ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6133
Скачиваний: 3
3. Положения ч. 2 комментируемой статьи о зачете лишь тех требований, которые возникли по основанию, существовавшему к моменту получения должником уведомления об уступке требования, и срок исполнения по которым наступил до его получения, направлены прежде всего на защиту добросовестного должника, который до получения названного уведомления не знает о состоявшейся уступке и сохраняет возможность зачесть свои требования, обратившись к первоначальному кредитору. С другой стороны, указанные положения также позволяют не допустить злоупотребления должником своим правом, т.к. лишают его возможности предъявить против требования нового кредитора те свои требования к первоначальному кредитору, которые возникли позднее.
Кроме того, положения ч. 2 комментируемой статьи обеспечивают защиту интересов нового кредитора, который, оценивая стоимость получаемого в результате уступки требования (в т.ч. и с учетом возможности последующего ее уменьшения в результате зачета), имеет возможность учитывать лишь те отношения между должником и первоначальным кредитором, которые существовали к моменту уступки требования.
4. Заложенный в комментируемой статье механизм зачета при уступке требования получил развитие в правилах о зачете денежных требований должника против требований финансового агента, основанных на договоре финансирования под уступку денежного требования (ст. 832 ГК).
Статья 413. Прекращение обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице
Обязательство прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице.
Комментарий к статье 413
1. Поскольку для обязательства необходимо наличие как минимум двух сторон - должника и кредитора, совпадение этих сторон в одном лице делает невозможным дальнейшее существование обязательства и влечет его прекращение. Этот способ прекращения является одним из примеров физической невозможности исполнения обязательства.
2. В отношениях с участием граждан совпадение имеет место при наследовании, когда должник, обязанный произвести исполнение в пользу кредитора, становится его наследником и получает в составе наследства принадлежавшее кредитору право требования к себе. Однако, если в последующем основания такого совпадения отпадут, например при возврате имущества кредитору, объявленному ранее умершим (п. 2 ст. 46 ГК), в случае его явки обязательство восстанавливается и кредитор имеет право предъявить должнику требование об исполнении его обязанности.
3. В отношениях между юридическими лицами совпадение имеет место в случае реорганизации юридических лиц в форме слияния, когда права двух организаций, одна из которых - должник, а другая - кредитор, переходят к вновь создаваемому юридическому лицу (п. 1 ст. 58 ГК), или в форме присоединения, когда к одному юридическому лицу переходят права и обязанности другого - присоединяемого юридического лица (п. 2 ст. 58 ГК). При этом последующее разделение юридического лица или выделение из него нового юридического лица не влечет "восстановления" обязательства, прекратившегося в результате совпадения должника и кредитора, т.к. права и обязанности к новым юридическим лицам переходят в соответствии с разделительным балансом.
4. Совпадение в одном лице должника и кредитора имеет место в случае уступки кредитором своему должнику права требования к нему (п. 1 ст. 382 ГК), а также в случае перехода к должнику имущества, являющегося предметом обязательства. Последнее имеет место, например, при продаже арендодателем соответствующего имущества арендатору до истечения срока договора аренды (п. 1 ст. 617 ГК), когда прекращается лежащая на арендаторе обязанность по внесению арендной платы.
5. Не влечет совпадения должника и кредитора в одном лице, а следовательно, и прекращения обязательства в соответствии с комментируемой статьей переход ордерной или предъявительской ценной бумаги (пп. 1 и 3 ст. 146 ГК) к должнику по обязательству, удостоверенному этой бумагой, т.к. в этом случае исключается лишь возможность предъявления требования по бумаге. Соответствующее требование может быть впоследствии предъявлено, т.к. ценная бумага, продолжая находиться в обращении, может перейти от должника к другому лицу.
Статья 414. Прекращение обязательства новацией
1. Обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация).
2. Новация не допускается в отношении обязательств по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, и по уплате алиментов.
3. Новация прекращает дополнительные обязательства, связанные с первоначальным, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Комментарий к статье 414
1. Новация представляет собой соглашение сторон, в соответствии с которым первоначальное обязательство между ними заменяется другим, новым обязательством; при этом первоначальное обязательство прекращается.
Широкое распространение новации в современном гражданском обороте объясняется весьма привлекательной для сторон возможностью с помощью этого института заменить свои сложные, нередко обремененные взаимными правами и обязанностями отношения по выполнению работ, передаче имущества, возмещению убытков и т.п. более простыми, например заемными обязательствами.
