Файл: ГК_3_Наследственное право_Крашенниников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1929

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За совершение нотариальных действий, связанных с вопросами наследования и оформления наследственных прав, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

- за удостоверение завещаний, за принятие закрытого завещания - 100 рублей;

- за вскрытие конверта с закрытым завещанием и оглашение закрытого завещания - 300 рублей;

- за свидетельствование подлинности подписи на документах и заявлениях, если таковое обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 100 рублей;

- за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам наследодателя - 0,3% стоимости наследуемого имущества, но не более 100000 рублей, другим наследникам - 0,6% стоимости наследуемого имущества, но не более 1000000 рублей;

- за принятие мер по охране наследства - 600 рублей.


3. Особенности взимания государственной пошлины

при оформлении наследственных прав


Особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий предусмотрены ст. 333.25 НК РФ.

Так, при наличии нескольких наследников (в частности, наследников по закону, по завещанию или наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве) государственная пошлина уплачивается каждым наследником.

За выдачу свидетельства о праве на наследство, выдаваемого на основании решений суда о признании ранее выданного свидетельства о праве на наследство недействительным, уплачивается государственная пошлина. При этом сумма государственной пошлины, уплаченной за ранее выданное свидетельство, подлежит возврату. По заявлению плательщика государственная пошлина, уплаченная за ранее выданное свидетельство, подлежит зачету в счет государственной пошлины, подлежащей уплате за выдачу нового свидетельства, в течение одного года со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда. В таком же порядке решается вопрос при повторном удостоверении договоров, признанных судом недействительными.

Оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества (курса Центрального банка РФ - в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте) на день открытия наследства.

Стоимость транспортных средств может определяться как организациями, осуществляющими оценку транспортных средств, так и судебно-экспертными учреждениями органа юстиции.

Стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться как организациями, осуществляющими оценку недвижимости, так и организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения.

Стоимость земельных участков может определяться как организациями, осуществляющими оценку земельных участков, так и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области кадастра объектов недвижимости, и его территориальными подразделениями.


Стоимость иного имущества определяется специалистами-оценщиками.

Федеральным законом от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" отменено лицензирование оценочной деятельности. В то же время к субъектам оценочной деятельности предъявляются дополнительные требования, связанные с участием в одной из саморегулируемых организаций оценщиков, и обязательное страхование своей ответственности.

Оценка стоимости патента, переходящего по наследству, производится исходя из всех сумм уплаченной на день смерти наследодателя государственной пошлины за патентование изобретения, промышленного образца или полезной модели. В таком же порядке определяется стоимость переходящих по наследству прав на получение патента.

Оценка переходящих по наследству имущественных прав производится из стоимости имущества (курса Центрального банка РФ - в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте), на которое переходят имущественные права, на день открытия наследства.

Оценка наследственного имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, или переходящих на него по наследству имущественных прав определяется исходя из суммы, указанной в оценочном документе, составленном за границей должностными лицами компетентных органов и применяемом на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В процессе применения нового налогового законодательства, регулирующего вопросы взимания государственной пошлины, возник спорный вопрос: какая именно стоимость должна учитываться при выдаче свидетельств о праве наследования недвижимого имущества: рыночная стоимость имущества либо его инвентаризационная оценка?

До 2005 г. государственная пошлина (нотариальный тариф) взыскивалась с учетом инвентаризационной оценки имущества.

Инвентаризационная оценка недвижимого имущества производится органами технической инвентаризации. Она представляет собой стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Согласно ст. 5 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации от 4 августа 1998 г. определение стоимости зданий, строений и жилых помещений должно проводиться органами технической инвентаризации раздельно для целей статистического учета и для целей налогообложения физических лиц. Инвентаризационная оценка определяется в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минстроя России от 4 апреля 1992 г. N 87 "Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности". При проведении инвентаризационной оценки предусматривается применение органами технической инвентаризации расчетных повышающих коэффициентов, отражающих динамику изменений стоимости продукции в строительстве и строительной индустрии.


Понятие рыночной стоимости объектов дано в Федеральном законе от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ". Рыночная стоимость определена в нем как наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, с учетом всей необходимой информации.

В практике расхождение между рыночной стоимостью имущества и его инвентаризационной оценкой весьма существенно, поэтому вопрос о применении для наследственных правоотношений той или иной оценки представлялся достаточно принципиальным.

Вместе с тем действующее законодательство (за исключением ст. 1115 ГК РФ) не содержало прямых указаний о необходимости истребования той или иной оценки для оформления наследственных прав. Сами же по себе понятия "стоимость" и "оценка" по сути являются идентичными и обозначают выражение цены, ценности объекта. Без дополнительного уточнения, о какой именно цене идет речь, применение нового налогового законодательства было затруднительным. Неоднородно складывалась по данному вопросу и судебная практика: судами выносились диаметрально противоположные решения.

Принятый Государственной Думой 23 декабря 2005 г. Федеральный закон N 201-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" положил конец имеющим место разногласиям по этому вопросу.

По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в подп. 7 - 10 п. 1 ст. 333.25 НК РФ. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).

В случае представления нескольких документов, выданных организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами) с указанием различной стоимости имущества, при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.

Вместе с тем следует иметь в виду, что законом определены отдельные случаи, когда представление сведений о рыночной стоимости имущества все-таки является необходимым.

