Файл: ГК_1-3_комм_Ершов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5983

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Высшим органом акционерного общества является общее собрание акционеров, а в обществах с числом акционеров более пятидесяти в обязательном порядке должен быть создан совет директоров (наблюдательный совет). Исполнительный орган акционерного общества может быть единоличным и (или) коллегиальным. Как и в случае с обществами с ограниченной ответственностью права исполнительного органа акционерного общества могут передаваться управляющему.

Система органов управления производственного кооператива аналогична. Высший орган - это общее собрание членов кооператива, если число членов превышает пятьдесят, созданию подлежит наблюдательный совет. Исполнительными органами являются председатель кооператива и правление, а при отсутствии последнего - только председатель.

В унитарных предприятиях права, которые в других коммерческих организациях присущи общему собранию и наблюдательному совету, осуществляет собственник имущества унитарного предприятия. Он же назначает руководителя (генерального директора) данного предприятия, который осуществляет функции единоличного исполнительного органа.

Структура управления в некоммерческих организациях менее универсальна, поскольку обусловлена специфическими особенностями той или иной организации и целями ее создания.

Компетенция органов юридического лица определяется в общем виде федеральными законами, регулирующими деятельность юридических лиц соответствующего вида. Детальное регулирование вопросов компетенции органов юридического лица осуществляется в рамках его учредительных документов.


Статья 54. Наименование и место нахождения юридического лица


Комментарий к статье 54


Необходимым формальным атрибутом каждого юридического лица является наличие наименования, отвечающего ряду обязательных требований, установленных законодательством.

Прежде всего, наименование юридического лица должно отражать его организационно-правовую форму, то есть включать слова "полное товарищество", "общество с ограниченной ответственностью", "открытое (либо закрытое) акционерное общество", "государственное (либо муниципальное) унитарное предприятие" и т.д. Если учредительные документы предусматривают наряду с полным сокращенное наименование, последнее может включать соответствующую аббревиатуру (ООО, ЗАО, ОАО, ГУП, МУП и т.д.).

Коммерческая организация должна обязательно иметь фирменное наименование, то есть после слов, обозначающих организационно-правовую форму, должно следовать какое-либо имя собственное. В отношении фирменного наименования юридического лица действует режим правовой охраны, применяемый к объектам интеллектуальной собственности.

Наименование некоммерческой организации должно содержать указание на характер деятельности этой организации (например, благотворительный фонд). Аналогичное требование в установленных законом случаях может предъявляться и к коммерческим организациям. Так, фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация", а фирменное наименование юридического лица - субъекта страхового дела должно включать указание на вид его деятельности с использованием слов "страхование" и (или) "перестрахование", либо "взаимное страхование", либо "страховой брокер", а также производных от таких слов и словосочетаний.


Использование в наименованиях юридических лиц (за исключением политических партий, профессиональных союзов, религиозных объединений, а также общественных объединений, имеющих статус общероссийских) слов "Россия", "Российская Федерация", "федеральный", слов и словосочетаний, образованных на их основе, допускается только в соответствии с актами Президента и Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 года N 1463).

Помимо требований, связанных с наименованием, к юридическому лицу предъявляются также требования по индивидуализации места его нахождения. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая производится по месту постоянного нахождения исполнительного органа данного юридического лица.

Наименование и сведения о месте нахождения юридического лица подлежат обязательному указанию в его учредительных документах.


Статья 55. Представительства и филиалы


Комментарий к статье 55


Комментируемая статья дает определение филиалов и представительств юридического лица и определяет основы их правового статуса.

Филиалы и представительства являются обособленными подразделениями юридического лица, расположенными вне места его нахождения. Последнее означает, что филиалы и представительства не должны находиться по месту государственной регистрации соответствующего юридического лица (то есть на территории, на которую распространяется компетенция инспекции ФНС, зарегистрировавшей юридическое лицо).