2. В п. 1 комментируемой статьи новация определяется как соглашение сторон о прекращении обязательства, из чего следует, что к этому соглашению в полной мере подлежат применению нормы гл. 9 и 28 ГК о форме и порядке заключения договоров - двусторонних сделок. Кроме того, применительно к договорным обязательствам следует учитывать положения п. 1 ст. 452 ГК, в силу которых соглашение о прекращении основанного на договоре обязательства должно совершаться в той же форме, что и договор, если только из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает необходимость соблюдения другой формы соответствующего соглашения. Применительно к соглашению о новации долга в заемное обязательство законом установлено требование о совершении такого соглашения в форме, предусмотренной для нового, т.е. заемного, обязательства (п. 2 ст. 818 ГК).
Для того чтобы с установлением нового обязательства было прекращено первоначальное обязательство, стороны должны прямо указать об этом в соглашении о новации. При отсутствии такого условия первоначальное обязательство не прекратится, а будет продолжать действовать наряду с новым. В то же время судебно-арбитражной практике известны случаи, когда при наличии между сторонами двух договоров о продаже одного и того же предмета, отличающихся лишь условиями расчетов, суд делает вывод о том, что, заключая более поздний договор, стороны, по существу, согласились с заменой одного обязательства другим (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.05.98 N 466/98 - Вестник ВАС РФ, 1998, N 8, с. 36).
При наличии спора относительно того, имела ли место новация, бремя доказывания наличия между сторонами нового обязательства лежит на стороне, ссылающейся на новацию.
3. В п. 1 комментируемой статьи устанавливается, что для прекращения обязательства новацией новое обязательство должно связывать тех же лиц, что и первоначальное. Участие в новом обязательстве наряду со сторонами первоначального обязательства какого-либо третьего лица рассматривается судебно-арбитражной практикой как нарушение условий новации, не влекущее прекращения первоначального обязательства (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.08.96 N 8558/95 - Вестник ВАС РФ, 1996, N 11, с. 55).
4. В силу п. 1 комментируемой статьи новое обязательство должно отличаться от первоначального иным предметом или способом исполнения. Данное условие следует толковать не буквально, как допущение новации договора купли-продажи одного имущества лишь в договор купли-продажи другого имущества, а договора поставки, предусматривающего доставку товара покупателю, только в договор поставки с условием о выборке товара в месте нахождения поставщика и т.д., а расширительно, имея в виду допустимость изменения и вида обязательства, т.е. новацию внедоговорного обязательства - в договорное, обязательства по передаче имущества - на обязательство по выполнению работ и т.д.
Основанием для такого расширительного толкования может служить п. 1 ст. 818 ГК, предусматривающий новацию долга, возникшего из купли-продажи, аренды имущества или иного основания, в заемное обязательство. Кроме того, судебно-арбитражная практика также свидетельствует о расширительном толковании п. 1 комментируемой статьи, признавая новацию в случае замены договора аренды имущества договором купли-продажи, заемного обязательства - договором купли-продажи, кредитного обязательства - выдачей векселя или облигации, обязательства по перевозке - обязательством по хранению и т.д. В частности, изменением способа исполнения обязательства признается замена обязательства по оплате одного товара обязательством по поставке другого товара (Постановление Президиума ВАС РФ от 02.09.97 N 4842/97 - Вестник ВАС РФ, 1997, N 12, с. 29).
При этом, однако, как бы ни различались при новации первоначальное и новое обязательства, между ними всегда сохраняется определенная связь: продается имущество, которое было предметом аренды; вексель выдается на сумму задолженности по кредиту; на хранение передается имущество, подлежавшее перевозке, и т.д.
Новация широко используется в залоговых отношениях в качестве средства передачи имущества, являющегося предметом залога, в собственность залогодержателя (п. 46 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).
5. Новацию следует отличать от изменения отдельных условий обязательства - срока исполнения, порядка платежа, размера процентов и т.п.; в этом случае обязательство не прекращается, а продолжает действовать в измененном виде. Последнее означает, в частности, что без специальной о том оговорки сохраняют свое действие меры, установленные для обеспечения исполнения обязательства, в то время как при новации стороны должны специально подтвердить их применимость к новому обязательству (см. п. 3 комментируемой статьи).
6. Для совершения новации необходимо, чтобы и первоначальное, и новое обязательства были действительными. Недействительность первоначального обязательства означает и недействительность основанного на нем нового обязательства. В свою очередь, недействительность нового обязательства означает, что стороны остались связанными первоначальным обязательством и новация не состоялась.
