ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6156
Скачиваний: 1
Комментарий к статье 758
Особенности договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ связаны со спецификой его предмета и характеристиками сторон договора. Так, на стороне подрядчика могут выступать только специальная проектная организация или предприниматель, имеющие лицензию на проведение необходимых работ. В настоящее время согласно статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" необходимо иметь лицензию на проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, и инженерные изыскания для строительства указанных объектов. Однако согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ с 1 января 2010 г. лицензирование в этой области отменяется.
Статья 759. Исходные данные для выполнения проектных и изыскательских работ
Комментарий к статье 759
Одной из обязанностей заказчика по указанному виду подрядных работ является передача подрядчику задания на проектирование и всех исходных данных, необходимых для составления технической документации. Как видно из статьи 759, задание по общему правилу готовит заказчик. Однако по соглашению сторон его подготовка может быть поручена подрядчику. В первом случае задание становится обязательным для сторон с момента подписания договора, во втором - с момента утверждения задания заказчиком. Это означает, что отступление от требований задания и других исходных данных возможно только с согласия заказчика.
Статья 760. Обязанности подрядчика
Комментарий к статье 760
1. Статья устанавливает основные обязанности подрядчика по выполнению проектных и изыскательских работ. Перечень обязанностей подрядчика не является исчерпывающим, хотя об этом прямо в статье не сказано. Главными из них являются: выполнение задания согласно технической документации и условиям договора, согласование технической документации с заказчиком, если обязанность по ее подготовке возложена на подрядчика, по окончании работ передача заказчику готовую техническую документацию вместе с результатом работы. Настоящая статья устанавливает запрет для подрядчика на передачу технической документации третьим лицам без согласия заказчика. Таким образом, создается дополнительная правовая защита коммерческой информации, к которой, несомненно, может относиться содержание технической документации.
2. Исходя из содержания пункта 2 статьи 760 можно сделать вывод, что подрядчик при подготовке технической документации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ гарантирует отсутствие прав третьих лиц, которые могут воспрепятствовать или существенно ограничить проведение работ.
Статья 761. Ответственность подрядчика за ненадлежащее выполнение проектных и изыскательских работ
Комментарий к статье 761
1. Подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ отвечает за:
- надлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ, если эта обязанность возложена на него договором;
- обнаруженные в ходе строительства и дальнейшей эксплуатации недостатки объекта, созданного на основе технической документации и данных изыскательских работ.
2. Ответственность заключается в обязанности подрядчика исправить недостатки в технической документации или в изыскательских работах за свой счет. При необходимости он также должен провести дополнительные проектные или изыскательские работы. Если у заказчика возникли убытки по причине возникших недостатков в технической документации, подрядчик обязан возместить эти убытки.
Статья 762. Обязанности заказчика
Комментарий к статье 762
Настоящая статья устанавливает обязанности заказчика по договору подряда на выполнение проектных и изыскательных работ. Они являются диспозитивными, о чем говорит фраза: "если иное не предусмотрено договором". Указанный перечень помогает определить минимальное количество обязанностей, что упрощает заключение договора. Стороны могут внести в договор другие обязанности, при этом исключив некоторые из перечисленных в настоящей статье.
§ 5. Подрядные работы для государственных
или муниципальных нужд
Статья 763. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд
Комментарий к статье 763
1. Особенностью подрядных работ для государственных или муниципальных нужд является не предмет договора, а цель. Способ оформления отношений заказчика и подрядчика также отличается от способа, используемого при оформлении работ в других случаях. Работы производятся на основании государственного или муниципального контракта. Еще одна особенность в том, что одной из сторон выступают государственные органы или муниципалитет
2. Пункт 2 определяет предмет государственного или муниципального контракта и основные права и обязанности сторон. Так, предметом могут выступать любые объекты, которые традиционно выступают предметом по договорам строительного подряда и по договорам на выполнение проектных и изыскательских работ. Таким образом, к отношениям сторон применимы общие положения об указанных видах договоров. Кроме того, к указанным отношениям применимы положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Подрядчик обязуется передать результат работ заказчику, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы.
Статья 764. Стороны государственного или муниципального контракта
Комментарий к статье 764
Настоящая статья определяет стороны по договору о проведении подрядных работ для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.
Со стороны подрядчика может выступать любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Сторона заказчика отличается большим разнообразием. Так, если контракт заключен для удовлетворения государственных нужд, заказчиком могут быть:
- государственные органы (в том числе органы государственной власти);
- органы управления государственными внебюджетными фондами;
- бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Последние выступают в роли заказчика, если размещение заказа происходит за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
При муниципальном контракте стороной заказчика являются:
органы местного самоуправления;
получатели средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Статья 765. Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта
Комментарий к статье 765
Статья носит отсылочный характер. Для определения оснований и порядка заключения государственного или муниципального контракта необходимо обратиться к положениям статей 527, 528 ГК РФ. Данные статьи регулируют порядок заключения контрактов на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд. Поэтому стоит упомянуть, что существует специальный закон, более подробно регулирующий данные отношения. Это Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Статья 766. Содержание государственного или муниципального контракта
Комментарий к статье 766
1. Статья определяет обязательные условия, которые должны содержаться в контракте. Данный перечень не является закрытым. Могут быть указаны дополнительные условия, которые не должны противоречить закону.
2. В случае проведения торгов или запроса котировок цен на работы в целях размещения контракта условия контракта на подрядные работы определяются по условиям, объявленным при проведении торгов или запроса котировок цен. В определении условий контракта также учитывается позиция подрядчика. Таким образом, принцип свободы договора в данном случае не нарушается.
Статья 767. Изменение государственного или муниципального контракта
Комментарий к статье 767
1. Основанием для изменения государственного или муниципального контракта служит уменьшение средств соответствующих бюджетов, выделяемых на выполнение работ. В связи с этим стороны должны согласовать:
сроки выполнения работ;
другие условия выполнения работ.
Изменение условий ведет к возникновению права подрядчика требовать от заказчика возмещения убытков, возникших только в связи с изменением сроков работ.
2. По общему правилу изменение условий контракта, не связанных со сроками и другими условиями работ, в одностороннем порядке не допускается. Однако законом могут быть предусмотрены случаи, когда такое изменение возможно. Так, в части 6.1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" указано, что при исполнении государственного или муниципального контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
Статья 768. Правовое регулирование государственного или муниципального контракта
Комментарий к статье 768
В контексте данной статьи необходимо обратиться к Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Этот же Закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры.
Глава 38. ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ,
ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ
Статья 769. Договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ
Комментарий к статье 769
Предмет договора НИОКР - работы, связанные с проведением исследования, разработкой и изготовлением образцов, и отдельные его этапы (элементы).
Сторонами договора могут выступать:
на стороне заказчика - любой субъект экономической деятельности;
на стороне исполнителя - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
При этом исполнитель имеет право привлечь третье лицо для выполнения условий договора. Отношения между исполнителем и третьим лицом регулируются по правилам, которые предусмотрены для отношений генерального подрядчика и субподрядчика.
На исполнителя могут быть возложены обязанности по разработке образца нового изделия, конструкторской документации на него или новой технологии.
Обязанность заказчика заключается в приемке выполненной работы и ее оплате. Риск невозможности проведения НИОКР лежит на заказчике как на разработчике технического задания.
Условия договора по НИОКР не должны нарушать положений законодательства об авторском и смежных правах, других положений об интеллектуальной собственности, которые закреплены в части 4 Гражданского кодекса РФ.
Статья 770. Выполнение работ
Комментарий к статье 770
Комментируемая статья устанавливает разные правила проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Так, в первом случае исполнитель по общему правилу обязан лично провести работы, а привлекать третьих лиц может только с согласия заказчика. Во втором - привлечение третьих лиц возможно по усмотрению исполнителя. Это связано прежде всего с тем, что для научно-исследовательских работ большое значение имеют личностные характеристики исполнителя, его научная база, потенциал, уровень научных достижений и т.п. Опытно-конструкторские работы больше связаны с технической оснащенностью исполнителя.
Статья 771. Конфиденциальность сведений, составляющих предмет договора
Комментарий к статье 771
Конфиденциальность - обязательное условие договора о проведении НИОКР. Это обусловлено тем, что в результате работ нередко создаются ноу-хау, создаются новые технологии и т.п. Объем конфиденциальных сведений должен быть указан в договоре. Сведения, не попавшие в перечень, не являются конфиденциальными.
Публикация конфиденциальных сведений возможна только с согласия другой стороны.
Статья 772. Права сторон на результаты работ
Комментарий к статье 772
Договор о проведении НИОКР должен предусматривать условия использования результатов работ. Только в указанных пределах стороны могут использовать полученные результаты. Если пределы использования результатов работ договором не установлены, пределы использования определяются нуждами стороны.