ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 1885
Скачиваний: 2
Вместе с тем предусматривались случаи, когда выморочное имущество переходило к другим лицам. Например, от служащих университетов - университетам, от духовных служителей - духовным учреждениям и т.д.
Достаточно много специальных норм было предусмотрено для наследования отдельных специфических объектов (например, заповедных имений) или от некоторых граждан (например, после военных чинов).
Революция и наследственное право
Многие скажут, что революция и наследственное право - понятия несовместимые, и будут абсолютно правы, потому что вооруженный переворот уничтожает граждан, а октябрьская революция попыталась покончить и с наследственным правом.
Следует особо отметить (можно сказать, выделить красной чертой) акт, принятый в апреле 1918 г. и сыгравший большую роль не только в наследственном праве (и, соответственно, в гражданском), но и в жизни всего общества. Название этого акта говорит само за себя: "Об отмене наследования" <1>!
--------------------------------
<1> Декрет ВЦИК от 27/14 апреля 1918 г. // Собрание узаконений. 1918. N 34. Ст. 456.
На основании данного документа наследование как по закону, так и по духовному завещанию отменялось. После смерти владельца имущество, ему принадлежавшее (как движимое, так и недвижимое), становилось государственным достоянием Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. При этом нетрудоспособные родственники по прямой нисходящей линии, по восходящей линии, полнородные и неполнородные братья и сестры, супруг умершего получали содержание из оставшегося после него имущества. В соответствии с Постановлением НКЮ РСФСР от 11 июня 1918 г. все находившиеся в производстве судов наследственные дела были прекращены и переданы в ведение местных Советов <1>.
--------------------------------
<1> Свод узаконений РСФСР. 1918. N 46. Ст. 549.
Имущество умершего поступало местному Совету, который передавал его в управление учреждений, ведающих на местах соответствующими имуществами Российской Республики, по последнему месту жительства умершего или по месту нахождения оставшегося имущества.
Характерно и то, что вышеназванный акт имел обратную силу по отношению ко всем наследствам, открывшимся до его издания, если они еще не приобретены наследниками или хотя и приобретены, но еще не поступили в их владение.
Рассмотренный документ появился не сам по себе, а во исполнение "Манифеста Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса <1>, где прямо указывалось на необходимость отмены наследования. Представляется, что не всегда те или иные теоретические разработки необходимо воплощать в жизнь, особенно если разработки от нее (жизни) оторваны. Декрет действовал недолго, но нанес колоссальный ущерб правосознанию, интересам конкретных граждан, юридически поддерживая тезис "после меня хоть потоп". Кроме того, наличие имущества, оставшегося после умершего, но еще не переданного и не учтенного соответствующими органами РСФСР, давало благоприятную почву для расхищения этого имущества.
--------------------------------
<1> См.: Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. М.: Госполитиздат, 1952. С. 55.
И еще один вопрос, без которого характеристика наследственного права того времени была бы неполной. Это - непризнание обязательств, возникших до 7 ноября 1917 г., т.е. до государственного переворота (иногда его называют Великой Октябрьской социалистической революцией). Официальная позиция была следующей: "погашаются не только обязательства, срок которых наступил до 7 ноября 1917 г., но, главным образом, те обязательства, которые возникли до 7 ноября 1917 г. и срок исполнения по которым наступает после 7 ноября 1917 г." <1>.
--------------------------------
<1> См.: Разъяснение III отдела НКЮ НКФину РСФСР N 1053 от 29 (VIII-24) // Гражданский кодекс РСФСР с постатейно-систематизированными материалами. Юрид. изд-во НКЮ, 1925. С. 913.
Проводя анализ одной из лучших работ по советскому наследственному праву - труда В.И. Серебровского "Очерки советского наследственного права" <1>, С.М. Корнеев указывал на то, что из содержания книги видно следующее: советская власть скоро забыла об отмене права наследования и достаточно полно урегулировала отношения наследования, предусмотрев почти все институты, которые свойственны наследственному праву буржуазных стран (хотя и в урезанном виде), например регулирование наследования по завещанию <2>.
--------------------------------
<1> См.: Серебровский В.И. Очерки советского наследственного права // Серебровский В.И. Избранные труды. М.: Статут, 1997. С. 32 - 249.
<2> См.: Корнеев С.М. В.И. Серебровский: очерк жизни, научной и педагогической деятельности // Серебровский В.И. Избранные труды. С. 15.
Советское наследственное право по ГК РСФСР 1922 г.
Переходя к новой экономической политике, руководители РСФСР понимали, что без собственности, хотя бы даже без приставки "частной", поднимать экономику государства невозможно. И конечно же, совершенно логично, что, хотя и в урезанном виде, наследственное право стало восстанавливаться.