7. В силу п. 1 комментируемой статьи соглашение о новации является консенсуальной сделкой, для вступления которой в силу не требуется передачи имущества, а достаточно лишь заключения сторонами соответствующего соглашения. Следовательно, первоначальное обязательство прекращается с момента заключения соглашения о новации.
8. Новация обязательства нередко совершается в форме мирового соглашения, в котором стороны на основании взаимных уступок уточняют условия спорного обязательства, по существу заменяя его новым - бесспорным. В случае, когда мировое соглашение заключается в ходе судебного процесса, оно, помимо удовлетворения требованиям, предъявляемым к действительности гражданско-правовых сделок, должно отвечать ряду условий процессуального характера (ст. 39, 173 ГПК, ст. 49, 138 - 140 АПК).
9. Императивное правило п. 2 комментируемой статьи, исключающее новацию в отношении обязательств по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, и по уплате алиментов, связано с охранительным характером указанных обязательств, прекращение которых способом, отличным от исполнения, может лишить кредитора возможности получать соответствующие платежи и алименты.
При этом следует иметь в виду, что указанное ограничение касается лишь алиментов, уплачиваемых по решению суда (ст. 106 Семейного кодекса). Применение положений п. 2 комментируемой статьи к алиментным отношениям, основанным на соглашении сторон, противоречило бы указанию п. 2 ст. 101 Семейного кодекса о том, что соглашение об уплате алиментов может быть изменено или расторгнуто в любое время по взаимному согласию сторон. Последнее означает, в частности, что алиментное обязательство, основанное на соглашении об уплате алиментов, может быть прекращено, в т.ч. и путем новации его в какое-либо иное обязательство.
10. Под дополнительными обязательствами, упоминаемыми в п. 3 комментируемой статьи, разумеются прежде всего соглашения об обеспечении исполнения первоначального обязательства неустойкой, залогом, поручительством, задатком и т.д. (п. 1 ст. 329 ГК). При этом правило п. 3 является диспозитивным, т.е. позволяет сторонам договориться о том, что соответствующая неустойка, залог, поручительство будут действовать и применительно к новому обязательству.
11. Заключение соглашения о прекращении обязательства новацией рассматривается судебно-арбитражной практикой в качестве обстоятельства, свидетельствующего о признании долга (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.11.99 N 4021 /99 - Вестник ВАС РФ, 2000, N 1, с. 36). Из этого следует, что течение исковой давности по первоначальному обязательству прерывается (ч. 2 ст. 203 ГК) и по новому обязательству начинает течь заново.
12. Новацию следует отличать от отступного (см. ст. 409 и коммент. к ней) и прощения долга (см. ст. 415 и коммент. к ней).
Статья 415. Прощение долга
Обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора.
Комментарий к статье 415
1. Прощение долга означает освобождение кредитором должника от лежащей на нем обязанности совершить определенное действие (передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п.) или воздержаться от определенного действия. В закрепленном комментируемой статьей праве кредитора отказаться от принадлежащего ему права требования исполнения по обязательству реализуется принцип свободы осуществления гражданских прав (п. 2 ст. 9 ГК).
Прощение долга является безвозмездной сделкой (п. 2 ст. 423 ГК): отказ кредитора от права требования не обусловлен каким-либо встречным предоставлением со стороны должника. По этому признаку прощение долга отличается от отступного (ст. 409 ГК) и новации (ст. 414 ГК), предусматривающих согласие должника на передачу иного исполнения или на установление нового обязательства в обмен на отказ кредитора от права требования первоначального исполнения по обязательству.
2. Прощение долга, как следует из текста комментируемой статьи, является односторонней сделкой (п. 2 ст. 154 ГК), т.е. не требует для своего совершения согласия другой стороны - должника. Данное условие отличает прощение долга от договора дарения, в соответствии с которым даритель освобождает или обязуется освободить одаряемого от лежащей на нем имущественной обязанности (пп. 1 и 2 ст. 572 ГК). Другим отличием является возможность дарителя освободить одаряемого от имущественной обязанности перед третьими лицами, в то время как прощение долга возможно лишь в отношениях между должником и кредитором.
Проведение разграничения между прощением долга и договором дарения необходимо для определения условий действительности соответствующей сделки, поскольку договор дарения обременен рядом ограничений, связанных с субъектным составом, стоимостью и видами имущественных прав, передаваемых в качестве дара (ст. 575, 576 ГК), в то время как действительность прощения долга подобными условиями не оговаривается.