ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6226
Скачиваний: 1
- указанные действия осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;
- перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий;
- перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган перечнем таких лиц.
Статья 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц
Комментарий к статье 58
Правопреемство, связанное с реорганизацией юридических лиц в форме слияния, присоединения и преобразования, является универсальным. К юридическому лицу, к которому присоединилась другая организация либо возникшему в результате слияния и преобразования, переходят все права и обязанности юридического лица, утратившего правосубъектность. Документом, отражающим эти права и обязанности, является передаточный акт.
При реорганизации юридического лица в форме выделения и разделения составляется разделительный баланс, в котором фиксируются права и обязанности, переходящие к вновь возникшим юридическим лицам и остающиеся за юридическим лицом, сохранившим правосубъектность в результате реорганизации.
Составлению передаточного акта и разделительного баланса обязательно должна предшествовать инвентаризация.
Статья 59. Передаточный акт и разделительный баланс
Комментарий к статье 59
Сведения о правопреемстве, возникающем в связи с реорганизацией юридического лица, как отмечалось в комментарии к предыдущей статье, отражаются в передаточном акте или разделительном балансе (в зависимости от формы реорганизации).
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства, и порядок определения правопреемства в связи с изменениями вида, состава, стоимости имущества реорганизуемого юридического лица, а также в связи с возникновением, изменением и прекращением прав и обязанностей данного юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлены передаточный акт, разделительный баланс.
В Федеральном законе "Об акционерных обществах" отмечается, что если разделительный баланс или передаточный акт не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами.
Право утверждения передаточного акта и разделительного баланса предоставлено учредителям реорганизуемого юридического лица либо на определенный учредительными документами орган данного юридического лица, в случае если принятие решения о реорганизации отнесено к компетенции этого органа.
Передаточный акт и разделительный баланс отнесены к числу документов, подлежащих обязательному представлению в регистрирующий орган при государственной регистрации:
- юридического лица, возникшего в результате реорганизации;
- прекращения юридического лица в результате реорганизации;
- изменений в учредительных документах юридического лица, сохранившего правосубъектность в результате реорганизации в форме выделения.
Статья 60. Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица
Комментарий к статье 60
В нынешнем виде статья 60 ГК РФ, устанавливающая гарантии прав кредиторов юридического лица, изложена в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 315-ФЗ. В отличие от прежней редакции действующая норма не только закрепляет данные гарантии в общем виде, но и содержит детально регламентированные процедуры их реализации.
Прежняя редакция части 1 комментируемой статьи возлагала на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявший решение о реорганизации, обязанность письменно уведомить об этом кредиторов.
В соответствии с действующей нормой адресатом такого уведомления является орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, то есть соответствующую инспекцию ФНС, которая вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.
Данное уведомление должно содержать информацию:
- о форме реорганизации;
- о порядке и условиях предъявления кредиторами требований к реорганизуемому юридическому лицу;
- об участвующих в реорганизации юридических лицах (если их более одного), в том числе о вновь возникших и продолжающих деятельность в результате реорганизации.
Кроме того, уведомление о реорганизации подлежит ежемесячному размещению в средствах массовой информации, публикующих сведения о государственной регистрации юридических лиц, причем не менее двух раз.
В случае если в реорганизации участвует несколько юридических лиц, обязанность по отправке уведомления в ИФНС и размещению его в СМИ возлагается на то юридическое лицо, которое приняло решение о реорганизации последним.
Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 315-ФЗ скорректировал подходы реализации прав кредиторов реорганизуемого юридического лица на досрочное исполнение и прекращение обязательств и возмещение убытков. Ранее действовавшая редакция части 2 комментируемой статьи предоставляла кредитору реорганизуемого юридического лица право потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является реорганизуемое юридическое лицо, и возмещения убытков.
Действующая редакция части 2 статьи 60 в качестве основной юридической гарантии по обязательствам реорганизуемого юридического лица рассматривает право кредитора на досрочное исполнение данных обязательств, а право требовать прекращения обязательства и возмещения убытков возникает, если иное не предусмотрено законом, лишь в случае невозможности досрочного исполнения. При этом любое из указанных прав может возникнуть у кредитора только в отношении обязательства, существовавшего до опубликования сведений о реорганизации юридического лица.
Далее, предусмотрены некоторые особенности реализации прав кредиторов по обязательствам открытого акционерного общества, реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования. Право на прекращение обязательства и возмещение убытков возникает у них в том случае, если данное акционерное общество, его акционеры или третье лицо не предоставили достаточного обеспечения данного обязательства. При отсутствии указанного условия кредиторы могут в судебном порядке требовать досрочного исполнения обязательства, причем срок для заявления данного требования не может превышать 30 дней с даты официального опубликования уведомления о реорганизации.
Гарантии прав кредиторов открытого акционерного общества, в отношении которого осуществляется реорганизация в форме выделения или разделения, реализуются в общем порядке. В качестве обязанного выступает общество, являющееся правопреемником лица, принявшего соответствующее обязательство.
В любом случае факт предъявления кредитором требований о досрочном исполнении обязательств или их прекращении и возмещении убытков не препятствует реорганизации юридического лица, в отношении которого заявлены такие требования.
