Файл: ГК_3_комм_Марышева_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3969

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все указанные лица при определении стоимости наследственного имущества должны руководствоваться едиными федеральными правилами оценочной деятельности, которые закрепляются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" <1> и принятыми в целях реализации его положений федеральными стандартами оценки <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.

<2> См.: Федеральный стандарт оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержден Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 256 // РГ. 2007. N 194; Федеральный стандарт оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержден Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 255 // РГ. 2007. N 194; Федеральный стандарт оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержден Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 254 // РГ. 2007. N 195.


6. Если ни последнее место жительства гражданина, ни место нахождения его имущества неизвестны, то место открытия наследства устанавливается в судебном порядке (гл. 28 ГПК). При этом заявление об установлении места открытия наследства может быть рассмотрено судом в порядке особого производства, если лица, совершающие нотариальные действия, не могут выдать заявителю свидетельство о праве на наследство по мотиву отсутствия или недостаточности соответствующих документов для подтверждения необходимого факта, а сам заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить документы, удостоверяющие место жительства наследодателя или место нахождения его имущества.


Статья 1116. Лица, которые могут призываться к наследованию


Комментарий к статье 1116


1. Комментируемая статья определяет круг лиц, которые могут быть призваны к наследованию, и основания их призвания.

2. Граждане могут призываться к наследованию и по завещанию, и по закону при условии, что находились в живых в день открытия наследства. Данное правило применяется с учетом положений п. 2 ст. 1114 ГК о коммориентах.

Также по двум указанным основаниям могут призываться к наследованию граждане, зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства (так называемые насцитурусы).

В отличие от прежнего законодательства (ст. 530 ГК 1964 г.) ГК не проводит разграничения между гражданами, родившимися после открытия наследства, подразделяя их на детей наследодателя и детей иных лиц. С принятием части третьей ГК к наследованию по закону могут быть призваны не только дети наследодателя, родившиеся живыми после открытия наследства, но и, например, дети родителей наследодателя (братья и сестры умершего) или дети братьев и сестер (племянники умершего) при призвании их к наследованию в установленном порядке.

Включая неродившихся лиц в круг потенциальных наследников, закон охраняет возможные интересы будущих субъектов права. Получив заявление об ожидаемом появлении на свет потенциального наследника, лицо, оформляющее наследственные права граждан, принимает меры по обеспечению его интересов. Так, до рождения наследника приостанавливается выдача свидетельства о праве на наследство (п. 3 ст. 1163 ГК); не может быть осуществлен раздел наследственного имущества (ст. 1166 ГК).


Если ребенок родится мертвым, то он при распределении наследства не учитывается.

Если же ребенок родится живым, хотя и нежизнеспособным, в силу чего умрет спустя незначительное время, следует придерживаться общих правил о наследовании. Необходимо лишь помнить, что, если ребенок умирает на первой неделе жизни, на основании соответствующих записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. Вместе с тем по просьбе родителей (одного из них) органы загс выдают документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка (п. 2 ст. 20 Закона об актах гражданского состояния).

3. Юридические лица могут быть призваны к наследованию только по завещанию при условии, что они существовали на день открытия наследства.

В период действия прежнего законодательства, когда в качестве возможных наследников упоминались лишь государственные, кооперативные и общественные организации (ст. 534 ГК 1964 г.), юридические лица, прямо не обозначенные в нормах гражданского законодательства о наследовании, но существовавшие на момент открытия наследства и указанные в завещании (например, товарищества и общества), могли призываться к наследованию на основании аналогии закона в силу провозглашенного равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений.

Установление существования юридического лица на момент открытия наследства производится на основании данных государственного реестра юридических лиц.

При этом необходимо учитывать, что изменение юридическим лицом фирменного наименования не ведет к появлению нового субъекта права и такое лицо должно призываться к наследованию.

Вместе с тем вопрос о призвании к наследованию юридического лица, прошедшего реорганизационные процедуры, должен решаться в зависимости от вида состоявшейся реорганизации. Для целей наследственного правопреемства не имеют значения выделение из юридического лица самостоятельных субъектов и присоединение к нему других юридических лиц. Соответствующие субъекты права (юридические лица, из состава которых выделились другие юридические лица либо к которым присоединились другие юридические лица) не утрачивают возможности вступить в наследство.

