Файл: ГК_1_комм_ст66-106_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 836

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. В п. 1 комментируемой статьи общее собрание участников именуется высшим органом общества с ограниченной ответственностью. Данное положение воспроизводится и в п. 1 ст. 32 Закона об ООО.

Однако термин "высший орган" является в некоторой степени условным, потому что, несмотря на наличие в Законе положений о подотчетности исполнительных органов общества общему собранию участников и совету директоров (наблюдательному совету), вряд ли можно вести речь о соподчиненности органов управления в хозяйственном обществе. Ключевым моментом в понимании общего собрания как высшего органа является, как уже отмечалось, возможность участников оказывать непосредственное влияние на судьбу общества. Указанная возможность обеспечивается тем, что все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений.

По общему правилу каждый участник общества имеет на общем собрании число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале. Иной порядок определения числа голосов участников общества может быть установлен уставом общества при его учреждении либо впоследствии, путем внесения в устав соответствующих изменений. При этом изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих такой порядок, осуществляются по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками единогласно (абз. 5 п. 1 ст. 32 Закона об ООО).

3. Уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества. В таком случае в уставе должны быть решены вопросы, касающиеся порядка образования и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) общества и порядка прекращения полномочий его членов. Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) определяется уставом общества в соответствии с Законом об ООО (п. 2.1 ст. 32 Закона).

4. Обязательным элементом в структуре корпоративного управления является исполнительный орган, на который возлагается осуществление текущего руководства деятельностью общества. Абзац 2 п. 1 комментируемой статьи закрепляет три возможных варианта существования исполнительного органа. Соответственно, это может быть только единоличный исполнительный орган, только коллегиальный исполнительный орган либо же единоличный и коллегиальный исполнительные органы вместе. Однако ст. 41 Закона об ООО, посвященная коллегиальному исполнительному органу, исходит из того, что образование коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции и других) может быть предусмотрено уставом только наряду с единоличным исполнительным органом. Таким образом, Закон об ООО исключает вариант, когда в обществе создан один коллегиальный исполнительный орган.


Федеральным законом "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в законодательство был введен оборот "лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа". Таким лицом может быть физическое лицо (п. 2 ст. 40 Закона об ООО) либо юридическое лицо - в случае передачи ему по договору полномочий единоличного исполнительного органа (ст. 42 Закона об ООО).

Д.И. Степанов справедливо указывает на то, что вопрос, кто выступает менеджером - физическое лицо, назначенное единоличным исполнительным органом хозяйственного общества, или управляющий (самостоятельная коммерческая организация или предприниматель), не является принципиальным для определения природы отношений, возникающих между менеджером и юридическим лицом. По его мнению, существо указанных отношений должно раскрываться, исходя из единой концепции, с фиксацией возможных различий в качестве особенностей той или иной модели <1>.

--------------------------------

<1> См.: Степанов Д.И. Еще раз о правовой природе полномочий исполнительного органа и управляющего хозяйственным обществом // Вестник ВАС РФ. 2006. N 8. С. 39.


Между тем природа отношений, складывающихся между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа, определяется в науке гражданского права по-разному. Так, например В.И. Синайский полагал, что за юридическим лицом признается способность к действиям в лице его органов, однако при этом орган не следует смешивать с представителем. "Первый есть часть юридического лица, второй состоит вне его. Различие это существенно..." <1>. Однако имеет место и подход, сторонники которого рассматривают исполнительный орган в качестве представителя юридического лица. В частности, Е.В. Васьковский писал следующее: "Фикция юридического лица состоит... в том, что члены союзов и управители учреждений рассматриваются действующими не от своего имени, а от имени воображаемого лица, в качестве его представителей" <2>.

--------------------------------

<1> Синайский В.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2002. С. 121 - 122.

<2> Васьковский Е.В. Учебник гражданского права. М.: Статут, 2003. С. 109.


Представляется, что указанные позиции на самом деле не только не являются взаимоисключающими, они, напротив, дополняют друг друга. Иными словами, приобретение лицом статуса единоличного исполнительного органа означает наделение его определенными управленческими полномочиями внутри организации, а также полномочиями на совершение юридически значимых действий от имени юридического лица во внешних отношениях (т.е. отношениях со всеми третьими лицами) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Бушева С.Г. Орган юридического лица: правовой статус и соотношение со смежными институтами // Законодательство. 2005. N 2, 3 (СПС "Гарант").



5. Компетенция органов управления обществом с ограниченной ответственностью, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с ГК РФ Законом об ООО и уставом общества.

В силу п. 2 комментируемой статьи к компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью относятся наиболее важные вопросы, определяющие, по существу, судьбу юридического лица (изменение устава общества, изменение размера его уставного капитала, образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, решение о реорганизации или ликвидации общества и др.). При этом вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания участников общества, не могут быть переданы им на решение исполнительного органа общества.

Компетенция же единоличного исполнительного органа определяется по остаточному принципу, поскольку согласно положениям п. 3 ст. 40 Закона об ООО он осуществляет все полномочия, не отнесенные данным Законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.

