Файл: ГК_1_комм_Садиков_2005.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5872

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7. В связи с прекращением обязательства между сторонами может возникнуть новое обязательство, связанное, как правило, с необходимостью урегулирования имущественных последствий прекращения первоначального обязательства. Так, при наличии убытков, вызванных прекращением обязательства, соответствующая сторона в силу ст. 15 и 401 ГК будет обязана их возместить. Если двустороннее обязательство частично уже было исполнено и стороны приняли решение о его прекращении на будущее время, то часть имущества, за передачу которого не последовало встречного удовлетворения (ст. 328 ГК), если иные последствия не предусмотрены соглашением сторон, должна быть возвращена соответствующей стороне по правилам гл. 60 ГК об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (подлежащим применению по аналогии). Специальные правила о возврате имущества в случае прекращения обязательства установлены применительно к договору о залоге (ст. 352 ГК), договорам аренды (ст. 622, 655, 664 ГК), подряда (ст. 728, 729 ГК), доверительного управления (ст. 1024 ГК), простого товарищества (ст. 1050 ГК).


Статья 408. Прекращение обязательства исполнением


1. Надлежащее исполнение прекращает обязательство.

2. Кредитор, принимая исполнение, обязан по требованию должника выдать ему расписку в получении исполнения полностью или в соответствующей части.

Если должник выдал кредитору в удостоверение обязательства долговой документ, то кредитор, принимая исполнение, должен вернуть этот документ, а при невозможности возвращения указать на это в выдаваемой им расписке. Расписка может быть заменена надписью на возвращаемом долговом документе. Нахождение долгового документа у должника удостоверяет, пока не доказано иное, прекращение обязательства.

При отказе кредитора выдать расписку, вернуть долговой документ или отметить в расписке невозможность его возвращения должник вправе задержать исполнение. В этих случаях кредитор считается просрочившим.


Комментарий к статье 408


1. Исполнение составляет наиболее естественный способ прекращения обязательства, т.к. в результате его достигается основная цель установления обязательственного отношения - совершаются действия, составляющие предмет обязательства (передается имущество, выполняется работа, уплачиваются деньги), либо обязанное лицо воздерживается от соответствующих действий.

Надлежащее исполнение обязательства включает выполнение условий о надлежащем предмете, времени, месте и способе исполнения, а также предполагает исполнение обязательства надлежащим должником надлежащему кредитору (см. гл. 22 и коммент. к ней). При этом в силу ст. 309 ГК правила надлежащего исполнения обязательства определяются условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями.


2. Практические сложности могут возникнуть при определении условий надлежащего исполнения в случае, когда между сторонами одновременно существует несколько обязательственных отношений. Если при этом должник, производя платеж, которого недостаточно для исполнения по всем обязательствам, не указывает, в погашение какого долга этот платеж сделан, то возникает необходимость определить, какое из обязательств следует считать надлежаще исполненным и, соответственно, прекратившимся.

Специальное правило в законе сформулировано лишь применительно к договору поставки (ст. 522 ГК) и заключается в том, что если при совершении исполнения либо сразу после исполнения сторона не указала договор, в счет погашения которого поступает данное исполнение, оно засчитывается по тому договору, срок исполнения которого наступил ранее. Если срок исполнения по нескольким договорам наступает одновременно, исполнение засчитывается пропорционально в погашение обязательств по всем договорам. Указанное правило может применяться и к другим аналогичным случаям, когда существующие между сторонами обязательственные отношения являются однородными и меры имущественной ответственности (убытки, неустойка и т.п.) за их нарушение существенно не отличаются в каждом из обязательств.

В тех же случаях, когда обязательства основываются на разнородных договорах (аренда и поставка, купля-продажа и перевозка и т.п.), соответствующее исполнение было бы более разумным и справедливым засчитывать в погашение обязательств с одним и тем же сроком исполнения с учетом обстоятельств, делающих обязательство более тяжким для должника (например, обязательства, обеспеченные залогом имущества или более высокой неустойкой либо находящиеся в более длительной просрочке, и т.п.).

