Файл: ГК_1_комм_Садиков_2005.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6162

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.


Комментарий к статье 55


1. Хотя филиалы и представительства и названы в п. 1 обособленными подразделениями (более обособленными, чем обычные подразделения или составные части) юридического лица, они все-таки продолжают оставаться его составными частями, вследствие чего сами юридическими лицами быть не могут, собственной гражданской правосубъектностью и правоспособностью не обладают. Поэтому как таковые они в гражданском правоотношении представительства участвовать не могут. В качестве представителя юридического лица выступает руководитель филиала (представительства). Поэтому именно ему, на его имя, а не филиалу или представительству в целом, выдается доверенность, определяющая круг его полномочий. Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 (п. 20) требует наличия у руководителя филиала или представительства (должностного лица) доверенности и в том случае, когда его полномочия определены учредительными документами юридического лица, что не вполне соответствует п. 3 ст. 53 ГК.

2. Согласно п. 5 ст. 36 АПК "иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен по месту нахождения юридического лица или по месту нахождения его филиала, представительства". В этих случаях стороной по делу является юридическое лицо, взыскание производится судом с него или в пользу его.

3. Различие между филиалом и представительством состоит в объеме и характере функций того и другого. Из сопоставления пп. 1, 2 комментируемой статьи явствует, что круг функций филиала шире: он может включать и функции представительства.

Если юридическое лицо превращает свой филиал (представительство) в юридическое лицо, он перестает быть подразделением юридического лица. В составе, внутри юридического лица не может существовать другое юридическое лицо: это нарушало бы принцип имущественной обособленности и противоречило ст. 48 ГК. Налицо реорганизация в форме выделения (п. 1 ст. 57 ГК). Выделившееся юридическое лицо и то, из которого оно выделилось, могут вступать в гражданские, в т.ч. договорные, правоотношения между собой и с другими лицами, а возможная зависимость одного из них от другого регулируется специальными нормами ГК (см. ст. 105, 106 о хозяйственных обществах).


Статья 56. Ответственность юридического лица


1. Юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

2. Казенное предприятие и финансируемое собственником учреждение отвечают по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5 статьи 113, статьями 115 и 120 настоящего Кодекса.


3. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица.

Если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.


Комментарий к статье 56


1. Данная статья устанавливает общий принцип, согласно которому юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом независимо от того, к каким видам и фондам это имущество относится, выполняет ли оно функции основных или оборотных средств (капитала), является ли движимым или недвижимым, состоит ли в денежных средствах в наличной или безналичной форме, ценных бумагах или долях участия и т.д. (ср. п. 1 коммент. к ст. 48). С действием этого принципа связана предусмотренная ст. 65 ГК возможность ликвидации юридического лица вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Обращение взыскания на имущество юридического лица производится в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве и Указом Президента РФ от 14.02.96 N 199 "О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций" (СЗ РФ, 1996, N 8, ст. 741).

Следует иметь в виду, что ст. 37 Закона о сельскохозяйственной кооперации, п. 1 которой воспроизводит общее правило ГК об ответственности сельскохозяйственного кооператива по его обязательствам всем его имуществом, дополнена п. 7 о запрете обращать взыскание по долгам кооператива на имущество, отнесенное (в установленном порядке) к неделимым фондам, рабочий и продуктивный скот и птицу, сельскохозяйственную технику (за исключением легковых автомобилей), семенной и фуражный фонды. Это ограничение в силу п. 2 ст. 3 ГК, по-видимому, на практике применяться не должно.

2. Второй установленный ст. 48 ГК основополагающий принцип ответственности юридического лица - его самостоятельная ответственность - терпит в силу п. 2 ст. 56 известные ограничения. При недостаточности находящихся в распоряжении учреждения денежных средств по обязательствам учреждения субсидиарную ответственность несет его учредитель (см. также информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14.07.99 N 45 "Об обращении взыскания на имущество учреждения" - Вестник ВАС РФ, 1999, N 11). Аналогичную ответственность при недостаточности имущества казенного предприятия по его обязательствам несет учредивший его собственник имущества, переданного казенному предприятию в оперативное управление (ст. 115 ГК).


ГК предусматривает и иные случаи, когда по обязательствам юридического лица ответственность несут также другие лица; эта ответственность, как правило, носит субсидиарный характер, однако, иногда бывает и солидарной. Так, согласно ст. 105 основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним по сделкам, заключенным последним во исполнение данных ему указаний. Участники полного товарищества и полные товарищи в товариществе на вере солидарно несут субсидиарную ответственность (ст. 399) по обязательствам своего товарищества (ст. 75, 82). Субсидиарная ответственность учредителей (участников) юридического лица и других субъектов предусмотрена п. 2 ст. 68, п. 1 ст. 95, п. 2 ст. 107, основанными на последней норме правилами п. 2 ст. 8 и п. 1 ст. 13 Закона о производственных кооперативах, пп. 2 и 3 ст. 37 Закона о сельскохозяйственной кооперации, п. 4 ст. 121 ГК и др.

3. Особый случай дополнительной (субсидиарной) ответственности других лиц по обязательствам юридического лица предусмотрен абз. 2 п. 3 комментируемой статьи. Это правило применяется в случае банкротства юридического лица и действует при выявившейся в процессе его ликвидации недостаточности имущества для полного удовлетворения требований всех кредиторов.