22 мая 1922 г. Декретом ВЦИК "Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР" наследственное право было восстановлено. Декретом восстанавливалось наследование по завещанию и по закону <1>.
--------------------------------
<1> Свод узаконений РСФСР. 1922. N 36. Ст. 423.
Гражданский кодекс РСФСР, принятый 31 октября 1922 г. <1> и введенный в действие с 1 января 1923 г., законодательно закрепил существенное изменение подхода к наследственному праву. В его нормах уже говорилось о возможности наследования, но оно ограничивалось 10 тыс. рублей. В частности, ст. 416 указывала на то, что допускается наследование по закону и по завещанию в пределах общей стоимости наследственного имущества не свыше 10 тыс. рублей, за вычетом всех долгов умершего. При этом, если стоимость наследства превышала указанную сумму, производился раздел, и часть имущества, превышающая предельную сумму, переходила государству.
--------------------------------
<1> Там же. N 71. Ст. 904.
Гражданский кодекс 1922 г. ограничивал круг наследников только близкими родственниками (супруг умершего, его дети, внуки, правнуки), а также нетрудоспособными иждивенцами. Причем такое ограничение распространялось на наследников как по закону, так и по завещанию. При наследовании по закону имущество делилось между названными лицами.
Завещанием признавалось сделанное лицом распоряжение на случай смерти о предоставлении имущества одному или нескольким лицам. Завещание представлялось в нотариальный орган для внесения в актовую книгу. При этом выписка из актовой книги могла заменить завещание.
Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР от 29 января 1926 г. "Об отмене ограничения размера имущества, могущего переходить в порядке наследования и дарения" <1> с 1 марта 1926 г. отменялось ограничение и, соответственно, корректировался ГК РСФСР.
--------------------------------
<1> Там же. 1926. N 6. Ст. 37.
Отмена максимума наследования идеологически объяснялась "общими успехами социалистического строительства, решающими успехами политики социалистической индустриализации страны, когда в области промышленности вопрос "кто - кого" уже был предрешен в пользу социализма, когда быстро вытеснялся частник из торговли" <1>.
--------------------------------
<1> См.: Генкин Д.М., Новицкий И.Б., Рабинович Н.В. История советского гражданского права. М., 1949. С. 525.
В 1928 г. обязанность выдачи свидетельств о праве на наследство была возложена на нотариальные органы, ранее этим занимались народные суды (Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 18 января 1928 г. <1>). В апреле того же года к кругу возможных наследников были отнесены и усыновленные дети (Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 6 апреля 1928 г. <2>).
--------------------------------
<1> Свод узаконений РСФСР. 1928. N 14. Ст. 111.
<2> Там же. N 47. Ст. 355.
10 февраля 1930 г. <1> функция по принятию мер по охране наследственного имущества была возложена на нотариальные конторы, до этого этим занимались финансовые органы.
--------------------------------
<1> Там же. 1930. N 8. Ст. 93.
Война и наследственное право
Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. внесла значительные изменения в жизнь государства и каждого гражданина. Трагедия затронула всех: и военнослужащих, и гражданских лиц. Гибель военнослужащих и лиц, проживавших на охваченных военными действиями и оккупированных территориях, массовое передвижение граждан в связи с эвакуацией не давало возможности в нормальном порядке решать огромное количество проблем, в том числе осуществлять наследование.
15 сентября 1942 г. СНК СССР принял Постановление "О порядке удостоверения доверенностей и завещаний военнослужащих в военное время" <1>, которым разрешалось удостоверять завещания командованию воинских частей и начальникам госпиталей. Н.В. Рабинович в 1949 г. писал: "Упрощенный порядок оформления завещательных распоряжений был продиктован самой жизнью. В условиях военной обстановки на фронте, перед боем, в лечебном учреждении, разумеется, не могла быть обеспечена воинам нашей армии возможность участия нотариальных органов в засвидетельствовании их завещаний и распоряжений. Участие командования или начальника госпиталя в засвидетельствовании завещания являлось в этих случаях вполне достаточной гарантией достоверности и правильности последнего" <2>.
--------------------------------
<1> СП СССР. 1942. N 8. Ст. 133.
<2> Генкин Д.М., Новицкий И.Б., Рабинович Н.В. История советского гражданского права. М., 1949. С. 535 - 536.
На практике приостанавливалось течение шестимесячного срока для принятия наследства "впредь до прекращения соответствующих обстоятельств" (невозможности явки наследников вследствие призыва в армию, вследствие эвакуации и т.п.) <1>.
--------------------------------
<1> Генкин Д.М., Новицкий И.Б., Рабинович Н.В. История советского гражданского права. М., 1949. С. 536.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1943 г. <1> были освобождены от налога с имущества, переходящего в порядке наследования, наследники лиц, погибших при защите Родины.