3. В силу п. 1 комментируемой статьи ненадлежащее исполнение не прекращает обязательства. Этому положению корреспондируют правила п. 1 ст. 396 ГК, в соответствии с которыми уплата неустойки и возмещение убытков в случае ненадлежащего исполнения обязательства не освобождают должника от исполнения обязательства в натуре, если только иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, по общему правилу ненадлежащее исполнение обязательства не только сохраняет в силе обязанности соответствующих лиц по исполнению обязательства в натуре, но и налагает на них дополнительные меры имущественной ответственности, т.е., по существу, порождает дополнительное обязательство - уплатить неустойку, возместить убытки. Стороны могут исключить применение этих правил, записав в договоре, что выполнение мер ответственности прекращает связывающее их обязательство. Примером такого условия может служить предусмотренная п. 3 ст. 396 ГК неустойка, установленная в качестве отступного (см. ст. 409 и коммент. к ней).


4. Предусмотренные в п. 2 комментируемой статьи правила о форме сделки по предоставлению исполнения должны рассматриваться с учетом общих положений о форме сделок (§ 1 гл. 9 ГК). Расписка в получении исполнения есть не что иное, как письменная форма соответствующей сделки. Правило абз. 1 п. 2 комментируемой статьи, корреспондирующее подп. 2 п. 1 ст. 161 ГК, устанавливает, что при наличии требования со стороны должника, производящего исполнение, соблюдение простой письменной формы сделки является обязательным независимо от состава участников и суммы сделки (т.е. стоимости исполненного по обязательству).

При этом следует иметь в виду, что в случае спора должник, не потребовавший у кредитора расписки и, следовательно, не соблюдший простой письменной формы сделки по предоставлению исполнения, будет в силу п. 1 ст. 162 ГК лишен права ссылаться в подтверждение факта исполнения обязательства на свидетельские показания, сможет иметь право ссылаться лишь на письменные, вещественные доказательства и заключения экспертов (ст. 71, 73, 86 ГПК, ст. 75, 76, 86 АПК).

5. В абз. 2 п. 2 комментируемой статьи предусматриваются различные случаи оформления сделки по предоставлению исполнения. При этом обязанность кредитора возвратить долговой документ, равно как и обязанность указать в расписке на невозможность его возврата, не обусловлена требованием должника: кредитор обязан возвратить документ или сделать в расписке соответствующую отметку независимо от такого требования.

В то же время, как следует из абз. 2 п. 2 комментируемой статьи, обязанность заменить расписку соответствующей надписью на возвращаемом долговом документе возникает у кредитора лишь при наличии требования должника.

6. Установленная в последнем предложении абз. 2 п. 2 комментируемой статьи презумпция может быть опровергнута, если кредитор докажет, что обязательство не прекратилось, несмотря на нахождение долгового документа (расписки) у должника.

7. Правила абз. 3 п. 2 комментируемой статьи конкретизируют положения п. 1 ст. 406 ГК о просрочке кредитора. Выдача расписки, возвращение долгового документа или указание в расписке на невозможность его возвращения являются в силу закона теми действиями, несовершение которых кредитором дает право должнику задержать исполнение с возложением ответственности за нарушение обязательства на кредитора. При этом в силу абз. 1 и 2 п. 2 комментируемой статьи для реализации положений о просрочке кредитора должник обязан доказать, что требовал от кредитора расписки либо ее замены надписью на долговом документе, в то время как обязанность по возвращению долгового документа лежит на кредиторе в силу одного лишь факта наличия у него такого документа независимо от того, требовал ли должник его возвращения.


Статья 409. Отступное


По соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.). Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами.



Комментарий к статье 409


1. Комментируемая статья предоставляет сторонам право договориться о том, что первоначально согласованный предмет исполнения заменяется другим предметом - отступным, предоставление которого прекращает существующее между сторонами обязательство. Предоставлением отступного должник откупается от необходимости совершать первоначальное исполнение.

2. При признании сделки об отступном ничтожной должник обязан предоставить первоначальное исполнение, а кредитор имеет право предъявлять требования, связанные с передачей первоначального исполнения. В этом случае сохраняют свою силу и обязательства, установленные в целях обеспечения предоставления первоначального исполнения (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.01.2000 N 5993/99).

3. Предмет отступного, обозначенный в комментируемой статье лишь примерно, должен определяться с учетом положений п. 1 ст. 307 ГК о том, что обязательство состоит в совершении обязанным лицом действий (передаче имущества, выполнении работы, уплате денег и т.п.) либо в воздержании от определенного действия. Нет никаких оснований для ограничительного толкования содержащегося в комментируемой статье перечня предметов отступного (не допускающего отступного в виде воздержания от действия и отступного в виде выполнения работы), т.к. положения ст. 307 ГК относятся ко всем обязательствам, и, чтобы исключить ее применение к каким-либо отношениям, в законе должна была содержаться соответствующая оговорка, которая в комментируемой статье отсутствует.