Еще одним новшеством действующей редакции статьи 60 ГК РФ стало установление солидарной ответственности юридических лиц, возникших либо продолживших деятельность в результате реорганизации, по обязательствам, требование о досрочном исполнении или прекращении которых исполняется после завершения реорганизации. Данная норма является дополнительной гарантией, позволяющей избежать использования реорганизации как способа уклонения от исполнения обязательств.
Часть 5 комментируемой статьи устанавливает правило, в силу которого кредиторы реорганизуемого юридического лица по обязательствам, обеспеченным залогом, лишены права требовать дополнительного обеспечения этих обязательств.
Рассмотренные выше правила не применяются к отношениям, связанным с реорганизацией кредитных организаций. Особенности обеспечения кредиторов реорганизуемых кредитных организаций подлежат урегулированию в рамках специального закона.
Статья 61. Ликвидация юридического лица
Комментарий к статье 61
Под ликвидацией юридического лица понимается его прекращение без правопреемства.
Основаниями ликвидации являются:
- желание учредителей (при условии выполнения всех предусмотренных законом формальностей);
- достижение целей, ради которых создавалось юридическое лицо;
- грубые, носящие неустранимый характер нарушения при создании юридического лица;
- осуществление юридическим лицом лицензируемого вида деятельности без лицензии либо деятельности, прямо запрещенной законом;
- нарушение юридическим лицом Конституции РФ либо совершение иных неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов;
- систематическое осуществление некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;
- признание юридического лица несостоятельным (банкротом) (см. комментарий к статье 65).
Правом принятия решения о ликвидации юридического лица по первым двум основаниям наделены учредители юридического лица либо его орган, уполномоченный на это в соответствии с учредительными документами.
Решение о ликвидации юридического лица по всем прочим основаниям принимается судом. В этой связи Высшим арбитражным судом были даны следующие разъяснения (информационное письмо ВАС РФ от 5 декабря 1997 года N 23).
Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования.
В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридических лиц могут заявляться налоговыми органами (на основании статьи 14 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ"), Центральным банком РФ (на основании статьи 20 Закона РФ "О банках и банковской деятельности"), прокурором (на основании статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре РФ").
При рассмотрении указанных исков и оценке обоснованности заявленных требований суды должны выявлять наличие оснований для ликвидации соответствующего юридического лица, на которые ссылается истец. Исследования вопроса о финансовом положении ответчика по такого рода делам не требуется.
Статья 62. Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица
Комментарий к статье 62
Положения комментируемой статьи детализированы в статье 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", согласно которой учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его ликвидации, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица (ИФНС) с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Далее ИФНС вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Приняв решение о ликвидации, учредители (участники) юридического лица или уполномоченный орган должны сформировать ликвидационную комиссию или назначить ликвидатора, с последующим уведомлением об этом соответствующую ИФНС.
После формирования ликвидационной комиссии или назначения ликвидатора к последним переходят все полномочия по управлению соответствующим юридическим лицом.
Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица
Комментарий к статье 63
Ликвидационный баланс - отчетный баланс, характеризующий имущественное состояние ликвидируемого предприятия на дату, с которой оно прекращает свое существование как юридическое лицо. Показывает величину и источники средств, а также состояние расчетов предприятия после окончания ликвидационного периода, в течение которого оно должно было взыскать дебиторскую задолженность и погасить свои обязательства перед кредиторами и банками.
Пункты 2 и 5 комментируемой статьи предусматривают последовательное составление двух ликвидационных балансов - промежуточного, который отражает состояние дел и имущества ликвидируемого юридического лица на момент принятия решения о ликвидации и консолидирует соответствующие данные, на базе которых ликвидационная комиссия (ликвидатор) проводит расчеты с кредиторами и заявляет претензии и иски к должникам. Кредиторы ликвидируемого юридического лица вправе предъявлять к нему требования, не учтенные в промежуточном ликвидационном балансе, а должники могут оспаривать предъявленные к ним; споры решаются в судебном порядке. Такой промежуточный баланс предусмотрен и п. 21 упомянутого выше Положения о порядке продажи государственных предприятий - должников.
Предусмотренный п. 5 комментируемой статьи окончательный ликвидационный баланс отражает актив, оставшийся после окончания всех расчетов и дел данного юридического лица, т.е. то имущество, с которым ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна поступить в соответствии с требованиями п. 7 комментируемой статьи.
Предусмотренное п. 6 статьи право кредиторов, не получивших полного удовлетворения своих требований ввиду недостатка денежных средств у ликвидированного учреждения, а у казенного предприятия (завода, фабрики, хозяйства) - любого его имущества, потребовать удовлетворения в оставшейся части от собственника имущества ликвидированного юридического лица основано в отношении учреждений - на норме п. 2 ст. 120 ГК, а в отношении казенных предприятий - на норме п. 5 ст. 115, согласно которым собственники имущества этих юридических лиц несут субсидиарную ответственность по их обязательствам.
Лица, имеющие вещные права на оставшиеся после расчетов с кредиторами объекты, сохраняют те самые права, которые они имели до ликвидации юридического лица. Распределение другого имущества между указанными в законе или учредительных документах лицами, в частности теми, кто не вполне удачно назван в ГК имеющими обязательственные права в отношении этого юридического лица, носит другой характер.