Если же юридическое лицо было реорганизовано путем разделения, слияния либо преобразования, то исходя из правил комментируемой статьи оно не может быть призвано к наследованию.

Однако такое положение дел вызывает заслуженные упреки.

Предположим, что прекращение реорганизуемого юридического лица произойдет после открытия наследства, но до истечения срока на его принятие, и при этом воля юридического лица на принятие либо отказ от наследства не будет выражена его органами. В подобной ситуации вывод о возможности заступления универсальных правопреемников юридического лица на его место в наследственных правоотношениях напрашивается сам собою. Однако недвусмысленная формулировка ст. 1116 блокирует подобную возможность, допуская призвание к наследованию исключительно указанных в завещании юридических лиц. Каких-либо специальных норм (сродни нормам о наследственной трансмиссии, применимым к отношениям с участием граждан) на сей счет в гражданском законодательстве не существует.


Нельзя не учитывать и судьбу тех универсальных правопреемников юридического лица, которые появились до открытия наследства. Завещатель не всегда мог быть осведомлен о состоявшемся правопреемстве и, следовательно, не мог изменить содержание завещания. Многие же из тех, кто мог быть осведомлен, скорее всего, не допускали и мысли о том, что их воля не будет исполнена (например, работник организации, сменившей лишь организационно-правовую форму, но не сменившей ни фирменного наименования, ни рода деятельности). Такое положение дел нельзя признать удовлетворительным. Остается ждать, что со временем поставленный вопрос найдет разрешение либо в судебной практике, либо в специально принятой правовой норме.

4. Публично-правовые образования - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и иностранные государства, а также международные организации - могут призываться к наследованию по завещанию при условии, что они существовали на день открытия наследства.

Особое место занимает наследование выморочного имущества (ст. 1151 ГК). Такое имущество всегда наследуется только по закону. При этом круг лиц, призываемых к наследованию выморочного имущества, в настоящее время расширен. Если ранее право на приобретение такого имущества имело только государство, то с принятием Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 281-ФЗ <1> соответствующее право в отношении жилых помещений, расположенных на территории Российской Федерации, предоставлено городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу, а в других субъектах Российской Федерации - муниципальным образованиям. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону только Российской Федерации. (Подробнее см. комментарий к ст. 1151.)

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6042.


Статья 1117. Недостойные наследники


Комментарий к статье 1117


1. Правила, изложенные в комментируемой статье, обобщают многолетнюю практику применения прежнего законодательства о лицах, отстраняемых от наследования за допущенное недостойное поведение.

Такие лица именуются недостойными наследниками и подразделяются на две категории: 1) лица, не имеющие права наследовать (п. 1 ст. 1117), и 2) лица, которые могут быть отстранены от наследования судом (п. 2 ст. 1117).

2. Лица, не имеющие права наследовать, представлены в ГК двумя группами субъектов.

В первую группу включены лица, которые своими действиями способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц (в призвании к наследованию которых у недостойных наследников должна быть заинтересованность, например, действия матери в интересах ребенка) к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства (абз. 1 п. 1 ст. 1117).


Ко второй группе отнесены родители, лишенные родительских прав и не восстановленные в этих правах ко времени открытия наследства (абз. 2 п. 1 ст. 1117).

3. Лица, указанные в абз. 1 п. 1 ст. 1117, утрачивают право наследования как по закону, так и по завещанию. Однако для отказа им в наследовании необходимо установить наличие следующих условий:

во-первых, действия должны быть умышленными. Если же действия совершены по неосторожности (в том числе и причинение смерти по неосторожности), то они не могут рассматриваться в качестве оснований применения данной статьи;

во-вторых, действия должны быть противоправными, а не обязательно лишь противозаконными, как было в прежнем законодательстве (ст. 531 ГК 1964 г.);

в-третьих, действия должны быть направленными либо против самого наследодателя или кого-нибудь из его наследников, либо против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании (например, путем подделки, уничтожения или хищения завещания либо принуждения к составлению или отмене завещания). При этом наступление соответствующих последствий не является обязательным, поскольку важна лишь направленность действий. Так, основанием для утраты права наследования следует считать покушение на убийство наследодателя либо кого-нибудь из его наследников.

