Файл: ГК_1-3_комм_Ершов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5979

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подробная характеристика каждой из указанных выше организационно-правовых форм дана в комментариях к соответствующим статьям ГК РФ.


Статья 51. Государственная регистрация юридических лиц


Комментарий к статье 51


Государственная регистрация юридических лиц - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных предусмотренных законодательством сведений о юридических лицах.

Государственная регистрация производится в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Осуществление государственной регистрации возложено на органы Федеральной налоговой службы (регистрирующий орган).

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

- учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;


- документ об уплате государственной пошлины.

Размер государственной пошлины, подлежащей уплате за государственную регистрацию юридического лица, установлен пунктом 1 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ в сумме две тысячи рублей.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

- учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

- конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных федеральным законом. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Основанием внесения записи в реестр является принятое регистрирующим органом решение о государственной регистрации.


Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

Основания отказа в государственной регистрации установлены статьей 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Таковыми являются:

- непредставление необходимых для государственной регистрации документов;

- представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

- наличие в Едином государственном реестре юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (в этом случае не может быть зарегистрировано новое юридическое лицо, создаваемое в порядке реорганизации юридического лица, в отношении которого осуществляется процедура ликвидации).

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, рассматриваемые в качестве таких оснований.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.


Статья 52. Учредительные документы юридического лица


Комментарий к статье 52


Все юридические лица независимо от их организационно-правовой формы действуют на основе законодательства, регулирующего деятельность соответствующего вида юридических лиц. В то же время в силу принципа диспозитивности, присущего регулированию гражданско-правовых отношений, многие вопросы, связанные с деятельностью юридических лиц, в законодательстве закреплены лишь в общем виде, а более детальное регулирование этих вопросов, особенно имеющих внутриорганизационный характер, отнесено на усмотрение самих юридических лиц в лице их органов, а также учредителей.

Такое регулирование осуществляется посредством учредительных документов. В качестве учредительного документа юридического лица, в зависимости от его организационно-правовой формы рассматриваются устав либо учредительный договор. При этом, исходя из положений части 1 комментируемой статьи, возможно установление случаев, когда оба эти документа признаются учредительными. Так, данное требование распространяется на некоммерческие организации, а до 1 июня 2009 года такие требования предъявлялись и к составу учредительных документов общества с ограниченной ответственностью.


Хотя за учредительным договором общества с ограниченной ответственностью более не признается статус учредительного документа, положения прежней редакции соответствующего федерального закона могут служить в качестве примера требований, предъявляемых к данному документу. Такой пример может быть применен и к товариществам (с учетом особенностей данной организационно-правовой формы), поскольку специальных законов, регулирующих деятельность товарищества, не существует.

В учредительном договоре учредители общества (товарищества) обязуются создать общество (товарищество) и определяют порядок совместной деятельности по его созданию. Учредительным договором определяются также состав учредителей (участников) общества (товарищества), размер уставного капитала общества (складочного капитала товарищества) и размер доли каждого из учредителей (участников) общества, размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставный (складочный) капитал общества (товарищества) при его учреждении, ответственность учредителей (участников) общества (товарищества) за нарушение обязанности по внесению вкладов, условия и порядок распределения между учредителями (участниками) общества (товарищества) прибыли, состав органов общества (товарищества) и порядок выхода участников из общества (товарищества).

Устав хозяйственного общества должен содержать:

- полное и сокращенное фирменное наименование общества;

- сведения о месте нахождения общества;

- сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

- сведения о размере уставного капитала общества;

- права и обязанности участников общества (акционеров акционерного общества);

- сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества;

- сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу;

- сведения о порядке хранения документов общества и о порядке представления обществом информации участникам общества и другим лицам;

- иные сведения, предусмотренные законодательством либо не противоречащие ему. Устав акционерного общества, кроме того, должен содержать сведения:

- о типе общества (открытое или закрытое);

- о количестве, номинальной стоимости, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типах привилегированных акций, размещаемых обществом;

- о правах акционеров - владельцев акций каждой категории (типа);

- о порядке подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;


- сведения о филиалах и представительствах общества.

Особенностью устава производственного кооператива является необходимость указывать в нем сведения о характере и порядке трудового и иного участия членов кооператива в его деятельности и об их ответственности за нарушение обязательств по личному трудовому и иному участию, о размере и об условиях субсидиарной ответственности членов кооператива по его долгам.

В уставе унитарного предприятия наряду с информацией, общей для всех юридических лиц, обязательно должны отражаться сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия, а также перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов.

В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные федеральными законами.

В соответствии с частью 3 комментируемой статьи изменения, вносимые в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц.


Статья 53. Органы юридического лица


Комментарий к статье 53


По общему правилу юридическое лицо приобретает и осуществляет гражданские права и обязанности через свои органы, предусмотренные его учредительными документами и соответствующими законодательными актами.

Исключение составляет, пожалуй, товарищество, поскольку каждый участник товарищества вправе действовать от имени данной организации. При этом участники товарищества вправе передать ведение дел одному из них, уполномочив его путем выдачи доверенности.

Органами общества с ограниченной ответственностью являются общее собрание участников (высший орган) и единоличный исполнительный орган (как правило, это генеральный директор). Уставом общества может быть предусмотрено создание совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа (правление), а права единоличного исполнительного органа могут передаваться управляющему (в качестве которого действует индивидуальный предприниматель либо другая коммерческая организация).