6. Общество с ограниченной ответственностью по своей правовой природе является закрытым корпоративным образованием. По этой причине ГК РФ содержит правило о том, что опубликования обществом сведений о результатах ведения его дел (публичная отчетность) не требуется. Однако исключения из этого правила могут устанавливаться Законом об ООО и иными федеральными законами (п. 5 комментируемой статьи и п. 1 ст. 49 Закона об ООО). В частности, п. 2 ст. 49 Закона об ООО, посвященной публичной отчетности, возлагает на общество обязанность ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы, а также раскрывать иную информацию о своей деятельности, предусмотренную федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами в случае публичного размещения им облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.

Однако приведенные положения об отчетности, содержащиеся в комментируемой статье, по существу, не имеют отношения к вопросам управления в обществе.


Статья 92. Реорганизация и ликвидация общества с ограниченной ответственностью


Комментарий к статье 92


1. Комментируемая статья фактически не регулирует отношений, возникающих при реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью, а лишь отсылает к существующим правилам, закрепленным в § 1 гл. 4 ГК РФ, содержащем основные положения о юридических лицах. В этой статье устанавливается только правило о необходимости единогласного принятия участниками решения о реорганизации или добровольной ликвидации, а также определяются возможные способы преобразования общества.

Основания реорганизации и ликвидации общества с ограниченной ответственностью определяются общими правилами о реорганизации и ликвидации юридических лиц.


Специальные правила реорганизации и ликвидации общества с ограниченной ответственностью - кредитной организации - установлены Законом РФ "О банках и банковской деятельности".

2. При реорганизации общества правопреемство происходит по правилам, установленным ст. 57 - 60 ГК, включающим в себя том числе требования о письменном информировании органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации. Поскольку в случае реорганизации общества с ограниченной ответственностью применяются общие процедуры реорганизации, а также действуют гарантии прав кредиторов, относящиеся к случаям реорганизации всех юридических лиц, в настоящем Комментарии нет необходимости их упоминать <1>.

--------------------------------

<1> Об этих процедурах см., напр.: Юридические лица и их государственная регистрация: Постатейный комментарий к ГК РФ / Под ред. Б.М. Гонгало и П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2010.


Некоторые особенности различных форм реорганизации общества определяются ст. 52 - 56 Закона об ООО.

3. Основанием проведения процедур слияния обществ является договор о слиянии, который должны заключить участвующие в слиянии общества. Указанный договор должен определять порядок и условия слияния, порядок обмена долей в уставном капитале каждого общества на доли в уставном капитале нового общества. Общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о слиянии и устава общества, создаваемого в результате слияния, а также об утверждении передаточного акта. Как уже отмечалось, такое решение принимается единогласно. Договор о слиянии определяет также сроки и порядок проведения совместного общего собрания участников обществ, участвующих в слиянии, на котором должны быть избраны исполнительные органы общества, создаваемого в результате слияния.

Все общества, участвующие в реорганизации путем присоединения, заключают договор о присоединении, определяющий сроки и порядок проведения совместного общего собрания участников обществ, участвующих в присоединении.

Передаточный акт в соответствии с п. 2 ст. 53 Закона об ООО утверждает общее собрание участников присоединяемого общества.

При присоединении общества подлежат погашению: принадлежащие присоединяемому обществу доли в уставном капитале общества, к которому осуществляется присоединение; доли в уставном капитале присоединяемого общества, принадлежащие этому обществу; доли в уставном капитале присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение; принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение, доли в уставном капитале этого общества.

Для разделения общества достаточно принятия общим собранием участников общества, реорганизуемого в форме разделения, решения о реорганизации в этой форме, о порядке и об условиях разделения общества, о создании новых обществ и об утверждении разделительного баланса. В то же время для утверждения уставов и избрания органов обществ, создаваемых в результате разделения, необходимо решение общего собрания участников каждого общества, создаваемого в результате разделения.


В случае реорганизации общества в форме выделения необходимо проведение общего собрания участников реорганизуемого общества. Собрание принимает решение о выделении, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (новых обществ) и об утверждении разделительного баланса, вносит в устав общества, реорганизуемого в форме выделения, изменения, предусмотренные решением о выделении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества. Устав выделяемого общества утверждается общим собранием участников этого общества. Это собрание также избирает органы общества.

4. Пункт 2 комментируемой статьи допускает следующие варианты преобразования общества с ограниченной ответственностью:

- преобразование в хозяйственное общество другого вида;

- преобразование в хозяйственное товарищество;

- преобразование в производственный кооператив.

Таким образом, законодатель полагает возможным преобразование общества с ограниченной ответственностью исключительно внутри группы организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (п. 2 ст. 48 ГК РФ).

Для преобразования общества с ограниченной ответственностью необходимо проведение общего собрания участников общества, реорганизуемого в форме преобразования, которое решает вопросы преобразования, в том числе утверждает устав создаваемого в результате преобразования юридического лица и передаточный акт.

5. Процедуры добровольной ликвидации общества с ограниченной ответственностью открываются проведением общего собрания участников общества, принятием решения о ликвидации и назначением ликвидационной комиссии. Эти решения принимаются по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества.

В соответствии с п. 7 ст. 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица. Специальные правила распределения оставшегося имущества между участниками общества с ограниченной ответственностью установлены ст. 58 Закона об ООО. Такое имущество распределяется в следующей очередности:

- в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но не выплаченной части прибыли;

- во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.

При этом если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но не выплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.