Не имеют значения и мотивы соответствующего поведения. Если умышленное убийство гражданина совершено "потенциальным наследником" на почве личной неприязни, без намерения завладеть его имуществом, то преступник тем не менее лишается возможности наследовать имущество убитого, поскольку своими действиями способствовал призванию себя к наследованию.

Отмеченные обстоятельства должны быть подтверждены в судебном порядке, однако это не означает, что необходимо вынесение какого-либо специального решения суда о признании наследника недостойным. Достаточным будет наличие вступившего в законную силу приговора суда о признании лица виновным в совершении умышленного преступления.

Утрата названными лицами права наследования не всегда является бесповоротной. Если наследодатель после совершенных недостойными наследниками действий "простит" их, завещав им свое имущество, указанные лица вправе наследовать это имущество.

Вместе с тем не будет являться "прощением" со стороны наследодателя и не должно вести к призванию недостойных наследников к наследованию применение в отношении них акта амнистии. Состояние "недостойности" в данной ситуации сохраняет свою силу, поскольку соответствующие действия имели место. При этом существенным является следующее обстоятельство. Если акт амнистии был применен на стадии досудебного рассмотрения дела о совершенном преступлении, т.е. без судебного решения и без установления умысла в содеянном, то для отстранения недостойного наследника от наследования необходимо соответствующее решение суда. В противном случае (без судебного решения) формальных оснований препятствовать такому наследнику не существует.


4. Родители, лишенные родительских прав и не восстановленные в этих правах ко времени открытия наследства, не наследуют только по закону.

Вместе с тем в случае призвания их к наследованию по завещанию они не пользуются льготами, полагающимися им в случае призвания их по закону как родителей (например, более низкая ставка государственной пошлины), и не учитываются как наследники по закону при развитии наследственных правоотношений (см., например, порядок определения обязательной доли нетрудоспособных родителей - ст. 1149 ГК).

5. К числу лиц, которые могут быть отстранены от наследования судом, п. 2 комментируемой статьи относит граждан, злостно уклонявшихся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя (см., например, соответствующие статьи СК: ст. 80 "Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей", ст. 87 "Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей", ст. 89 "Обязанности супругов по взаимному содержанию", ст. 93 "Обязанности братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер", ст. ст. 94, 95 - взаимные обязанности внуков и их дедушек и бабушек, ст. 97 "Обязанности пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи"). Если лицо не выполняло обязанностей по содержанию наследодателя, возникающих исключительно в силу договора с наследодателем (например, договора пожизненного содержания с иждивением), то это обстоятельство не может служить основанием отстранения лица от наследования. К таким договорам не следует относить соглашения об уплате алиментов, поскольку соответствующие соглашения лишь оформляют условия реализации установленных законом обязанностей.

Лица, указанные в п. 2 комментируемой статьи, равно как и родители, лишенные родительских прав, не могут стать наследниками только по закону. Однако принципиальное отличие в статусах указанных субъектов состоит в том, что лица, уклонявшиеся от содержания наследодателя, отстраняются от наследования не в силу закона, а лишь решением суда, вынесенным по требованию заинтересованных лиц (наследников, сособственников наследодателя и др.).

При этом следует иметь в виду, что злостное уклонение от исполнения обязанностей по содержанию наследодателя должно быть подтверждено приговором суда, либо материалами гражданского дела о взыскании алиментов, или другими представленными доказательствами, подтверждающими этот факт (см. сохранившее свое значение Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 1 июля 1966 г. N 6 "О судебной практике по делам о наследовании" (п. 10).

Под уклонением от названных обязанностей в судебной практике принято считать не только прямой отказ от уплаты средств на содержание, но и сокрытие лицом своего действительного заработка, смену работы или места жительства с целью избежать удержаний по исполнительному документу, уклонение с той же целью от приносящей заработок деятельности и другие действия, свидетельствующие об уклонении от уплаты средств на содержание.