ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 850
Скачиваний: 3
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2009. N 1. Ст. 20.
Вышеназванным Законом был сокращен перечень учредительных документов общества с ограниченной ответственностью, поскольку многие положения дублировались как в уставе, так и в учредительном договоре. Целый ряд изменений данного Закона направлен на предотвращение злоупотреблений правами, предоставляемыми ГК РФ обществу, его участникам и третьим лицам, а также на поддержание имущественной обеспеченности деятельности общества. Большинство изменений, внесенных названным Законом, вступили в силу с 1 июля 2009 г., в связи с чем все общества с ограниченной ответственностью должны были привести свои учредительные документы в соответствие с ГК РФ и Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" не позднее 1 января 2010 г. В дальнейшем Федеральный закон от 17.12.2009 N 310-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> отменил этот жесткий срок. Общества с ограниченной ответственностью, не успевшие привести свои учредительные документы в соответствие с новым законодательством, вправе сделать это при первом изменении своих уставов.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2009. N 51. Ст. 6147.
В то же время с 01.01.2010 уставы тех обществ, которые не привели их в соответствие с новым законодательством, будут применяться только в части, не противоречащей вышеназванному Закону.
Федеральный закон от 27.12.2009 N 352-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра ограничений для хозяйственных обществ при формировании уставного капитала, пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов, пересмотра ограничений, связанных с осуществлением хозяйственными обществами эмиссии облигаций" <1> предусмотрел возможность в некоторых случаях освобождения участников хозяйственных обществ от обязанности внесения вклада в уставный капитал общества путем зачета требований к обществу, исключил предусмотренное п. 2 ст. 100 ГК РФ ограничение на увеличение уставного капитала акционерного общества для покрытия понесенных им убытков.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6428.
Во исполнение норм § 2 гл. 4 ГК РФ приняты как законодательные, так и подзаконные акты, посвященные правовому положению хозяйственных обществ, в частности Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <1>, Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <2>, Федеральный закон от 19.07.1998 N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" <3> и др.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 1.
<2> Собрание законодательства РФ. 1998. N 7. Ст. 785.
<3> Собрание законодательства РФ. 1998. N 30. Ст. 3611.
Важное значение имеет судебная практика, прежде всего Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, в том числе Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" <1>, Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 90, Пленума ВАС РФ N 14 от 09.12.1999 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" <2>, Постановление Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" <3>, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 23.04.2001 N 63 "Обзор практики разрешения споров, связанных с отказом в государственной регистрации выпуска акций и признанием выпуска акций недействительным" <4>, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21.02.2001 N 60 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" <5> и др.
--------------------------------
<1> Вестник ВАС РФ. 1996. N 9.
<2> Российская газета. N 19. 27.01.2000.
<3> Вестник ВАС РФ. 2004. N 1.
<4> Вестник ВАС РФ. 2001. N 7.
<5> Вестник ВАС РФ. 2001. N 5.
Отдельные нормы § 2 гл. 4 ГК РФ рассматривались Конституционным Судом РФ на предмет их соответствия Конституции РФ. Так, Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская Независимая Вещательная Корпорация" <1> норма п. 4 ст. 99 ГК РФ во взаимосвязи с п. 5 и 6 ст. 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", на основании которой акционерное общество подлежит ликвидации по решению суда, если стоимость его чистых активов становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, признана не противоречащей Конституции Российской Федерации. По конституционно-правовому смыслу данной нормы в системе норм гражданского законодательства предполагается, что отрицательное значение чистых активов как формальное условие ликвидации акционерного общества призвано отображать его фактическую финансовую несостоятельность, а именно отсутствие доходности, неспособность исполнять свои обязательства перед кредиторами и исполнять обязанности по уплате обязательных платежей, при том что акционеры имели возможность принять меры по улучшению финансового положения общества или принять решение о его ликвидации в надлежащей процедуре.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 30. Ст. 3102.
Определением Конституционного Суда РФ от 17.11.2009 N 1451-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Грибова Дмитрия Михайловича на нарушение его конституционных прав статьями 53, 91 и 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 33 и 37 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" и статьями 201 и 301 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" <1> не были подвергнуты сомнению в конституционности положения п. 3 ст. 91 ГК РФ о компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".
Развитие законодательства о хозяйственных товариществах и обществах не стоит на месте. Основные тенденции в этой сфере определены Концепцией развития законодательства о юридических лицах, принятой во исполнение Указа Президента РФ от 18.07.2008 N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" <1>. Так, в перспективе все нормы права, определяющие гражданско-правовой статус хозяйственных обществ, Концепцией предлагается включить в ГК РФ, учитывая опыт Франции, Швейцарии и Нидерландов.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3482.
