ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 2857
Скачиваний: 3
Нотариус обязан предупредить свидетеля, а также гражданина, подписывающего завещание вместо завещателя, о необходимости соблюдать тайну завещания (ст. 1123 ГК).
При удостоверении завещания нотариус обязан разъяснить завещателю содержание ст. 1149 ГК РФ и сделать об этом на завещании соответствующую надпись.
9. Входит ли в обязанности нотариуса, удостоверяющего завещание, установление дееспособности свидетеля и рукоприкладчика? Полагаем, что ответ на этот вопрос может быть только утвердительным. В соответствии с п. 2 ст. 1124 ГК РФ в случае, когда при составлении, подписании, удостоверении завещания или при передаче завещания нотариусу присутствуют свидетели, не могут быть такими свидетелями и не могут подписывать завещание вместо завещателя (т.е. быть рукоприкладчиками) граждане, не обладающие дееспособностью в полном объеме. Несоответствие свидетеля данному требованию может являться основанием признания завещания недействительным, таким образом, завещание становится заведомо оспоримым.
Нотариально удостоверенное завещание регистрируется в реестре регистрации нотариальных действий; сведения об удостоверенном завещании вносятся в алфавитную книгу учета завещаний.
10. В случае когда право совершения нотариальных действий предоставлено законом должностным лицам органов местного самоуправления и должностным лицам консульских учреждений РФ, завещание может быть удостоверено вместо нотариуса соответствующим должностным лицом с соблюдением правил Кодекса о форме завещания, порядке его нотариального удостоверения и тайне завещания.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Основы законодательства РФ о нотариате внесены изменения, касающиеся возможности совершения нотариальных действий главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления.
Согласно ч. 4 ст. 1 и ст. 37 Основ в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно, глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право наряду с другими действиями удостоверять завещания.
Понятия поселения, муниципального района, межселенной территории и иные понятия установлены ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).
Для целей указанного Федерального закона используются следующие основные термины и понятия:
- "сельское поселение" - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
- "городское поселение" - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
- "поселение" - городское или сельское поселение;
- "муниципальный район" - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
- "городской округ" - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации;
- "внутригородская территория города федерального значения" - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
- "муниципальное образование" - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения;
- "межселенная территория" - территория, находящаяся вне границ поселений;
- "органы местного самоуправления" - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
- "должностное лицо местного самоуправления" - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;
- "административный центр сельского поселения, муниципального района" - населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.
В законах и иных нормативных правовых актах РФ слова "местный" и "муниципальный" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.
Несмотря на то что в новой редакции ч. 4 ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате в отношении субъектов, имеющих право совершать отдельные виды нотариальных действий, использован соединительный союз "и", разумеется, что совершает их либо глава местной администрации поселения, либо специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения.
Нотариальные действия вышеуказанными должностными лицами совершаются в соответствии с Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 27 декабря 2007 г. N 256.
Согласно данной Инструкции глава местной администрации поселения, в котором отсутствует нотариус, имеет право совершать нотариальные действия по должности.
Решением главы местной администрации поселения, в котором отсутствует нотариус, совершение нотариальных действий может быть возложено на одно или нескольких должностных лиц местного самоуправления.
Информация о принятом решении должна быть доведена до сведения граждан, проживающих на территории поселения, территориального органа Федеральной регистрационной службы и нотариальной палаты субъекта Федерации.
Нотариальное делопроизводство осуществляется должностными лицами местного самоуправления в соответствии с правилами нотариального делопроизводства, утверждаемыми Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Нотариальное делопроизводство ведется должностными лицами местного самоуправления на языке, предусмотренном законодательством РФ, республик в составе Федерации, автономной области и автономных округов. Если обратившееся за совершением нотариального действия лицо не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформленных документов должны быть переведены ему нотариусом или переводчиком.
При совершении нотариального действия должностным лицом местного самоуправления на документах проставляется собственноручная подпись указанного лица и оттиск печати местной администрации поселения.
Таким образом, общие принципы и правила совершения нотариальных действий указанными должностными лицами соответствуют Основам законодательства РФ о нотариате.
В вышеназванной Инструкции содержится указание, что при совершении нотариальных действий на документах проставляется оттиск печати местной администрации поселения. В соответствии с Указом Президента РФ от 29 декабря 2008 г. N 1873 "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях органов местного самоуправления поселений" Государственный герб РФ помещается на печатях органов местного самоуправления поселений, используемых главами местной администрации поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений при совершении нотариальных действий в случае отсутствия в поселении нотариуса, а также воспроизводится на оформленных и (или) выдаваемых ими в связи с совершением нотариальных действий документах.
Статья 1126. Закрытое завещание
Комментарий к статье 1126
1. Комментируемая статья является новеллой в законодательстве, регулирующем порядок наследования. Завещатель вправе совершить завещание, не предоставляя при этом другим лицам, в том числе нотариусу, возможности ознакомиться с его содержанием (закрытое завещание). Закрытое завещание должно быть собственноручно написано и подписано завещателем. Несоблюдение этих правил влечет за собой недействительность завещания.
2. Закрытое завещание в заклеенном конверте передается завещателем нотариусу в присутствии двух свидетелей. Поскольку в соответствии с правилами п. 3 комментируемой статьи при передаче закрытого завещания нотариусу присутствие свидетеля является обязательным, отсутствие свидетеля при совершении указанного действия влечет за собой недействительность завещания (п. 3 ст. 1124 ГК). В комментируемой статье не содержится прямого указания на необходимость установления дееспособности свидетелей, однако не следует забывать, что несоответствие свидетеля требованиям, установленным п. 2 ст. 1124 ГК РФ может являться основанием для признания завещания недействительным.
Свидетели ставят на заклеенном конверте, переданном нотариусу завещателем, свои подписи. Конверт, подписанный свидетелями, запечатывается в их присутствии нотариусом в другой конверт.
Принимая от завещателя конверт с закрытым завещанием, нотариус обязан разъяснить завещателю содержание п. 2 комментируемой статьи (завещание должно быть собственноручно написано и подписано завещателем) и ст. 1149 ГК РФ (правила об обязательной доле в наследстве) и сделать об этом соответствующую надпись на втором конверте, в который помещается конверт с закрытым завещанием.
На этом втором конверте нотариус делает надпись, содержащую следующую информацию:
- о завещателе (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место проживания, реквизиты документа, удостоверяющего личность), от которого нотариусом принято закрытое завещание;
- о месте и дате принятия закрытого завещания;
- о свидетелях, присутствовавших при передаче завещания нотариусу (фамилии, имена, отчества, место жительства каждого свидетеля в соответствии с документами, удостоверяющими их личность);
- о проверке дееспособности свидетелей;
- отметку о разъяснении завещателю правил о собственноручном написании и подписании завещания и об обязательной доле в наследстве.
По окончании указанной процедуры нотариус обязан выдать завещателю документ, подтверждающий принятие закрытого завещания (свидетельство о принятии закрытого завещания).
3. По представлении свидетельства о смерти лица, совершившего закрытое завещание, нотариус не позднее чем через 15 дней со дня представления свидетельства вскрывает конверт с завещанием. Вскрытие конверта производится в присутствии не менее чем двух свидетелей и пожелавших при этом присутствовать заинтересованных лиц из числа наследников по закону. Свидетелями при вскрытии конверта с завещанием могут быть как те же лица, которые участвовали в качестве свидетелей при передаче закрытого завещания нотариусу, так и иные лица. Как правило, свидетели приглашаются заинтересованными лицами (наследниками по закону), однако могут быть приглашены и по инициативе самого нотариуса, особенно в тех ситуациях, когда наследников по закону не имеется либо они не прибыли на процедуру вскрытия конверта с завещанием.
О дате вскрытия конверта с закрытым завещанием нотариус должен известить наследников наследодателя по закону, местонахождение которых ему известно. В частности, сведения о наследниках по закону могут быть представлены лицом, предъявившим свидетельство о смерти завещателя. Если сведений о наследниках по закону у нотариуса не имеется либо никто из наследников по закону не изъявил желания присутствовать при процедуре вскрытия и оглашения закрытого завещания, нотариус должен произвести указанное действие без их участия в присутствии одних свидетелей. По данному поводу не может быть двух мнений, поскольку 15-дневный срок, указанный п. 4 комментируемой статьи, установлен как пресекательный, и вскрытие конверта с закрытым завещанием не позднее названного срока является обязанностью нотариуса.
4. Возникает вопрос: входит ли в обязанность нотариуса установление родственных отношений с наследодателем лиц, сообщивших о себе, что они являются наследниками по закону? Полагаем, что ответ на этот вопрос должен быть утвердительным. Нотариус должен на основании представленных ему документов удостовериться, что граждане, пожелавшие присутствовать при вскрытии конверта с закрытым завещанием и оглашении завещания, входят в круг наследников по закону. Очередность призвания к наследованию при этом значения, по всей вероятности, не имеет. Если кто-либо из наследников по закону не может подтвердить факт своих родственных отношений с наследодателем, то наследники, имеющие соответствующие документы, могут подтвердить данное обстоятельство, о чем следует указать в протоколе вскрытия конверта с закрытым завещанием.
Существует мнение, что, если лицо, объявляющее себя наследником по закону и желающее присутствовать при процедуре вскрытия конверта с закрытым завещанием и оглашении завещания, не может подтвердить свои родственные отношения с наследодателем, ему должно быть отказано в присутствии на этом процессе. Более того, нотариусам предлагается выносить при этом постановление об отказе в присутствии на вскрытии и оглашении завещания применительно к порядку, установленному ч. 2 ст. 48 Основ законодательства РФ о нотариате.
Полагаем, что изложенная позиция неверна в принципе. Если наследник не может на момент вскрытия конверта с завещанием подтвердить родственные отношения с наследодателем, ему не должно быть только по этому основанию отказано в присутствии на данной процедуре. Тем более недопустимо использование аналогии применения ст. 48 Основ, ибо отказ в совершении нотариального действия может быть обжалован заинтересованным лицом в судебном порядке, а данное постановление обжаловать не представляется возможным ввиду пресекательного 15-дневного срока, установленного законом для вскрытия конверта с закрытым завещанием и оглашения завещания.