ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6160
Скачиваний: 3
5.2. Регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 8 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Лица, имеющие право выступать от имени юридического лица без доверенности, т.е. на основании закона или учредительных документов юридического лица, могут не являться его органами, т.к. на основании ст. 53 ГК в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности не через свои органы (в частности, единоначальный исполнительный орган), а через своих участников (см. коммент. к ст. 53). К таким юридическим лицам ГК относит хозяйственные товарищества. В связи с тем что по общему правилу, закрепленному п. 1 ст. 72 (см. коммент. к ней), каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, встает вопрос, по месту нахождения какого участника должна осуществляться государственная регистрация простого или коммандитного товарищества, участниками которого являются несколько лиц, в каком месте оно должно регистрироваться, если учредительным договором ведение дел поручено нескольким участникам?
Первоначальная регистрация, которая, как отмечено выше, производится по месту нахождения постоянно действующего органа юридического лица, может быть впоследствии изменена, если юридическое лицо желает изменить свое место нахождения. Так следует толковать п. 4 ст. 18 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а предусмотренные этой нормой запись и пересылку регистрационного дела "в регистрирующий орган по новому месту" рассматривать как перерегистрацию и изменение места регистрации. Конечно, соответствующую норму следовало бы сформулировать адекватно правилу ст. 51 ГК.
5.3. Статья 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержит исчерпывающий перечень сведений, которые должны быть сообщены при подаче заявления о регистрации. Согласно ст. 9 регистрирующий орган не вправе требовать представления документов, не предусмотренных данным Законом.
5.4. Содержащиеся в государственном реестре сведения являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии со ст. 6 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и их месте жительства могут быть представлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ, за исключением случая, когда указанные сведения сообщаются при представлении копий учредительных документов юридического лица. Форма, порядок и сроки представления сведений о юридическом лице, содержащихся в государственном реестре, предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц".
Отказ в представлении сведений не допускается, за исключением тех, доступ к которым ограничен.
Содержащиеся в реестре сведения считаются достоверными, пока в них не внесены соответствующие изменения. Однако в случаях, специально предусмотренных федеральными законами, внесенные в учредительные документы юридического лица изменения приобретают силу для третьих лиц не с момента внесения в реестр соответствующей записи, а с момента уведомления регистрирующего органа о таком изменении (п. 3 ст. 19 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
5.5. О государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, см. п. 3 коммент. к ст. 59.
5.6. О государственной регистрации ликвидации юридического лица см. п. 8 коммент. к ст. 63.
5.7. Закон (п. 2 ст. 25) наделяет регистрирующий орган полномочием на обращение в суд с иском о ликвидации юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений законов или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных актов о государственной регистрации юридических лиц, в частности правил ст. 26 Закона, согласно которой уже существующие юридические лица обязаны в 6-месячный срок со дня вступления данного Закона в действие представить в регистрирующий орган определенные Законом дополнительные сведения.
5.8. Закон (ст. 24) устанавливает последствия неправомерного отказа в регистрации или нарушения порядка регистрации и обязанность регистрирующего органа возместить причиненный этим ущерб.
Отказ в осуществлении государственной регистрации юридического лица допускается по основаниям, предусмотренным ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и положениями федеральных законов о правовом статусе юридических лиц отдельных организационных форм, как правило, некоммерческих организаций (см., например, ст. 20 Федерального закона "О политических партиях", ст. 23 Закона об общественных объединениях).
Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации или его уклонение от нее могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд (ст. 22, 23, 25 АПК) в соответствии с правилами о подведомственности дел этим системам судебной власти.
5.9. Следует обратить внимание на п. 4 ст. 11 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, который предусматривает:
"Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки представления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации".
Пункт 19 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений обязал регистрирующий орган представлять сведения о юридическом лице, указанные в приложении N 2 к этим Правилам, в территориальные органы Пенсионного фонда РФ, региональные отделения Фонда социального страхования РФ, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные органы федерального органа по статистике.
6. Регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в случае нарушения закона или иных правовых актов.
Судебная практика исходит из того, что основаниями для признания недействительным акта государственной регистрации юридического лица могут, в частности, служить несоответствие учредительных документов требованиям законодательства, содержащиеся в них недостоверные сведения, нарушение установленного законодательством порядка создания юридического лица или его государственной регистрации. Признание акта государственной регистрации недействительным не влечет автоматической ликвидации юридического лица, однако такое признание может являться основанием для ликвидации юридического лица, в частности, если при его создании допущены грубые нарушения закона и они носят неустранимый характер (п. 2 ст. 61 ГК).
7. В информационном письме Президиума ВАС РФ от 09.06.2000 N 54 "О сделках юридического лица, регистрация которого признана недействительной" (Вестник ВАС РФ, 2000, N 7) отмечено, что правоспособность юридического лица прекращается в момент его ликвидации, а оно считается прекратившим свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51, п. 8 ст. 63 ГК). Поэтому признание судом недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной.