Кроме того, предлагается упразднить общества с дополнительной ответственностью, отказаться от искусственного выделения типов акционерных обществ (открытые и закрытые), от использования в ГК РФ понятий "преобладающее общество" и "зависимое общество" как не оправдавших себя на практике.
Эти и другие проблемы рассматриваются в настоящем издании, которое продолжает цикл постатейных комментариев к отдельным главам Гражданского кодекса Российской Федерации. Настоящие комментарии подготовлены с учетом законодательства и судебной практики на 15 апреля 2010 г.
П.В.Крашенинников
30 ноября 1994 года
N 51-ФЗ
ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава 4. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА
§ 2. Хозяйственные товарищества и общества
1. Общие положения
Статья 66. Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах
Комментарий к статье 66
1. Комментируемая статья определяет основные положения о хозяйственных товариществах и обществах. Общими признаками хозяйственных товариществ и обществ являются:
- разделение уставного (складочного) капитала на доли (вклады);
- общие признаки формирования уставного (складочного) капитала;
- хозяйственные товарищества и общества являются коммерческими организациями;
- полученная прибыль распределяется между участниками юридического лица;
- участники не обладают вещными правами на внесенные вклады. Эти права носят обязательственный или, по мнению некоторых специалистов, корпоративный характер (см. комментарий к ст. 67 ГК РФ);
- общие виды прав и обязанностей участников;
- некоторые особенности порядка управления
и др.
Различия в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ заключаются в следующем:
- хозяйственные общества представляют собой объединения капиталов, и личное участие акционеров и других участников в деятельности общества не требуется, хозяйственные товарищества представляют собой объединения труда, личное участие полных товарищей в деятельности полного товарищества и товарищества на вере имеет важное значение;
- для хозяйственных обществ в отличие от товариществ устанавливается требование к минимальному размеру уставного капитала;
- участники товариществ (за исключением вкладчиков) несут субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица в отличие от хозяйственных обществ, где ограниченную ответственность несут только участники общества с дополнительной ответственностью;
- учредительным документом товарищества является учредительный договор, для общества необходим устав, правовая природа отношений в товариществе носит договорный характер, в связи с чем число участников не может быть менее двух, хозяйственное общество может быть учреждено одним лицом;
- для хозяйственных товариществ предусмотрены более жесткие ограничения по субъектному составу и др.
2. В п. 2, 3 перечислены исчерпывающим образом виды хозяйственных обществ и товариществ. В Концепции развития гражданского законодательства РФ отмечается нецелесообразность сохранения в гражданском законодательстве обществ с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК РФ), поскольку их правовой статус практически полностью определяется положениями законодательства об обществах с ограниченной ответственностью. Возложение на участников такого общества дополнительной ответственности по долгам юридического лица не требует закрепления в законе особой организационно-правовой формы, а может быть санкционировано на уровне устава. Кроме того, необходимо учитывать, что такая организационно-правовая форма практически не создается.
3. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает ограничения для участников хозяйственных товариществ и обществ. Так, в качестве полных товарищей могут выступать лишь индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Граждане, не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, и некоммерческие организации могут выступать в качестве вкладчиков в товариществе на вере и участниками хозяйственных обществ.
Государственные органы и органы местного самоуправления могут выступать в качестве участников хозяйственных обществ и вкладчиков в товариществе на вере только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством. Так, Определением ВАС РФ от 30.10.2009 N ВАС-14202/09 по делу N А10-1907/08 был признан правомерным вывод судов о незаконности участия муниципального комитета в его создании и действий по внесению муниципального имущества в уставный капитал, поскольку хозяйственное общество было создано не в порядке приватизации.
О возможности участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственных обществах и товариществах говорится, в частности, в ст. 68 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <1>, согласно которой представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться при учреждении открытых акционерных обществ, в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ и определяется ст. 25 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" <2>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
<2> Собрание законодательства РФ. 2002. N 4. Ст. 251.
Пункт 2 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <1> устанавливает ограничения и для гражданских госслужащих. В случае, если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Порядок передачи и особенности такого управления законодательством не определены.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
Особое внимание уделено участию учреждений в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчиков. Как отмечается в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" <1>, финансируемые собственниками учреждения могут быть учредителями (участниками) хозяйственных обществ с разрешения собственника, в том числе с использованием для этих целей доходов учреждения от разрешенной ему деятельности (п. 4 ст. 66 и п. 2 ст. 298 ГК РФ).
--------------------------------
<1> Вестник ВАС РФ. 2004. N 1.
Что касается автономных учреждений, то они также вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя (п. 6 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" <1>).