рекомендуется  на  рабочем  листе  создавать  только  один 
список. Таким образом, размер списка ограничен размерами ра-
бочего листа. 

Записи  списка  могут  создаваться  и  редактироваться  обыч-

ным  образом – с  помощью  клавиатуры  или  с  использованием 
диалогового окна, называемого формой данных. 

 

Содержание работы 

 

1) Поместить  указатель  мыши  в  левую  верхнюю  ячейку 

списка. Затем записать в нее имя первого поля. 


background image

 

11

2) Записать  в  соседние  ячейки  этой  же  строки  имена  всех 

остальных полей списка. 

3) Изменить  ширину  столбцов  таблицы,  исходя  из  длины 

имени каждого поля. Если длина имени поля слишком велика в 
сравнении  с  данными,  которые  будут  записываться  в  этот  стол-
бец, используйте комбинацию клавиш <Alt>+<Enter> для записи 
имени поля в пределах одной ячейки в несколько строк. 

4) Выделить  и  присвоить  ячейкам,  образующим  поле  дан-

ных, нужные параметры форматирования (например, текстовый, 
денежный, числовой и др. форматы, в зависимости от назначения 
столбца списка). 

5) Начиная  со  второй  строки,  ввести  записи  списка.  Эле-

менты записей могут содержать значения и формулы. 

Таблица,  оформленная  таким  образом,  автоматически  рас-

познается Excel как список. Если формат ячеек с именами полей 
отличается от формата ячеек, предназначенных для хранения са-
мих данных, то первая строка такой таблицы автоматически вос-
принимается в качестве имен полей. 

 

Сортировка списка 

 

Под  сортировкой  списка  понимается  упорядочение  его  за-

писей  в  алфавитном,  числовом,  хронологическом  или  другом 
(заданном  пользователем)  порядке.  Сортировка  может  произво-
диться  по  содержимому  одного,  двух  или  трех  полей  одновре-
менно.  Причем  в  каждом  поле  может  быть  указан  свой  (убы-
вающий  или  возрастающий)  порядок  сортировки.  Если  для  вы-
полнения  операции  выбрано  содержимое  трех  полей,  то  алго-
ритм сортировки следующий: 

1. 

Вначале  сортируются  в  заданном  порядке  записи  по 

содержимому первого поля. 

2. 

Выполняется  дополнительная  сортировка  записей,  у 

которых  элементы  по  первому  полю  оказались  одинаковыми 
(сортировка таких записей осуществляется в заданном для второ-
го поля порядке). 

3. 

В  последнюю  очередь  происходит  сортировка  тех  за-

писей,  у  которых  элементы  по  первому  и  второму  полю  оказа-


background image

 

12

лись  одинаковыми  (с  применением  своего  порядка  сортировки, 
заданного для третьего поля). 

Если  задан  возрастающий  порядок  сортировки  по  опреде-

ленному  полю,  то  записи  будут  расположены  в  зависимости  
от содержимого этого поля: 

•  числа  сортируются  от  наименьшего  отрицательного  до 
наибольшего положительного; 

•  значения даты и времени будут отсортированы в поряд-
ке от наиболее раннего до наиболее позднего времени; 

•  текст – в  алфавитном  порядке  от  А  до Z, затем  
от А до Я; 
•  логические значения – сначала значения ЛОЖЬ (False),  
а затем значения ИСТИНА (True); 

•  тексты сообщений об ошибках, возникших при вычисле-
нии  по  формулам,  будут  отсортированы  в  порядке  их  сле-
дования. 

Расположение записей при сортировке списка в убывающем 

порядке противоположно рассмотренному выше. 

Для  сортировки  списка  необходимо  выполнить  следующие 

действия. 

1. 

Активизировать любую ячейку списка. 

2. 

На  вкладке  Данные  щелкнуть  Сортировка.  При  этом 

Excel автоматически выделит диапазон из всех ячеек списка и на 
экране появится диалоговое окно Сортировка. 

3. 

Задать  нужный  порядок  сортировки  по  полям  списка, 

выбрать их имена в соответствующих полях диалогового окна. 

4. 

Нажать ОК. 

Примечания. 

• 

При  выборе  в  любом  порядке  сортировки  пустые 

ячейки поля размещаются в конце отсортированного спи-
ска. 