4. Вопрос о юридической природе сделки по предоставлению отступного решен в комментируемой статье неоднозначно. С одной стороны, указание о том, что обязательство может быть прекращено "предоставлением отступного", свидетельствует о реальном характере соответствующей сделки, которая для своего вступления в силу требует не только согласия сторон, но и передачи определенного имущества отступного. Это означает, что, договорившись с кредитором об отступном, должник должен немедленно его предоставить. В противном случае сделка не вступит в силу и, следовательно, будут продолжать действовать первоначальные условия обязательства о надлежащем предмете исполнения. При отсутствии обязанности кредитора принять отступное его отказ от принятия такого исполнения нельзя будет квалифицировать как просрочку кредитора (ст. 406 ГК) и, следовательно, ответственность за неисполнение обязательства целиком ляжет на должника.

С другой стороны, указание в комментируемой статье на срок предоставления отступного (который опосредует временной промежуток между достижением соглашения об отступном и собственно его предоставлением), а также допустимость в качестве отступного выполнения работ (которое требует обязательного наличия такого срока - см.: Брагинский М.И. Договор подряда и подобные ему договоры. М., 1999. С. 5, 6) свидетельствуют о консенсуальном характере сделки по предоставлению отступного. В этом случае обязанность должника предоставить первоначальный предмет исполнения прекращается по достижении соглашения об отступном, и с этого же времени кредитор приобретает право требовать предоставления нового предмета, а должник обязан его предоставить.


5. Судебно-арбитражная практика свидетельствует о том, что в настоящее время наиболее распространено отступное в виде предоставления какого-либо имущества взамен уплаты денег. Денежные обязательства, вытекающие из договоров займа или кредитных договоров, часто заменяются передачей должником-заемщиком кредитору-заимодавцу промышленных товаров, векселей, пакетов акций, а также зданий, сооружений и земельных участков.

6. Отступное часто применяется в залоговых отношениях в качестве средства передачи имущества, являющегося предметом залога, в собственность залогодержателя (п. 46 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8). Разграничивая отношения по обеспечению исполнения обязательства и по его прекращению, судебно-арбитражная практика признает, что заключение в один день договора о залоге и договора о добровольной передаче заложенного имущества в собственность кредитора означает, что волеизъявление сторон было направлено на погашение долга путем отступного, а не на обеспечение обязательства залогом (Постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.97 N 4462/97 - Хозяйство и право, 2000, N 4).

7. Соглашение об отступном может заключаться как при установлении обязательства, так и в период его действия. В то же время соглашение об отступном, подписанное в день заключения кредитного договора одновременно с его исполнением, рассматривается судебно-арбитражной практикой в качестве притворной сделки, т.к. пользования кредитом фактически не было (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.97 N 5246/97 - Хозяйство и право, 2000, N 1). Судебно-арбитражная практика свидетельствует также о том, что соглашение об отступном обычно заключается после того, как обязательство нарушено одной из сторон. Примером такого соглашения может быть придание значения отступного неустойке, установленной за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (см. п. 3 ст. 396 и коммент. к нему). В этом случае уплата неустойки прекращает обязательство, в обеспечение исполнения которого она была установлена.

В то же время нередки случаи, когда условия предоставления отступного включаются непосредственно в договор, на котором основывается обязательство. Например, соглашением об отступном было признано условие договора о том, что при неисполнении своих обязанностей одна сторона обязана вернуть другой деньги в сумме, равной стоимости непредоставленного исполнения (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.10.96 N 2411/96 - Вестник ВАС РФ, 1997, N 3, с. 47).

8. В силу комментируемой статьи стороны свободны в установлении размера, сроков и порядка предоставления отступного. При этом, безусловно, должны соблюдаться требования добросовестности, разумности и справедливости.

Как свидетельствует судебно-арбитражная практика, наибольшее распространение получили случаи, когда размер отступного соотносится с величиной основного долга и суммой процентов и штрафных санкций, наросших к моменту предоставления отступного. Нередки также и случаи, когда в соответствии с п. 1 ст. 407 ГК обязательство прекращается частично и соглашение об отступном касается только суммы пени или, наоборот, погашает только часть основной задолженности.