Файл: ГК_2_комм_Садиков_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 5358

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Пределы раскрытия банковской тайны (порядок и условия предоставления указанной информации) без согласия владельцев счетов определяются законодательством.

В соответствии со ст. 26 Закона о банках справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, органам государственной налоговой службы, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

В соответствии с законодательством РФ справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных Законом о страховании вкладов, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном в кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан - иностранным консульским учреждениям.

Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц предоставляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Законом о противодействии легализации доходов.

6. Из приведенной выше ст. 26 Закона о банках усматривается, что ею установлены общее и специальное правила предоставления следственным органам информации, составляющей банковскую тайну.

По общему правилу органы предварительного следствия могут получать сведения, составляющие банковскую тайну, только при наличии возбужденного уголовного дела и с согласия прокурора (ч. 2 ст. 26 Закона о банках). Специальное правило вытекает из ч. 3 ст. 26 Закона о банках, согласно которой справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (СЗ РФ, 1995, N 33, ст. 3349) выявление, предупреждение и пресечение преступлений являются задачами оперативно-розыскной деятельности, при осуществлении которой проводятся различные оперативно-розыскные мероприятия, в частности, согласно ст. 6 этого Закона, наведение справок. Согласно п. 24 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, утв. Приказом МВД России от 13.03.2003 N 158 (БНА РФ, 2003, N 26), проверка сообщений о преступлении и иной информации о правонарушении, составляющая содержание оперативно-розыскных мероприятий, должна осуществляться в соответствии с письменным указанием начальника органа внутренних дел либо лица, исполняющего его обязанности. Следовательно, запрос органа внутренних дел, проводящего оперативно-розыскные мероприятия в целях выявления, предупреждения, пресечения налоговых преступлений и на основании сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, должен содержать присвоенный данным сведениям порядковый номер и письменное указание начальника органа внутренних дел на проверку этих сведений.


7. Условия предоставления таможенным органам сведений, составляющих банковскую тайну, определяются ст. ст. 363 и 408 Таможенного кодекса. Согласно ст. 363 Таможенного кодекса таможенные органы вправе получать от банков и иных кредитных организаций справки об операциях лиц, перечисленных в ст. 16 Таможенного кодекса, которые связаны с внешнеэкономической деятельностью и уплатой таможенных платежей, а также справки об операциях таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков.

8. В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 31 НК налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени. В ст. 86 НК предусмотрена обязанность банков сообщать налоговым органам об открытии или закрытии счета организации, индивидуальному предпринимателю в 5-дневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия счета; выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством РФ в течение 5 дней после мотивированного запроса налогового органа. За нарушение обязанности сообщать налоговым органам об открытии (закрытии) счета ст. 15.4 КоАП предусмотрена административная ответственность банков.

9. В соответствии со ст. 26 Закона о банках сведения, составляющие банковскую тайну, должны представляться кредитными организациями в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 таким органом является Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Статьей 6 Закона о противодействии легализации доходов установлен круг операций, подлежащих обязательному контролю. Это перечисленные в статье операции с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. руб.

Порядок представления кредитными организациями соответствующей информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) установлен Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.04.2002 N 245 (СЗ РФ, 2002, N 16, ст. 1572), и Положением ЦБР от 20.12.2002 N 207-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Вестник Банка России, 2003, N 2). В соответствии с п. 2.1 Положения N 207-П представление кредитной организацией в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Законом о противодействии легализации доходов, осуществляется через территориальное учреждение ЦБР.


В соответствии со ст. 9 Закона о противодействии легализации доходов ЦБР предоставляет в Росфинмониторинг информацию и документы, необходимые для осуществления его функций, в согласованном с ним порядке. Эти действия не могут рассматриваться как нарушение банковской тайны.

10. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 11.01.95 N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 3, ст. 167) Счетной палате предоставлено право требовать от ЦБР, банков и иных кредитно-финансовых учреждений представления информации, необходимой для обеспечения ее деятельности. Задачи и компетенция Счетной палаты определяются указанным Законом следующим образом. В соответствии со ст. 2 этого Закона ее задачей является контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в ЦБР, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на банки и другие финансово-кредитные учреждения, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества (ст. 12). Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью ЦБР, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета; деятельностью ЦБР по обслуживанию государственного долга РФ (ст. 19).

11. В числе органов и должностных лиц, которым должны быть предоставлены сведения, составляющие банковскую тайну, отсутствуют судебные приставы-исполнители. В соответствии с п. 3 ст. 46 Закона об исполнительном производстве они вправе получать интересующие их сведения через налоговые органы. Однако ВАС РФ признал, что судебный пристав-исполнитель при исполнении исполнительного листа суда вправе требовать от банка сведения о наличии денежных средств, находящихся на счетах его клиентов-должников, в переделах суммы, подлежащей взысканию в соответствии с исполнительным листом (п. 19 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утв. информационным письмом Президиума ВАС РФ от 21.06.2004 N 77).

12. За разглашение банковской тайны ЦБР, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом (ст. 26 Закона о банках).


Указанные организации могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков. Их должностные лица и иные работники могут быть подвергнуты дисциплинарным взысканиям и привлечены к материальной ответственности в случаях и порядке, установленных Трудовым кодексом.

Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, может повлечь уголовную ответственность соответствующих лиц в случаях, предусмотренных в ст. 183 УК.


Статья 858. Ограничение распоряжения счетом


Комментарий к статье 858


1. Комментируемая статья определяет формы ограничения права клиента банка свободно распоряжаться средствами, числящимися на его счете. Применение указанных мер допускается только в случаях, указанных в законе.

Помимо комментируемой статьи аналогичная норма содержится также в п. 3 ст. 845 ГК. В отличие от комментируемой статьи правило п. 3 ст. 845 допускает ограничение права клиента свободно распоряжаться денежными средствами не только в случаях, установленных законом, но и договором банковского счета.

Системное толкование комментируемой статьи и п. 3 ст. 845 позволяет сделать вывод, что указанные нормы не вступают в коллизию, т.к. сфера их применения различна. Комментируемая статья определяет формы и условия ограничения права владельца счета в публично-правовых отношениях с различными государственными органами. Такие ограничения допустимы только в случаях, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 1 ГК). Пункт 3 ст. 845 касается введения ограничений по распоряжению денежными средствами не только в публично-правовых отношениях владельца счета (случаи устанавливаются законом), но и в частноправовых отношениях. Последнее допустимо только с согласия владельца счета, которое должно следовать из договора банковского счета.

2. Комментируемая статья устанавливает две формы ограничения права владельца счета свободно распоряжаться своими денежными средствами: арест денежных средств и приостановление операций. Понятия ареста средств на счете и приостановления по нему операций могут быть выведены из анализа действующего законодательства и его судебного толкования.

Статья 27 Закона о банках определяет арест денежных средств как приостановление расходных операций по банковскому счету в пределах средств, на которые наложен арест. Простое сопоставление определения ареста средств на банковском счете, сформулированного в ст. 27 Закона о банках, и определения приостановления операций по счету, содержащегося в специальных нормативных актах, не позволяет выявить различие между указанными мерами. Так, например, приостановление операций по счетам налогоплательщика рассматривается ст. 76 НК так же, как прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Получается, что приостановление операций по счету - частный случай ареста денежных средств на счете. Однако такой вывод ошибочен, учитывая, что специальное законодательство довольно часто предоставляет компетентным органам право применять обе указанные меры. Например, в соответствии со ст. 76 НК налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам в банке, однако они не лишены также возможности использовать арест средств на счете (ст. 77 НК).


Наличие в законодательстве двух мер по ограничению права распоряжения счетом дает основание предположить, что арест средств на счете и приостановление по нему операций должны подчиняться разным правовым режимам.

Указанная разница может быть установлена путем анализа арбитражной практики. В письме ВАС РФ от 25.07.96 N 6 "О результатах рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отдельных вопросов судебной практики" (Вестник ВАС РФ, 1996, N 10) указано, что нельзя наложить арест на сам счет ответчика. Аресту подвергаются только те денежные средства, которые числятся на его счете. Аналогичный вывод был сделан также в Постановлении Пленума ВАС РФ от 31.10.96 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" (Вестник ВАС РФ, 1997, N 1). Таким образом, арест налагается компетентным органом не на счет, а на остаток средств на банковском счете, который представляет собой имущество владельца счета, находящее у третьего лица, т.е. в банке. В отличие от ареста приостановление расходных операций - иная мера. Она затрагивает только порядок исполнения договора банковского счета и может быть применена как при наличии, так и при отсутствии остатка счета. Эта мера может касаться приостановления всех расходных операций или какой-либо одной из них. В отличие от приостановления операций арест денежных средств может быть применен только в отношении тех счетов, с которых впоследствии допустимо производить взыскание. Например, нельзя наложить арест на валютные средства, которые учитываются на транзитном и специальном транзитном счетах, ввиду специального правового режима последних, исключающего обращение взыскания на указанное имущество. Вместе с тем использование меры по приостановлению банковских операций также имеет свои пределы, которые, однако, определяются по другим критериям. Например, нельзя приостановить операцию по обязательной продаже иностранной валюты, зачисленной на транзитный валютный счет, ввиду публично-правового характера соответствующей обязанности владельца счета. Приостановление операций, в отличие от ареста средств на счете, не требует обязательного обозначения в акте компетентного органа конкретной суммы, в пределах которой действует указанная мера воздействия.

3. В практике судов общей компетенции и арбитражных судов РФ наметился разный подход в применении ареста как меры по обеспечению иска. Так, в информационном письме Президиума ВАС РФ от 25.07.96 N 6 "О результатах рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отдельных вопросов судебной практики" указано, что при отсутствии средств на счете ответчика заявление истца о наложении ареста не может быть удовлетворено, поскольку арест не может быть наложен на суммы, которые поступят в будущем. Арест распространяется только на те деньги, которые числятся на счете в день поступления в банк исполнительного листа. Средства, зачисленные в последующие дни, считаются свободными от ареста, даже если фактически арестованная сумма окажется меньше суммы, указанной в исполнительном листе. Практика судов общей компетенции при этом осталась прежней. Суды общей юрисдикции, в отличие от арбитражных судов, исходят из возможности наложить арест на будущие поступления денежных средств и требуют накопления подлежащей аресту суммы на счете, если на день поступления в банк соответствующего определения на счете окажется остаток меньший, чем это предписано судебным актом.