Файл: ГК_2_комм_Садиков_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 5250

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. При отпуске энергоснабжающей организацией некачественной энергии потребитель вправе отказаться от ее оплаты. Однако энергоснабжающая организация вправе требовать от потребителя возмещения стоимости сбереженного вследствие использования некачественной энергии. Это правило обеспечивает энергоснабжающей организации возмещение абонентом неосновательного обогащения, полученного за ее счет.


Статья 543. Обязанности покупателя по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования


Комментарий к статье 543


1. Нарушение режима энергопотребления, самовольное увеличение присоединенной или заявленной мощности, потребление энергии сверх обусловленного договором количества, необеспечение надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования и другие нарушения условий договора потребителем могут нанести серьезный урон интересам энергоснабжающей организации и потребителя, а также сетевой компании, передающей энергию.

Поскольку внутренние энергетические сети, энергопотребляющие установки и приборы находятся, как правило, в собственности потребителей, на последних и возложена обязанность обеспечивать их обслуживание, исправность и безопасность.

В договорах на энергоснабжение стороны определяют не только подлежащее поставке количество энергоресурсов, но и чьими приборами ведется учет поставляемой энергии, место установки этих приборов. Приборы и системы учета должны быть метрологически аттестованы в качестве приборов коммерческого учета и защищены от несанкционированного доступа к информации и их программному обеспечению <*>.

--------------------------------

<*> См. Постановление Федеральной энергетической компании РФ от 07.09.2000 N 47/1 // Правовое регулирование и государственный контроль деятельности субъектов электроэнергетики в Российской Федерации. М: ООО "Центральное издательство", 2003. С. 211.


Приборы учета, как правило, устанавливаются на границе раздела сетей потребителя и энергоснабжающей организации (сетевой компании). Но не всегда представляется возможным установление приборов учета непосредственно на границе раздела сетей сторон договора. Нередко проектом строительства сетей и энергопотребляющих объектов предусматривается установка контрольно-измерительных приборов в здании, которое расположено в отдалении от границы раздела сетей.

На практике возникают споры при определении места установки приборов учета поставляемой энергии. С этим связано и отнесение на сторону договора потери энергоресурсов в сетях, по которым продолжается их транспортировка от приборов учета до потребляющих энергию установок потребителя.

Рассматривая данное дело в порядке надзора, Президиум ВАС РФ указал, что согласно Правилам поставки газа (п. 22) учет объема газа, передаваемого покупателю, производится, как общее правило, контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, а при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны (п. 23 Правил поставки газа).


Судом установлено, что у поставщика газа нет указанных приборов, учитывающих объем газа, передаваемого конкретному покупателю, а покупатель имел надлежащие контрольно-измерительные приборы по учету фактически поставляемого ему газа, установленные на границы раздела газопроводных сетей газотранспортной организации и покупателя. Следовательно, при указанных обстоятельствах учет передаваемого газа должен осуществляться по приборам учета принимающей газ стороны (Постановление Президиума ВАС РФ от 27.05.2003 N 7584/00).

Абоненты обязаны немедленно сообщить энергоснабжающей организации об авариях и других неисправностях, возникающих при пользовании энергией. Невыполнение абонентом указанных обязанностей может послужить основанием возложения на него неблагоприятных имущественных последствий, явившихся результатом пожара, аварии, неисправности.

2. Требования, которым должны соответствовать техническое состояние и эксплуатация энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 (СЗ РФ, 2004, N 32, ст. 3348) органом государственного энергетического надзора является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования определены действующими Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6 и зарегистрированными Минюстом РФ 22.01.2003 N 4145 (БНА РФ, 2003, N 24, 25).

3. В случаях, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, потребляющий энергию на бытовые нужды, обязанность обеспечить надлежащее техническое состояние электрических сетей, через которые подается энергия, и приборов учета, установленных вне квартиры, возлагается на энергоснабжающую организацию.

Что же касается внутриквартирной проводки и приборов учета, расположенных внутри квартиры, то обязанность обеспечения их надлежащего технического состояния и безопасности возлагается на собственника, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными правовыми актами или договором (ст. 210 ГК).


Статья 544. Оплата энергии


Комментарий к статье 544


1. Своевременная оплата поставляемых энергетических ресурсов является одной из социально значимых правовых проблем. В рыночных условиях, когда собственником поставляемых ресурсов выступает конкретное юридическое лицо, чьи имущественные интересы напрямую зависят от поступления платы за поставленный товар, обязанность потребителя оплачивать в согласованные сроки потребленную энергию является необходимым условием оборота электроэнергии как товара.


2. В пакете законодательных актов по реформированию электроэнергетики России, включая Закон об электроэнергетике, содержится новый подход к правовому регулированию оборота электрической энергии: сужение административных методов в пользу расширения частноправовых.

Переходный период реформирования электроэнергетики характеризуется параллельным действием старых и новых правовых норм, регулирующих оборот электрической энергии, что обусловлено функционированием в рассматриваемый период двух секторов рынка - регулируемого и свободного (конкурентного).

В силу Закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ:

устанавливается предельный объем электрической энергии, продажа которого разрешается по свободным (нерегулируемым) ценам каждому субъекту оптового рынка - поставщику электрической энергии;

определяется перечень зон оптового рынка (ценовые зоны оптового рынка), совпадающих с территорией одного или нескольких субъектов РФ, в границах которых всем субъектам электроэнергетики предоставляется право купли-продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам.

В отношении остального объема электрической энергии до даты окончания реформирования электроэнергетики сохраняется государственное регулирование цен.

С даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики <*> любые организации (за исключением гарантирующих поставщиков электрической энергии и организаций, в отношении которых Законом об электроэнергетике предусмотрен запрет на участие в отношениях, связанных с обращением электрической энергии), осуществляющие деятельность в качестве энергоснабжающих организаций, продают электрическую энергию по свободным ценам, имея лицензию на осуществление указанного вида деятельности.

--------------------------------

<*> Из внесенных Федеральным законом от 28.12.2004 N 178-ФЗ изменений следует, что указанный переходный период завершается 01.04.2006.


Под государственным регулированием цен на электрическую и тепловую энергию понимается установление компетентным государственным органом <*> экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

--------------------------------

<*> Постановлениями Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 (СЗ РФ, 2004, N 29, ст. 3049) и от 04.03.2004 N 136 (СЗ РФ, 2004, N 10, ст. 875) утверждены Положение о Федеральной службе по тарифам и Типовое положение об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.


Государственное регулирование тарифов осуществляется с целью: защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов; создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии.

3. В рыночных условиях произошло изменение формы оплаты энергоресурсов. Установленная ранее действовавшими нормативными актами и применявшаяся в течение многих десятилетий безакцептная форма списания стоимости поставленной электрической и тепловой энергии (см., например, Указ Президента РФ от 18.09.92 N 1091 (СА РФ, 1992, N 13, ст. 1006)) теперь действующими нормами права не предусмотрена.


Оплата осуществляется за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено федеральным законом, иными нормативными актами или соглашением сторон. При этом оплату за электрическую энергию потребители производят до 15-го числа текущего месяца, если иное не установлено соглашением сторон (Федеральный закон от 26.03.2003 N 38-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (СЗ РФ, 2003, N 13, ст. 1180)).

Из этого следует, что норма права, определяющая форму и сроки оплаты за поставляемую энергию, является диспозитивной и действует, если соглашением сторон не определено иное. В договоре энергоснабжения стороны вправе определить иную приемлемую для них форму и сроки оплаты потребляемой энергии <*>.

--------------------------------

<*> См.: Постановление Правительства РФ от 04.04.2000 N 294 "Об утверждении Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ" // СЗ РФ. 2000. N 15. Ст. 1594.


Постановлением Правительства РФ от 29.05.2002 N 364 утверждены особые условия поставки газа, подачи электрической и тепловой энергии и ее оплаты (СЗ РФ, 2002, N 23, ст. 2171), которые в обязательном порядке включаются в договоры, заключаемые газо- и энергоснабжающими организациями независимо от их организационно-правовой формы с финансируемыми за счет средств федерального бюджета организациями - потребителями топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающими безопасность государства.

К числу организаций, обеспечивающих безопасность государства, отнесены: воинские части, учреждения, предприятия и организации федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также предприятия, учреждения и организации уголовно-исполнительной системы и государственной противопожарной службы. Приведенный перечень потребителей энергии является исчерпывающим.

В соответствии с указанными особыми условиями энергоснабжающая организация обязуется не производить ограничения подачи электрической и тепловой энергии потребителю в пределах установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов в случае несвоевременного поступления платежей на ее счета.

Формирование разных уровней цен на энергоресурсы в зависимости от их потребления в пределах согласованной величины (или в пределах социальной нормы потребления) либо с превышением этих величин становится тенденцией, обусловленной дефицитностью рассматриваемых энергетических ресурсов и необходимостью обеспечения баланса между их производством и спросом. Законодательно закреплено, что государственное регулирование тарифов может проводиться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления (Федеральный закон от 26.03.2003 N 38-ФЗ).


В соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 125-ФЗ (СЗ РФ, 2003, N 28, ст. 2894) споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.


Статья 545. Субабонент


Комментарий к статье 545


Категория "субабонент" в системе энергоснабжения России длительное время являлась важным звеном, обеспечивающим доступ к энергии потребителям, не имеющим непосредственно присоединенных к энергоснабжающей организации сетей.

С завершением реформирования электроэнергетики "субабонент" практически приобретает новое качество - абонента. В обособление функций производства, передачи (транспортировки), оперативного (диспетчерского) управления, которые осуществляются возмездно (за отдельную плату) и автономно по каждой функции, абоненты, видимо, уже не будут выступать перепродавцами электроэнергии: этим будут заниматься энергоснабжающие организации.

В силу п. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике любые юридические и физические лица имеют право на технологическое присоединение своих энергопринимающих установок к электрическим сетям при наличии технической возможности для этого и при соблюдении ими установленных правил такого присоединения. Договор об осуществлении технологического присоединения является публичным, и им не предусматривается оказание услуг по передаче электрической энергии. За технологическое присоединение к электрическим сетям взимается разовая плата, которая устанавливается органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.


Статья 546. Изменение и расторжение договора энергоснабжения


Комментарий к статье 546


1. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает общее правило, согласно которому перерыв, прекращение или ограничение подачи энергии возможны по соглашению сторон.

В соответствии со ст. 541 ГК стороны при заключении договора могут предусмотреть право абонента изменить количество принимаемой энергии и порядок его осуществления. Возможно изменение по соглашению сторон в процессе исполнения договора и иных условий договора. Если соглашение сторонами не достигнуто, спор решается судом.

Вместе с тем комментируемая статья устанавливает основания для отказа от исполнения договора в одностороннем порядке. При этом п. 1 комментируемой статьи различно определяет основания для одностороннего отказа покупателя от исполнения договора или одностороннего изменения его условий в зависимости от того, является ли покупателем гражданин или юридическое лицо.

Договор, заключенный с гражданином, может быть расторгнут по его заявлению. При этом гражданин вправе отказаться от исполнения договора в любое время, уведомив об этом продавца, но при условии полной оплаты использованной им энергии.