Один из этих случаев предусмотрен абз. 2 ст. 1115 ГК РФ. Если последнее место жительства наследодателя, обладавшего имуществом на территории Российской Федерации, неизвестно или находится за ее пределами, местом открытия наследства в Российской Федерации признается место нахождения такого наследственного имущества. Если наследственное имущество находится в разных местах, местом открытия наследства является место нахождения входящих в его состав недвижимого имущества или наиболее ценной части недвижимого имущества, а при отсутствии недвижимого имущества - место нахождения движимого имущества или его наиболее ценной части. Ценность имущества определяется исходя из его рыночной стоимости. Следует отметить, что применение упомянутой нормы в практике встречается достаточно редко.


Вторым случаем необходимости использования рыночной стоимости наследственного имущества, хотя и прямо не названным в законе, является выдача свидетельств о праве на наследство по завещанию, если при этом выдается также свидетельство о праве на наследство по закону на обязательную долю в наследстве и наследодателем завещано не все имущество, а только какая-то его часть.

В соответствии с п. 2 ст. 1149 ГК РФ право на обязательную долю в наследстве удовлетворяется из оставшейся незавещанной части наследственного имущества, а при недостаточности незавещанной части имущества для осуществления права на обязательную долю - из той части имущества, которая завещана. При этом в обязательную долю засчитывается все, что наследник, имеющий право на такую долю, получает из наследства по какому-либо основанию. При оформлении наследственных прав нотариусам приходится сталкиваться с несопоставимостью оценок различных видов имущества. Так, инвентаризационная оценка недвижимого имущества даже отдаленно не напоминает рыночную стоимость этого имущества. К примеру, реальная материальная значимость денежного вклада в сумме 100000 рублей и трехкомнатной квартиры по инвентаризационной оценке в ту же сумму никак не могут быть признаны сопоставимыми. При наследовании доли в уставном капитале хозяйственного товарищества или общества нотариусу представляется справка о действительной стоимости этой доли, которая определена исходя из чистых активов общества на момент открытия наследства. Как свидетельствует практика, эта действительная стоимость доли абсолютно неравноценна сумме, внесенной умершим участником общества в уставный капитал общества при его создании (номинальная стоимость доли). Таких примеров множество. Несопоставимость представленных оценок отдельных видов имущества, входящих в состав наследства, приведет к невозможности точно и правильно определить размер обязательной доли наследника.

Из изложенного следует единственный вывод: для расчета обязательной доли в наследстве, когда наследодателем завещана лишь часть имущества, оценки всех видов имущества, входящих в состав наследства, должны быть сопоставимыми. Достигнуть сопоставимости оценок возможно, только используя принцип рыночной оценки имущества.


4. Особенности применения нотариальных тарифов


Размеры нотариального тарифа, взимаемого нотариусами, занимающимися частной практикой, определены в ст. 22.1 Основ законодательства РФ о нотариате.

Нотариальный тариф за совершение перечисленных в указанной статье действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, взимается в следующих размерах:

- за удостоверение сделок, предмет которых не подлежит оценке (например, соглашения о разделе наследственного имущества), - 500 рублей;


- за удостоверение доверенностей, нотариальная форма которых не обязательна в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 200 рублей;

- за свидетельствование верности копий документов, а также выписок из документов - 10 рублей за страницу копии документов или выписки из них;

- за свидетельствование подлинности подписи на заявлениях (кроме заявлений о принятии наследства, об отказе от наследства, подлинность подписи на которых должна быть нотариально засвидетельствована) - 100 рублей;

- за выдачу свидетельства о праве собственности на долю в находящемся в общей собственности супругов имуществе, нажитом во время брака, в том числе за выдачу свидетельства о праве собственности в случае смерти одного из супругов, - 200 рублей;

- за совершение прочих нотариальных действий (в том числе каких-либо действий, связанных с оформлением наследства и не требующих при этом обязательной нотариальной формы) - 100 рублей.

За нотариальные действия, совершаемые вне помещений нотариальной конторы, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, нотариальный тариф взимается в размере, увеличенном в 1,5 раза.

В связи со вступлением в силу с 1 января 2005 г. Федерального закона N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" возник вопрос о возможности взимания нотариусами, занимающимися частной практикой, тарифов за услуги правового и технического характера, не охваченные новым законодательством.

Законодательством, анализ которого проводился выше, установлены ставки государственной пошлины и нотариального тарифа за совершение только нотариальных действий. Полагаем, что закон содержит пробелы в части оплаты по оказанию нотариусами отдельных услуг правового и технического характера, в частности не предусмотрены ставки государственной пошлины и нотариального тарифа за составление проектов документов, изготовление документов, разъяснительную работу и т.п.

Выполнение названных функций в соответствии со ст. ст. 15 и 16 Основ законодательства РФ о нотариате является неотъемлемой частью деятельности нотариуса, составляющим элементом его прав и обязанностей. Нотариус не вправе отказать гражданам в составлении проекта документа и оказании услуг технического характера.


5. Льготы по уплате государственной пошлины

(нотариального тарифа)


Льготы при обращении за совершением нотариальных действий предусмотрены ст. ст. 333.35 и 333.38 НК РФ. При этом льготы по уплате государственной пошлины при решении вопросов наследования возможно условно разделить на общие (освобождение от уплаты госпошлины за совершение всех нотариальных действий, в том числе оформление наследственных прав) и специальные (освобождение от уплаты госпошлины именно за оформление наследственных прав).