Файл: ГК_1_комм_ст66-106_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 821

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.


Исключение из общего правила о получении разрешения собственника предусмотрено Федеральным законом от 02.08.2009 N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" <1>, которым внесены соответствующие изменения в Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <2>, Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" <3> и др. Так, например, высшим учебным заведениям, являющимся бюджетными образовательными учреждениями, предоставляется право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям. При этом уведомление о создании хозяйственного общества должно быть направлено высшим учебным заведением, являющимся бюджетным образовательным учреждением, в течение семи дней с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2009. N 31. Ст. 3923.

<2> Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

<3> Там же. Ст. 4135.


Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут выступать в качестве учредителей (участников) акционерных обществ (за исключением кредитных организаций, учредителями (участниками) которых они не могут быть) с использованием в этих целях принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления имущества только с согласия собственника имущества (ст. 6 и 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" государственные и муниципальные унитарные предприятия не могут выступать покупателями имущества приватизируемых государственных и муниципальных предприятий, в том числе акций обществ, создаваемых на базе таких предприятий.


4. Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает виды имущества, которые могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал.

Вкладом в уставный капитал могут быть и имущественные права, которые в соответствии со ст. 128 ГК РФ входят в понятие имущества. В некоторых случаях оборот имущественных прав ограничен. Например, некоторые виды прав на результаты интеллектуальной деятельности не могут быть вкладом в уставный капитал, несмотря на их связи с материальным носителем объекта, например право следования, право доступа. Так, п. 6 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" <1> не допускает внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" <2> арендатор по договору аренды участка лесного фонда до приведения его в соответствие с Лесным кодексом РФ, а также арендатор по договору аренды участка лесного фонда или по договору аренды лесного участка, если государственный кадастровый учет таких участков не осуществлялся, не вправе вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.

<2> Собрание законодательства РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.


5. Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества подлежит независимой экспертной оценке в случаях, предусмотренных законом, в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" <1>. Проведение такой оценки предусмотрено как при создании хозяйственного общества вновь, так и при реорганизации, в ходе приватизации.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.


Проведение денежной оценки предусмотрено, в частности, п. 3 ст. 34, ст. 77 Федерального закона "Об акционерных обществах", ст. 12 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", п. 2 ст. 15 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью". Согласно последнему, если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем 20 тыс. руб., в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик при условии, что иное не предусмотрено федеральным законом. Статья 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" требует проведения оценки объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, при внесении их в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц.


Согласно п. 3 ст. 34 Федерального закона "Об акционерных обществах" при оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик, если иное не установлено законом. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества и советом директоров (наблюдательным советом), не может быть выше величины оценки, которая проведена независимым оценщиком.

При этом в п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" <1> разъяснено, что если в соответствии с законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность величины стоимости объекта оценки, указанной независимым оценщиком (в том числе когда законом или иным нормативным актом установлено, что объект не может быть оценен ниже или выше стоимости, названной в отчете независимого оценщика), то в случае совершения сделки (издания государственным органом акта, принятия должностным лицом или органом управления юридического лица решения) по цене, не соответствующей стоимости, приведенной в отчете независимого оценщика, такие сделка и акт государственного органа должны признаваться судом недействительными, решение должностного лица - незаконным, решение органа юридического лица - не имеющим юридической силы. Если законом или иным нормативным актом установлено лишь обязательное привлечение независимого оценщика (обязательное проведение независимым оценщиком оценки объекта), непривлечение независимого оценщика само по себе не является основанием для признания судом по мотивам нарушения требований закона сделки и акта государственного органа недействительными, решения должностного лица - незаконным, решения органа юридического лица - не имеющим юридической силы.

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 2005. N 7.


При создании хозяйственного общества бюджетными учреждениями в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества по лицензионному договору, утверждается решением общего собрания учредителей (участников) хозяйственного общества, принимаемым всеми учредителями (участниками) хозяйственного общества единогласно. Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли или акций участника хозяйственного общества в уставном капитале хозяйственного общества, оплачиваемых таким вкладом, составляет более чем 500 тыс. руб., такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.



Статья 67. Права и обязанности участников хозяйственного товарищества или общества


Комментарий к статье 67


1. Природа правовых отношений между хозяйственными товариществами и обществами и их участниками издавна вызывала споры как в науке, так и в практике, в связи с чем были выработаны разные подходы к этой проблеме. Еще до революции Г.Ф. Шершеневич определял природу таких отношений как договорную: "Закон вступает в силу, лишь восполняя молчание договора" <1>. Иногда в науке встречается и вещно-правовой подход. Так, И.Т. Тарасов, говоря о правах акционеров, рассматривал акционерное право как вещное, включающее в себя право совокупной собственности акционеров <2>. Законодатель и правоприменительная практика однозначно отрицают тенденции вещно-правового подхода к определению природы прав участников хозяйственных товариществ и обществ. Так, согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям (ст. 48, п. 3 ст. 213). При разрешении споров по поводу имущества, возникающих между хозяйственным товариществом (хозяйственным обществом) и его учредителем (участником), следует исходить из того, что имущество в натуре, внесенное учредителем (участником) в уставный (складочный) капитал хозяйственного товарищества или хозяйственного общества, принадлежит последним на праве собственности. Таким образом, у участников хозяйственных товариществ и обществ не возникает вещных прав на переданное юридическому лицу имущество.

--------------------------------

<1> Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М.: Спарк, 1994. С. 115.

<2> См.: Тарасов И.Т. Учение об акционерных компаниях. М.: Статут, 2000. С. 410.


Большинство современных специалистов придерживаются понимания природы отношений между хозяйственными товариществами и обществами и их участниками как корпоративной <1>. Можно согласиться с С.В. Сарбашем, что "корпоративное правоотношение является спорной категорией современного гражданского права, причем не только по содержанию прав и обязанностей его участников, но и по субъектному составу" <2>.

--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Гражданское право: В 4 т. Общая часть" (том 1) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).


<1> См., например: Гражданское право: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 1: Общая часть. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 40 (автор - Е.А. Суханов).


<2> Сарбаш С.В. Восстановление корпоративного контроля // Вестник гражданского права. 2008. N 4.


Понятия "корпоративный", "корпоративные отношения" не раскрываются законодательством. Лишь АПК РФ определяет корпоративные споры как споры, связанные с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом, что намного шире того понятия, которое может быть использовано в гражданском законодательстве.

2. В комментируемой статье закреплены права и обязанности, характерные для всех участников хозяйственных товариществ и обществ, в том числе полного товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерного общества. Иные права могут быть предусмотрены нормами ГК РФ об отдельных видах хозяйственных товариществ и обществ, Федеральными законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)", а также уставами и учредительными договорами. Права и обязанности участников хозяйственных товариществ и обществ могут быть классифицированы по разным основаниям, например, в зависимости от наполнения их имущественным или неимущественным содержанием, в зависимости от вида хозяйственного общества или товарищества, в зависимости от категории участника - например, акционеры, обладающие определенным видом акций или их числом.

Перечень обязанностей, предусмотренный п. 2 комментируемой статьи, может быть расширен учредительными документами, однако не может противоречить императивным нормам гражданского законодательства. Кроме того, федеральным законодательством и учредительными документами перечисленные в комментируемой статье права и обязанности могут быть конкретизированы.

В правоприменительной практике возникают вопросы, связанные с ограничением федеральным законодательством и учредительными документами прав участников хозяйственных товариществ и обществ. Так, Определением Конституционного Суда РФ от 18.06.2004 N 263-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Симакова Сергея Ивановича на нарушение его конституционных прав абзацем первым пункта 1 статьи 91 Федерального закона "Об акционерных обществах" было проанализировано ограничение на доступ к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа условием обладания акционерами не менее чем 25% голосующих акций общества. Пункт 1 комментируемой статьи не устанавливает такого ограничения. Обосновывая свою позицию, Конституционный Суд РФ отметил, что нормативное положение Федерального закона "Об акционерных обществах" об обязанности акционерного общества обеспечить акционерам доступ к своим документам направлено, среди прочего, на обеспечение информационной открытости хозяйственной деятельности акционерного общества и возможности реализации акционерами своих прав, однако следует учитывать, что в соответствии со ст. 17 (ч. 3) Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Особенностью акционерной формы предпринимательства (в частности, открытого акционерного общества) является неограниченное число акционеров, в том числе имеющих мелкие пакеты акций, что предопределяет наличие специальных мер охраны и правил доступа к сведениям, не являющимся общедоступными.