Статья 52. Учредительные документы юридического лица
1. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).
Юридическое лицо, созданное в соответствии с настоящим Кодексом одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.
2. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.
В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.
3. Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.
Комментарий к статье 52
1. Учредительные документы в соответствии с законодательством и наряду с ним определяют правовое положение (правовой статус) данного юридического лица. Какой именно документ из перечисленных в абз. 1 п. 1 данной статьи признается учредительным для того или иного юридического лица, определено соответствующим законом. Так, для акционерного общества это только устав (п. 3 ст. 98 ГК и п. 1 ст. 11 Закона об акционерных обществах), хотя ему и предшествует заключение договора между учредителями (п. 1 ст. 98 ГК). В хозяйственных товариществах такими документами являются учредительные договоры (п. 1 ст. 70, п. 1 ст. 83 ГК); в обществах с ограниченной ответственностью - одновременно и учредительный договор, и устав (п. 1 ст. 89 и п. 3 ст. 95 ГК); то же касается ассоциаций (союзов) юридических лиц (п. 1 ст. 122 ГК).
Согласно ст. 14 Закона о некоммерческих организациях их учредительными документами являются:
устав, утвержденный учредителями (участниками), - для общественной или религиозной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации;
учредительный договор, заключенный их членами, и утвержденный ими устав - для ассоциации или союза;
решение собственника (т.е. учредителя) о создании учреждения и утвержденный им устав - для учреждения.
При этом ст. 14 Закона о некоммерческих организациях предусматривает, что учредители (участники) некоммерческого партнерства или автономной некоммерческой организации вправе также заключить учредительный договор, который в этом случае должен, по-видимому, считаться учредительным документом. Согласно ст. 7.1 этого Закона для государственной корпорации не требуются учредительные документы, предусмотренные ст. 52 ГК, - их заменяет федеральный закон, которым корпорация создается. При этом правила Закона о некоммерческих организациях распространяются на государственную корпорацию, если иное не предусмотрено законом о ее создании.
2. Следует различать учредительный договор как учредительный документ юридического лица и как договор о совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица. Последний подчиняется правилам ст. 1041 - 1054 ГК о договоре простого товарищества и прекращается после создания юридического лица вследствие своего надлежащего исполнения.
Учредительный договор как учредительный документ юридического лица регулирует не только создание этого юридического лица, но и взаимоотношения учредителей друг с другом и с юридическим лицом на период его существования (п. 5 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 90/14). Такой учредительный договор сохраняет свое действие и после создания юридического лица.
3. Постановлением Правительства РФ от 12.08.94 N 908 (СЗ РФ, 1994, N 17, ст. 1982) утвержден Типовой устав казенного завода (см. также ст. 115 и коммент. к ней).
4. В тех предусмотренных Законом случаях, когда некоммерческое юридическое лицо действует на основании общего положения об организациях данного вида (п. 1 комментируемой статьи), индивидуальный устав не требуется. Учредительным документом в таком случае следует признать акт (это может быть и договор), которым данная организация создается, и этот акт должен содержать те предусмотренные п. 2 комментируемой статьи сведения, которых нет и не может быть в общем положении об организациях данного вида (индивидуальное наименование, место нахождения и т.д.).
Не противоречит ГК утверждение индивидуальных положений об отдельных организациях - юридических лицах органами, в компетенцию которых входит создание (образование) соответствующих организаций. Так, Постановлением Правительства РФ от 30.07.94 (СЗ РФ, 1994, N 15, ст. 1789) утверждено Положение о Политехническом музее. Такие положения, по существу, равнозначны уставам этих организаций, утвержденным их учредителями.
5. Учредительные документы обязательны не только для заключивших учредительный договор или утвердивших устав учредителей, но и для всех, кто вступает в отношения с данным юридическим лицом, включая органы государственной и муниципальной власти; некоторые ограничения этого правила установлены законом (ст. 173, 174 ГК об условиях сохранения в силе т.н. внеуставных сделок).
В тех случаях, когда согласно закону учредительными документами юридического лица признаются и учредительный договор, и устав, практика арбитражных судов признает приоритет устава.
6. Установленные п. 2 данной статьи требования к содержанию учредительных документов носят императивный характер для всех юридических лиц любой организационно-правовой формы. В отношении отдельных видов юридических лиц законом предусмотрены дополнительные требования (см., например, п. 2 ст. 70 ГК о полных товариществах, п. 3 ст. 98 ГК, п. 3 ст. 11 Закона об акционерных обществах, ст. 10 Закона о банках и т.д.). Пункт 3 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях устанавливает дополнительные требования к содержанию учредительных документов некоммерческих организаций независимо от их организационно-правовой формы (с учетом сказанного выше в п. 1 настоящего комментария, о государственной корпорации).