• 

Сортировка  приводит  к  автоматическому  изменению 

относительных  ссылок,  содержащихся  в  формулах  пере-
мещаемых записей. Для исключения ошибок необходимо 
проверить,  чтобы  в  записях  не  было  относительных  ссы-
лок на ячейки других записей списка. При наличии таких 


background image

 

13

ссылок  необходимо  заменить  относительные  ссылки  аб-
солютными ссылками до выполнения сортировки. 

• 

Перед сортировкой части списка необходимо убедить-

ся, что выделены все поля списка, а не только те, которые 
видны  на  экране.  Если  выделение  не  захватит  все  поля, 
информация может оказаться перемешанной: выделенные 
поля отсортируются, а остальные останутся на месте. 

Для  того  чтобы  после  неоднократной  сортировки  или  слу-

чайного  перемешивания  данных  вернуться  к  первоначальному 
виду таблицы, необходимо иметь ее копию. 

 

Фильтрация списка 

 

Фильтрация  применяется  в  случаях,  когда  необходимо  из 

общего списка выбрать и отобразить на экране только те записи, 
которые удовлетворяют заданным условиям отбора. 

Excel предоставляет пользователю два способа фильтрации: 

с помощью автофильтра и с помощью расширенного фильтра. 

Фильтрация  с  помощью  автофильтра  применяется  в  случа-

ях,  когда  необходимо  быстро отфильтровать  данные с  заданием 
одного или двух простых условий отбора. Эти условия наклады-
ваются на содержимое ячеек отдельного столбца. 

Фильтрация с помощью расширенного фильтра рекоменду-

ется использовать в следующих случаях: 

1.  когда условие отбора должно одновременно применяться 

к ячейкам двух и более столбцов; 

2.  когда  к  ячейкам  одного  столбца  необходимо  применить 

три и более условий отбора: 

3.  когда в условии отбора используется значение, получен-

ное в результате вычисления заданной формулы. 

Чтобы  обработать  таблицу  с  помощью  автофильтра,  необ-

ходимо: 

1. выбрать в качестве активной любую ячейку; 
2. на вкладке Данные выполнить команду Автофильтр. 
Как только команда будет выполнена, в первой строке таб-

лицы рядом с именем каждого поля появятся кнопки со стрелка-
ми.  Нажатие  любой  из  этих  кнопок  приводит  к  открытию  соот-
ветствующего набора строк. Каждая строка набора представляет 


background image

 

14

собой  одно  из  неповторяющихся  значений  ячеек  выбранного 
столбца.  

Чтобы отфильтровать список по одному из имеющихся зна-

чений поля, достаточно выбрать это значение из развернувшего-
ся  набора  строк.  В  списке  остаются  только  те  записи,  которые 
содержат выбранное значение в данном столбце.  

Чтобы  отфильтровать  список  по  двум  и  более  значениям, 

встречающимся в столбце, необходимо выбрать строку Тексто-
вые фильтры. 

Для того чтобы после выполненной "автофильтрации" вер-

нуться к отображению на экране всех записей списка, можно ис-
пользовать следующие приемы: 

1. 

Последовательно  нажимать  кнопки  полей,  по  которым 

была выполнена фильтрация и в открывающихся при этом набо-
рах строк выбирать строку Все. 

2. 

Выбрать Очистить на вкладке Данные в группе Сор-

тировка и фильтр. 

3. 

Отказаться  от  применения  автофильтра.  Для  этого  сле-

дует еще раз выполнить команду Автофильтр на вкладке Дан-
ные.  Все  кнопки  автофильтра,  которые  были  в  первой  строке 
списка,  исчезнут,  и  на  экране  высветится  таблица  в  ее  первона-
чальном виде. 

При  использовании  расширенного  фильтра  условие  отбора 

задается в отдельном диапазоне ячеек текущего рабочего листа, 
который  называется  диапазоном  критериев.  Он  может  разме-
щаться  в  любом  месте  рабочего  листа.  Рекомендуется  отделять 
диапазон  критериев  от  фильтруемого  списка,  по  крайней  мере, 
одной  пустой  строкой  (столбцом).  В  этом  случае  исключается 
ошибочное восприятие программой ячеек диапазона критериев в 
качестве элементов списка. 

Диапазон  критериев  оформляется  следующим  образом:  в 

первой строке записываются (или копируются) имена полей спи-
ска, для которых задаются условия отбора, а во второй и после-
дующих строках вводятся непосредственно сами условия отбора. 

После  создания  диапазона  критериев  можно  непосредст-

венно  выполнить  саму  операцию  фильтрации  с  использованием