Сущность функций, возлагаемых на представительство, заключена в самом названии: оно представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиал обладает более широкой правоспособностью. Наряду с представительскими, он осуществляет функции, отраженные в учредительных документах юридического лица в качестве видов его деятельности. Данные функции могут осуществляться филиалом как в полном объеме, так и частично, в зависимости от решения высшего органа юридического лица. При этом филиал может осуществлять и функции представительства.

Наличие у юридического лица филиала или представительства подлежит отражению в его учредительных документах, а статус филиала (представительства) фиксируется в положении о филиале (представительстве), принимаемом высшим органом данного юридического лица. Лицо, являющееся главой филиала (представительства), назначается на должность в порядке, принятом в соответствующем юридическом лице, и действуют на основании доверенности.

Поскольку филиалы и представительства являются не самостоятельной организацией, а подразделением создавшего их юридического лица, права и обязанности по сделкам, совершенным филиалом (представительством), возникают непосредственно у этого юридического лица. Ответственность за деятельность филиалов и представительств также несет учредившее их юридическое лицо.



Статья 56. Ответственность юридического лица


Комментарий к статье 56


По общему правилу юридические лица несут гражданско-правовую ответственность всем своим имуществом. Данное правило закреплено также нормами федеральных законов, регулирующих деятельность конкретных видов юридических лиц.

Исключения установлены лишь для казенных предприятий и учреждений.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О государственных и муниципальных предприятиях" Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

В указанных выше случаях учредитель (собственник имущества) юридического лица несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого юридического лица, что, однако, является исключением из общего правила, согласно которому учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника.

Другой пример исключения из данного правила содержится в части 3 комментируемой статьи. Учредитель, участник, собственник имущества юридического лица привлекаются к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица в случае несостоятельности (банкротства) последнего при наличии следующих условий:

- недостаточность имущества юридического лица для выполнения обязательств перед кредиторами;

- несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия.

Последнее условие конкретизировано в части 3 статьи 3 Федерального закона "Об акционерных обществах", в соответствии с которой несостоятельность (банкротство) общества считается вызванной действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, только в случае, если они использовали указанные право и (или) возможность в целях совершения обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) общества.


Государство и его органы, муниципальные образования и органы местного самоуправления не несут ответственности по обязательствам юридического лица (кроме рассмотренных выше случаев субсидиарной ответственности), равно как и юридическое лицо не отвечает по обязательствам государства и его органов, муниципального образования и органов местного самоуправления.


Статья 57. Реорганизация юридического лица


Комментарий к статье 57


Комментируемая статья устанавливает правовые основы реорганизации юридических лиц и закрепляет ее формы: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

При слиянии вместо юридических лиц, реорганизованных в данной форме, образуется новое юридическое лицо.

Реорганизация в форме присоединения влечет прекращение присоединяемого юридического лица, а юридическое лицо, к которому производится присоединение, сохраняет свой статус.

При разделении вместо одного юридического лица возникает несколько новых (не менее двух).

Выделение означает образование нового юридического лица при сохранении правосубъектности за тем юридическим лицом, из которого произведено выделение.

Преобразование означает смену юридическим лицом его организационно-правовой формы.

Правом принятия решения о реорганизации юридического лица наделены прежде всего его учредители. Кроме того, в соответствии с учредительными документами такое право может быть отнесено к компетенции того или иного органа юридического лица.

В то же время в случаях, установленных законом (главным образом антимонопольным законодательством), реорганизация может производиться по решению государственного органа или суда.

Так, в соответствии со статьей 38 Федерального закона "О защите конкуренции" в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:

- существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;

- отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);


- существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, а также о таком разделении или выделении в отношении некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением и не может быть менее чем шесть месяцев.

Кроме того, возможны случаи, когда реорганизация требует специального разрешения со стороны уполномоченного государственного органа. Согласно статье 27 указанного Федерального закона с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия:

- слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства (далее также - последний баланс, в случае представления в антимонопольный орган уведомления последним балансом считается бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления уведомления), превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;

- присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;

- слияние финансовых организаций или присоединение финансовой организации к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством РФ (при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ).

Указанные действия осуществляются без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим его уведомлением об их осуществлении, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: