Файл: ГК_1_комм_Садиков_2005.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5861

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Критерии разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов были определены в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 18.08.92 N 12/12 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам" (Вестник ВАС РФ, 1992, N 1, с. 84), а также в пп. 13 - 15 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8. Однако эти Постановления применяются в части, не противоречащей АПК и ГПК.

4. Полномочия Конституционного Суда РФ установлены ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". К ним отнесена проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Проверка осуществляется по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов.

5. Организация деятельности арбитражных судов определена Конституцией, Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и АПК. К подведомственности арбитражного суда отнесены экономические споры и другие дела, возникшие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений между юридическими лицами, гражданами - индивидуальными предпринимателями, иными гражданами, между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации. Арбитражный суд рассматривает дела с участием организаций и граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или соглашением сторон спорного правоотношения.

К экономическим относятся споры, вытекающие из гражданских правоотношений, возникающих в предпринимательской деятельности, в т.ч. разногласия по договору в случаях, предусмотренных законом, об изменении условий договора либо о его расторжении; споры о собственности; споры о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств и другие имущественные споры. Экономическими спорами законы об арбитражном суде называют также споры из административных и иных публичных правоотношений, связанные с защитой гражданских прав организаций и индивидуальных предпринимателей, в т.ч. о признании недействующими или недействительными нормативных и ненормативных (индивидуальных) неправомерных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов; дела, возникающие из административных правонарушений, и иные дела, предусмотренные разд. III АПК.

Перечень дел, рассматриваемых арбитражными судами, предусмотрен гл. 4 АПК.

Споры, не отнесенные к подведомственности Конституционного Суда РФ и арбитражных судов, разрешаются судами общей юрисдикции. В ч. 4 ст. 22 ГПК закреплен приоритет общей судебной подведомственности и установлено, что при соединении в заявлении, поданном в суд, нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие - арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.


В практике арбитражного суда встречаются случаи, когда по спору, возникшему между двумя юридическими лицами, появляется потребность участия в деле гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем (в качестве третьего лица или стороны), поскольку судебным решением могут быть затронуты его права.

Так, определением арбитражного суда, рассматривавшего спор по первой инстанции, было прекращено производство по делу из-за неподведомственности, поскольку по делу с участием юридического лица - поручителя поступило ходатайство гражданина-должника о вступлении в процесс. Суд признал это ходатайство обоснованным.

Президиум ВАС РФ определение отменил и направил дело для рассмотрения по существу, считая, что кредитор вправе был предъявить иск к одному из солидарных ответчиков, а последний может предъявить иск в порядке регресса. Между тем должник-гражданин при участии в деле мог представить ряд возражений, препятствующих удовлетворению иска (см. Комментарий судебно-арбитражной практики: Вып. 6. М., 1999. С. 159).

В другом деле Президиум ВАС РФ в Постановлении от 03.06.97 указал на то, что если спор между юридическими лицами затрагивает права физических лиц, то в соответствии со ст. 22 АПК 1995 г. он неподведомствен арбитражному суду (надзорное дело N 4360/96).

АПК предусмотрел иную подведомственность таких дел. В соответствии с ч. 4 ст. 27 АПК заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора. В остальных случаях подлежит применению ст. 22 ГПК.

6. Третейские суды, хотя они и не входят в систему судебных органов Российской Федерации (государственных судов), названы в комментируемой статье судами, осуществляющими защиту гражданских прав. Третейский суд - это суд, создаваемый самими участниками правоотношения для разрешения возникшего или могущего возникнуть между ними спора. Он может быть образован как гражданами, так и юридическими лицами.

Порядок создания и деятельности третейского суда для рассмотрения споров, подведомственных судам как общей юрисдикции, так и арбитражным, определен Федеральным законом от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (СЗ РФ, 2002, N 30, ст. 3019). Действие Закона не распространяется на международный коммерческий арбитраж.

В соответствии с Законом третейский суд может быть постоянно действующим или создаваться для разрешения конкретного спора.

Согласно п. 2 ст. 1 Закона в третейский суд по соглашению сторон на третейское разбирательство может передаваться любой спор, возникший из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.


Следовательно, не подлежат рассмотрению третейских судов дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, из трудовых и семейных правоотношений. Не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда дела о банкротстве (ч. 3 ст. 33 Закона о банкротстве).

Постоянно действующие третейские суды разрешают споры в соответствии с правовыми актами в форме регламента, правил и иных актов, определяющих порядок предъявления исков и рассмотрения ими споров.

Эти акты утверждаются органами-учредителями постоянно действующих третейских судов.

К постоянно действующим в Российской Федерации третейским судам прежде всего относятся Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ (МКАС) и Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ. Деятельность МКАС регулируется Законом РФ от 07.07.93 N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" (Ведомости РФ, 1993, N 32, ст. 1240), Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при ТПП РФ (приложение N 1 к Закону РФ "О международном коммерческом арбитраже") и Регламентом о нем, вступившим в силу 1 мая 1995 г. Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ действует на основании Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" и Положения о Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ (приложение N 2 к Закону РФ "О международном коммерческом арбитраже").

МКАС подведомственны споры, которые в зависимости от субъектного состава делятся на две категории: а) споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей; б) споры организаций с иностранными инвестициями, международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, между их участниками, споры с другими субъектами права Российской Федерации.

Стороны договора вправе включить в него т.н. "арбитражную оговорку", т.е. условие о передаче возникшего или могущего возникнуть гражданско-правового спора на рассмотрение третейского суда. Соглашение о передаче в третейский суд конкретного спора (при отсутствии оговорки) должно быть заключено в письменной форме.

Решения международного коммерческого арбитража и иных третейских судов стороны исполняют добровольно. Решения, добровольно не исполненные, исполняются принудительно на основе исполнительных листов, выдаваемых судами (ст. 7 Закона об исполнительном производстве). Производство по делам о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов регламентировано гл. 47 ГПК и гл. 30 АПК. Суд при наличии предусмотренных нормативными актами оснований вправе отказать в выдаче исполнительного листа.

Хотя в ГК рассмотрение спора в третейском суде названо судебной защитой гражданских прав, однако по отношению к государственным судам разрешение спора в третейском суде является альтернативным методом разрешения споров.


В российский деловой оборот начал внедряться и такой вид альтернативного разрешения споров, как посредничество. Под посредничеством обычно понимается такой процесс разрешения конфликта, в котором избранный сторонами посредник - нейтральное лицо помогает сторонам достичь договоренности в их споре путем переговоров. Посредник не обладает правом принимать какие-либо решения. Однако его участие помогает самим сторонам найти способ устранения конфликта без обращения в суд, побуждает их к выработке оптимального для обеих сторон решения.

7. К административному порядку защиты гражданских прав, применяемому в предусмотренных законом случаях, можно отнести:

во-первых, принятие государственными органами, наделенными юрисдикционными полномочиями, решений с использованием способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК, с соблюдением установленной нормативными актами специальной процедуры, которая должна обеспечить как законность и обоснованность принимаемых решений, так и соблюдение прав и законных интересов лиц, участвующих в возбужденном деле;

во-вторых, обжалование действий должностных лиц и актов государственных органов в вышестоящий по отношению к ним орган исполнительной власти.

В административном порядке вышестоящему органу могут быть обжалованы решения налоговых, таможенных или иных органов.

Письмом МНС России от 05.04.2001 N ВП-6-18/274@ (ЭЖ, 2001, N 17, с. 8) установлен порядок рассмотрения жалоб налогоплательщиков. В нем предусмотрено, что решение по жалобе налогоплательщика принимается с учетом судебной практики ВАС РФ по рассматриваемым вопросам. Согласно ст. 139 НК жалоба на акт налогового органа, действие или бездействие его должностных лиц подается в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в течение 3 месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Статья 138 НК предусматривает, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичного заявления в суд. На практике такое же правило действует и для обжалования актов других органов. Юридические лица и граждане вправе выбирать между административным порядком защиты гражданских прав и судебным, т.е. обращаться в суд, минуя вышестоящий орган.

Административный порядок оспаривания патента или решения об отказе в выдаче патента установлен ст. 22 и 29 Патентного закона. Возражения на отказ в выдаче патента и опротестование его выдачи направляются в Палату по патентным спорам. В силу п. 2 ст. 11 ГК такое решение может быть обжаловано в судебном порядке.

8. Иное содержание придано административному порядку защиты гражданских прав, осуществляемому антимонопольными органами и органами регулирования естественных монополий. Законом о конкуренции, Федеральным законом от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе", Законом о защите конкуренции на рынке финансовых услуг антимонопольные органы (Федеральная антимонопольная служба России и ее территориальные управления) - в случае злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением и нарушения гражданских прав других лиц, а также использования ненадлежащей рекламы - наделены полномочиями возбуждать дела по заявлениям заинтересованных лиц или по собственной инициативе. Они рассматривают возбужденное дело с вызовом заинтересованных лиц, с соблюдением сроков, порядка, установленных правилами, и принимают решение. На основании решений направляются предписания хозяйствующим субъектам, иным организациям, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления прекратить нарушение установленных этими законами запретов; восстановить первоначальное положение; отменить или изменить административный акт, не соответствующий антимонопольному законодательству; заключить или расторгнуть договор с другим хозяйствующим субъектом или внести в него изменения; осуществить контррекламу и др. Таким образом, антимонопольные органы применяют способы защиты гражданских прав, предусмотренные ст. 12 ГК.


Соответствующими полномочиями Закон о естественных монополиях наделил орган регулирования естественных монополий (Федеральная служба по тарифам). Эти полномочия касаются определения цен (тарифов) и осуществления контроля за их применением. В остальном функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о естественных монополиях переданы Федеральной антимонопольной службе (Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 N 189 и от 09.04.2004 N 204 - СЗ РФ, 2004, N 15, ст. 1482 и 1496).

Дела, связанные с нарушением Закона о конкуренции, рассматриваются в соответствии с Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утв. Приказом МАП России от 25.07.96 N 91 (БНА РФ, 1996, N 4, с. 47).

Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе был утвержден Приказом МАП России от 13.11.95 N 147 (БНА РФ, 1996, N 3, с. 9).

Порядок возбуждения и рассмотрения дел, возникающих в связи в нарушениями Закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, установлен Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, утв. Приказом МАП России от 15.09.2000 N 707 (БНА РФ, 2001, N 6).

В соответствии со ст. 23 Закона о естественных монополиях порядок рассмотрения дел о нарушениях этого Закона установлен Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 257 (СЗ РФ, 2000, N 14, ст. 1495) утверждено Положение о рассмотрении федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий дел о нарушениях Федерального закона "О естественных монополиях". Федеральная служба по тарифам применяет этот акт при осуществлении контроля за определением (установлением) тарифов (цен) и контроля за их применением.

Все упомянутые законы предусматривают порядок обжалования в суд решений (предписаний), принятых антимонопольными органами и Федеральной службой по тарифам.

Антимонопольные органы при защите гражданских прав в административном порядке имеют в своем распоряжении такие методы воздействия на нарушителей запретов, как принятие решения и дача на его основе хозяйствующим субъектам, органам исполнительной власти и местного самоуправления соответствующих предписаний.

Правоприменительная деятельность антимонопольных органов направлена прежде всего на защиту публичных интересов, пресечение монополистической деятельности и тем самым на обеспечение конкуренции, поддержку предпринимательства и защиту предприятий от рыночной власти конкурентов. Вместе с тем, рассматривая дела в процессуальной форме, эти органы защищают гражданские права и законные интересы участников рынка.

Именно поэтому комментируемая статья допускает возможность защиты гражданских прав в административном порядке. Однако основной формой защиты гражданских прав остается судебная защита.