--------------------------------
<1> Ведомости Верховного Совета СССР. 1943. N 3.
14 марта 1945 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О наследовании по закону и завещанию" <1>, где расширялся круг наследников и устанавливались очереди призвания к наследованию по закону.
--------------------------------
<1> Там же. 1945. N 15.
Советское наследственное право по ГК РСФСР 1964 г.
Гражданский кодекс РСФСР, принятый 11 июня 1964 г., вступивший в силу с 1 октября 1964 г. <1> и действовавший в части наследственного права с некоторыми изменениями и дополнениями более 35 лет (до 1 марта 2001 г.), расширил круг возможностей наследования по закону и по завещанию, установленный ГК 1922 г. Вместе с тем в нем законодатель продолжал исходить из потребительского назначения имущества, находящегося в личной собственности граждан.
--------------------------------
<1> Подробнее о наследственном праве, основанном на нормах ГК РСФСР 1964 г., см. первое (2000) и второе (2001) издания настоящей работы.
Здесь, наверное, уместно отметить, что советское законодательство прямо запрещало извлекать доходы, не относящиеся к трудовым (ст. 13 Конституции Союза ССР 1977 г., ст. 13 Конституции РСФСР 1978 г., ст. 111 ГК РСФСР 1964 г.). Земля принадлежала только государству. Исключительность права государственной собственности на землю была закреплена в основных законах как Союза ССР, так и всех его республик (например, ст. 10 Конституции Союза ССР и ст. 11 Конституции РСФСР) <1>.
--------------------------------
<1> По своему вещественному составу земля оценивалась только в натуральных измерениях и не имела стоимости и цены. См.: Советское земельное право / Под ред. В.П. Белезина и Н.И. Краснова. М., 1986. С. 38 - 45.
Законодательство не допускало "использование имущества для частной хозяйственной деятельности, систематического извлечения нетрудовых доходов". Для примера можно привести только название Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 июля 1962 г. "О безвозмездном изъятии домов, дач и других строений, возведенных или приобретенных гражданами на нетрудовые доходы" <1>.
--------------------------------
<1> Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1962. N 30. Ст. 464.
Кроме того, Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. предусматривал ответственность за использование жилого дома для получения нетрудовых доходов: такой жилой дом подлежал безвозмездному изъятию в фонд местного совета народных депутатов.
Помимо запрета на извлечение "нетрудовых доходов" советское законодательство устанавливало пределы количества и размеров объектов, находящихся в собственности одного гражданина. Так, ст. 106 ГК РСФСР указывала на то, что у гражданина или совместно проживающих супругов на праве собственности мог находиться только один жилой дом (или его часть). Кроме того, названная статья устанавливала предельный размер жилого дома (или его части), принадлежащего гражданину на праве личной собственности: жилая площадь дома не должна была превышать 60 квадратных метров (исключение могло быть сделано только для некоторых категорий граждан с разрешения исполнительного комитета городского совета народных депутатов). В тех случаях, когда гражданин, например, по наследству получал второй жилой дом, то "собственник вправе по своему выбору оставить в своей собственности любой из этих домов. Другой дом (дома) должен быть собственником в течение одного года продан, подарен или отчужден иным способом" (ст. 107 ГК РСФСР). Указанные ограничения не имели под собой никаких, кроме идеологических, оснований и, по выражению Е.А. Суханова, "были крайне неэффективны и даже вредны для общества" <1>.
--------------------------------
<1> Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М.: Юрид. лит., 1991. С. 145.
Одним из последних нормативных актов, касающихся данного вопроса, было Постановление Совета Министров РСФСР от 22 июля 1986 г. "О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами", которым перед органами государственного управления прямо ставилась задача усиления контроля за использованием гражданами жилых домов и помещений исходя из того, что они не могут использоваться для личной наживы и в других корыстных целях <1>.
--------------------------------
<1> СП РСФСР. 1986. N 20. Ст. 154.
С началом экономических преобразований в стране законодательство, регулирующее отношения собственности, предусмотрело значительное сокращение экономически необоснованных пределов осуществления права собственности. Законы "О собственности в СССР", "О собственности в РСФСР" раздвинули возможности осуществления права собственности. Новый Гражданский кодекс Российской Федерации, развивая и упорядочивая нормы, содержащиеся в названных Законах, в части первой (вступившей в силу 1 января 1995 г.) установил право собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые интересы других лиц действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК РФ).
Современное гражданское законодательство предоставляет гражданам право иметь в собственности любое имущество, за исключением отдельных объектов, которые в соответствии с федеральными законами не могут принадлежать гражданам (например, нельзя иметь атомную бомбу). При этом в отличие от законодательства, действовавшего до начала 90-х гг. XX в., количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются.