Файл: ГК_2_комм_Садиков_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 5246

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Применение ст. 522 по аналогии закона возможно только при отсутствии в договоре соответствующего условия. Если даже исходить из того (см. п. 3 вводного комментария к гл. 30), что эта статья носит императивный характер, то и в таком случае ее предписания обязательны лишь при определении порядка погашения однородных обязательств по нескольким договорам поставки.


Статья 523. Односторонний отказ от исполнения договора поставки


Комментарий к статье 523


1. Согласно ст. 450 ГК договор может быть изменен или расторгнут: а) по соглашению сторон; б) при недостижении соглашения по решению суда (только при существенном нарушении договора другой стороной); в) в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных законом. Кроме того, ст. 310 ГК допускает односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, или одностороннее изменение условий такого обязательства также в случаях, предусмотренных договором.

В п. п. 2 и 3 комментируемой статьи названы нарушения условий договора, которые признаются существенными. Эти существенные нарушения договора поставки одной из сторон допускают односторонний отказ другой стороны от исполнения договора или одностороннее изменение его условий.

Кроме того, рядом статей ГК каждой из сторон при нарушении договора поставки другой стороной также предоставлено право отказаться (полностью или частично) от исполнения договора. Так, покупатель вправе отказаться от исполнения договора в случае передачи товара в меньшем, чем обусловлено договором, количестве (ст. 466), с нарушением ассортимента (ст. 468), с существенным нарушением требований к качеству (ст. 475) и к комплектности (ст. 480), при просрочке поставки (ст. 511).

Поставщик может отказаться от исполнения договора в случае несообщения покупателем ассортимента подлежащих поставке товаров (ст. 467), при необоснованном отказе покупателя от принятия товара (ст. 484) или его оплаты (ст. 486), при непредставлении покупателем отгрузочной разнарядки (ст. 509), при невыборке товаров покупателем в установленный срок (ст. 515).

В большинстве из перечисленных случаев применительно к договору поставки предусмотрено право покупателя или поставщика односторонне отказаться от исполнения договора в отношении той части товаров (той партии товаров), при поставке которой допущено нарушение договора.

2. Согласно п. п. 2 и 3 статьи для признания нарушения существенным и дающим право на односторонний отказ необходимо, чтобы оно было неоднократным, а когда поставлены товары ненадлежащего качества - при условии, что недостатки не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок. Названное в комментируемой статье существенное нарушение договора одной из сторон дает второй стороне право отказаться от исполнения договора полностью. Однако сторона, права которой нарушены, может выбрать любой из предусмотренных вариантов поведения, в т.ч. отказаться от исполнения договора полностью либо частично. Полный отказ признается расторжением договора, а частичный - изменением договора.


Под неоднократностью судебно-арбитражная практика понимает нарушение, допущенное не менее двух раз.

3. Сторона, заявившая об одностороннем отказе в связи с существенными нарушениями условий договора со стороны контрагента, вправе согласно п. 5 ст. 453 ГК предъявить ему требования о возмещении убытков, причиненных расторжением или изменением договора (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ N 18).

4. При наличии в ГК ряда норм, предоставляющих каждой из сторон право - вследствие того или иного нарушения договора - односторонне отказаться от его исполнения, можно полагать, что перечень существенных нарушений, упомянутых в комментируемой статье и предоставляющих право на односторонний отказ, не является исчерпывающим.

5. Согласно п. 4 статьи при одностороннем частичном или полном отказе стороны от исполнения договора последний признается соответственно измененным или расторгнутым. Сам термин "односторонний отказ" означает, что достаточно уведомления второй стороны об отказе. Это одностороння сделка. Согласия второй стороны на изменение или расторжение договора не требуется, т.к. отказ одной из сторон вызван нарушением второй стороной договорных условий. Не требуется в этих случаях и обращения в суд.

Сторона же, оспаривающая правомерность одностороннего отказа (одностороннего изменения или расторжения договора), не лишена права обратиться в суд с иском о признании договора действующим.

В соответствии с п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ N 18 суд, рассматривая спор, вытекающий из договора поставки, должен оценить правомерность доводов стороны, ссылающейся на то, что договор изменен или расторгнут в связи с односторонним отказом.

6. Действие одной из сторон, предоставляющее другой стороне право на односторонний отказ, автоматически изменения или расторжения договора не вызывает. Эта сторона о своем отказе от исполнения договора полностью или частично должна уведомить вторую сторону. Уведомление сообщается в письменной форме и подписывается лицом, уполномоченным на заключение, изменение или расторжение договора. Договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения другой стороной уведомления об отказе, если иной срок в нем не указан.

К отношениям сторон, когда одной из них предоставлено право на односторонний отказ от исполнения договора полностью или частично, порядок изменения или расторжения договора, предусмотренный ст. 452 ГК, неприменим.

7. Согласно ст. 450 ГК в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично договор считается соответственно расторгнутым или измененным. Прекращение в связи с односторонним отказом обязательства ст. 12 ГК рассматривает как один из способов защиты гражданских прав. Поскольку защита прав одной из сторон договора осуществляется односторонне без участия суда, такой способ защиты можно отнести к оперативным мерам воздействия на другую сторону - нарушителя договора.



Статья 524. Исчисление убытков при расторжении договора


Комментарий к статье 524


1. Статья содержит новые положения, которые в основном соответствуют предписаниям Венской конвенции 1980 (ст. ст. 75 и 76). Они давно известны зарубежному праву и широко применяются в практике, в т.ч. и отечественной, при разрешении внешнеэкономических споров в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ. Их использование существенно облегчает доказывание убытков при расторжении договора, ориентируя потерпевшую сторону на возможность пойти по одному из двух путей:

а) предъявить требования о возмещении конкретных убытков (в виде разницы между ценой, предусмотренной расторгнутым договором, и ценой по совершенной взамен сделке, когда потерпевшей стороной совершена сделка с третьим лицом взамен расторгнутой);

б) предъявить т.н. абстрактные убытки (когда не заключена сделка взамен расторгнутой), определив свои убытки в виде разницы между ценой, предусмотренной в расторгнутом договоре, и текущей ценой на момент расторжения договора, если на данный товар имеется текущая цена.

2. Статья, как в ней прямо указано, применима лишь в случаях, когда договор расторгнут. В правоприменительной практике неосновательными были признаны попытки использования ее положений для обоснования требований о возмещении убытков, вызванных нарушением обязательств по исполненному или продолжающему действовать договору.

3. При применении указанных положений необходимо учитывать ряд моментов. Во-первых, чтобы могли быть учтены условия договора, совершенного взамен, сам этот договор должен быть заключен в разумный срок после расторжения договора, в отношении которого предъявляется требование о возмещении убытков, и установленная в нем цена должна быть разумной (п. п. 1 и 2 ст. 524). Во-вторых, понятие текущей цены приведено в абз. 2 п. 3 ст. 524. Ею признается цена, обычно взимавшаяся при сравнимых обстоятельствах за аналогичный товар в месте, где должна была быть осуществлена передача товара. В данном случае в основном использованы те же критерии, что и при определении цены в возмездном договоре, когда она не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора (см. п. 3 ст. 424 ГК). Новым (уточняющим) моментом является то, что должна приниматься во внимание цена, применявшаяся в месте передачи товара. В-третьих, при отсутствии в месте передачи товара текущей цены (например, биржевой) используется текущая цена, применявшаяся в другом месте, которая может служить разумной заменой, но при этом должна учитываться разница в расходах по транспортировке товара.

4. Удовлетворение требований о возмещении убытков, исчисленных по правилам комментируемой статьи, не лишает потерпевшую сторону права требовать возмещения иных убытков на основании общих предписаний ГК (ст. 15). К иным убыткам в конкретных случаях могут быть отнесены, например, расходы продавца на хранение товара, не принятого покупателем, или расходы покупателя на фрахтование тоннажа, от которого он был вынужден отказаться из-за непоставки продавцом товара.


5. ГК (абз. 2 п. 1 ст. 520) предусматривает применение правила, установленного п. 1 ст. 524, и для случая исчисления расходов покупателя на приобретение товаров у других лиц при нарушении продавцом определенных обязанностей (см. п. 1 ст. 520 и коммент. к ней).

6. Хотя правила комментируемой статьи помещены в § 3 гл. 30 и относятся к договору поставки, они могут применяться, по аналогии закона, и к отношениям по договору купли-продажи, регулируемому правилами § 1 этой же главы.


§ 4. Поставка товаров для государственных нужд


Статья 525. Основания поставки товаров для государственных нужд


Комментарий к статье 525


1. Поставка товаров для государственных нужд выделена в ГК в качестве отдельного вида договора купли-продажи. Такие поставки осуществляются на основе двух самостоятельных договоров: а) государственного контракта; б) заключенного в соответствии с ним договора поставки. Договору поставки товаров для государственных нужд предшествует государственный контракт.

Государственный контракт и договор поставки товаров для государственных нужд отличаются от иных договоров поставки товаров, во-первых, целью продажи и приобретения товаров; во-вторых, участием в поставках государственных заказчиков, в качестве которых выступают органы исполнительной власти или уполномоченные ими лица; в-третьих, оплатой товаров за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Продажа и приобретение государственным заказчиком товаров за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования обусловили особый порядок заключения договоров и рассмотрения возникающих при этом разногласий, гарантированность государственным заказчиком платежей за поставленные товары.

2. Под государственными нуждами понимаются потребности Российской Федерации и ее субъектов в товарах, обеспечиваемых за счет федерального бюджета и внебюджетных источников. Все законы об обеспечении государственных нужд товарами возлагают обязанность формировать государственные заказы на соответствующие органы исполнительной власти.

В судебной практике встречаются решения, в которых отношения между государственным заказчиком и его контрагентами трактуются как административно-правовые. Однако государственные исполнительные органы, выступающие в качестве государственного заказчика, заключая государственные контракты (договоры) с поставщиками (исполнителями), вступают в отношения, регулируемые гражданским законодательством. В соответствии со ст. 124 ГК такие отношения государственных органов с иными участниками этих отношений - юридическими лицами и гражданами строятся на равных началах. Следовательно, заключаемые государственные контракты и договоры поставки товаров для государственных нужд являются гражданско-правовыми договорами.


Для трактовки заключенного договора поставки в качестве государственного контракта (договора поставки товаров для государственных нужд) необходимо наличие одновременно всех упомянутых признаков: цель обеспечения государственных нужд; формирование государственного заказа и заключение договора органом исполнительной власти или уполномоченными им лицами; оплата за счет бюджетных средств, как правило, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета, и внебюджетных источников финансирования.

Судебная практика исходит из того, что оплата договорных услуг за счет бюджетных средств, когда речь не идет о государственных нуждах, не дает оснований применять нормы о государственных контрактах (см.: Комментарий судебно-арбитражной практики. Вып. 9. М., 2002).

3. Государственному контракту (договору поставки товаров для государственных нужд) присущи черты, свойственные обычным договорам поставки. Его предметом, как правило, являются вещи, определяемые родовыми признаками; срок исполнения этого договора отдален от момента заключения; передача товаров осуществляется, как правило, частями в определенные договором сроки и периоды.

Вместе с тем можно отметить существенные отличия порядка заключения и содержания государственного контракта от заключения иных видов договора купли-продажи:

1) покупателем является государственный заказчик - орган государственный власти или уполномоченные им лица;

2) государственные контракты заключаются на основе государственного заказа, формируемого в установленном законом порядке;

3) основным способом размещения заказов на покупку товаров для государственных нужд является проведение конкурсов, позволяющих выявить поставщиков, предлагающих лучшие условия выполнения государственного заказа;

4) государственный заказчик обеспечивает возмещение убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного заказа;

5) порядок и сроки заключения государственного контракта (договора поставки) на основе заказов определены нормами ГК;

6) споры, возникающие при заключении государственного контракта (договора поставки товаров для государственных нужд), рассматриваются арбитражным судом независимо от того, имеется ли обязанность одной из сторон заключить договор.

4. Отношения, возникающие при заключении и исполнении государственного контракта, прежде всего регулируются § 4 гл. 30, затем нормами специальных законов и иных правовых актов о поставках товаров для государственных нужд. К этим отношениям в части, не урегулированной комментируемым параграфом Кодекса, применяются также правила о договоре поставки, предусмотренные § 3 гл. 30. При отсутствии же соответствующих норм в § 3 гл. 30 и в законах о поставках товаров для государственных нужд к данным отношениям на основании п. 5 ст. 454 ГК применяются общие нормы о купле-продаже.