Под это правило подпадает и основное общество в случае банкротства дочернего общества, вызванного действиями основного. В таком случае основное общество несет субсидиарную ответственность по всем обязательствам ликвидируемого дочернего общества перед всеми его кредиторами. Эту субсидиарную ответственность необходимо отличать от предусмотренной ст. 105 ГК солидарной ответственности основного общества по обязательствам дочернего, о которой говорилось в п. 2 комментария к данной статье и которая не связана с банкротством и ликвидацией дочернего общества.

По применению абз. 2 п. 3 комментируемой статьи даны специальные разъяснения в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8. В числе лиц, на которых в предусмотренных комментируемой статьей случаях может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам банкрота, в Постановлении прямо названы, в частности, лицо, имеющее в собственности или в доверительном управлении контрольный пакет акций общества-банкрота, собственник имущества унитарного предприятия, давшие обязательные указания или совершившие иные действия, вызвавшие банкротство юридического лица. В Постановлении подчеркнуто, что правило абз. 2 п. 3 не применяется в отношении полных товарищей и членов производственного кооператива, поскольку и те и другие всегда и во всех случаях (а не только при банкротстве) несут субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества (кооператива).

Пункт 5 ст. 129 Закона о банкротстве и Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 содержат важное правило о порядке реализации субсидиарной ответственности указанных в законе лиц: требования к таким лицам могут быть предъявлены конкурсным управляющим, и в случае их удовлетворения судом взысканные суммы зачисляются в состав имущества должника, за счет которого удовлетворяются требования кредиторов (конкурсная масса). Помимо этого п. 5 ст. 129 Закона о банкротстве закрепляет, что размер ответственности лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности, определяется исходя из разницы между размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и денежными средствами, вырученными от продажи имущества должника или замещения активов организации-должника. Следовательно, иск конкурсного управляющего к лицам, привлекаемым к субсидиарной ответственности, может быть предъявлен после продажи имущества должника либо принятия общим собранием кредиторов решения о замещении его активов путем создания на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ.



Статья 57. Реорганизация юридического лица


1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.


Комментарий к статье 57


1. Реорганизация является способом как прекращения, так и возникновения юридических лиц. При слиянии прекращается самостоятельное существование сливающихся организаций и на их базе образуется новое юридическое лицо. В случае присоединения одно юридическое лицо вливается в другое и таким образом перестает существовать как таковое, а это "другое" продолжает свое существование. При разделении на базе прекратившегося юридического лица возникают новые. При выделении появляется новое юридическое лицо, а то, из которого оно выделилось, продолжает существовать. При преобразовании юридическое лицо прекращает свое существование и на его базе возникает новое. Таким образом, в четырех случаях реорганизации из пяти юридическое лицо прекращает существование, причем в трех из них - при разделении, слиянии и преобразовании - наряду с прекращением возникает новое (при слиянии и преобразовании) или несколько новых (при разделении) юридических лиц. При выделении налицо лишь возникновение одного или нескольких новых юридических лиц.


Ярким примером преобразования как формы реорганизации юридического лица является акционирование унитарных предприятий. Реорганизация в форме преобразования юридического лица происходит и при продаже предприятий согласно Положению о порядке продажи государственных предприятий-должников (утв. Указом Президента РФ от 02.06.94 N 1114 "О продаже государственных предприятий-должников" - СЗ РФ, 1994, N 6, ст. 592), которое допускает их продажу с сохранением статуса юридического лица, но возлагает на покупателя обязанность осуществить реорганизацию в форме преобразования в течение месяца с момента заключения договора купли-продажи (п. 17 Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников).

Специальные правила о реорганизации, в частности о преобразовании отдельных видов (организационно-правовых форм) юридических лиц, содержатся в нормах ГК (см., например, ст. 68, 81, 92, 103, 104, 110, 112, 115, 121) и других законов об этих видах юридических лиц (см., например: ст. 34 Закона об унитарных предприятиях; ст. 20, п. 1 ст. 56 Закона об акционерных обществах; п. 5 ст. 26 Закона о производственных кооперативах).

Не является реорганизацией преобразование закрытого акционерного общества в открытое и наоборот (п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ N 19), а также изменение вида унитарного предприятия или передача его другому собственнику (п. 4 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях).

2. Согласно пп. 2 и 3 данной статьи в случаях, предусмотренных специальными законами, такие виды реорганизации юридических лиц, как разделение или выделение, могут иметь место по решению уполномоченных на то государственных органов, а слияние, присоединение и преобразование - только с их согласия. Общие для большинства юридических лиц правила на этот счет содержатся в Законе о конкуренции, поскольку он говорит о хозяйствующих субъектах, под которыми в этом Законе понимаются российские и иностранные коммерческие организации, а также некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в т.ч. сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Закон о конкуренции в целях пресечения доминирующего положения предоставляет антимонопольному органу право требовать принудительного разделения хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, либо выделения из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности, под которым понимается совершение в течение трех лет более двух выявленных в установленном порядке фактов монополистической деятельности (п. 1 ст. 19). Закон о конкуренции предусматривает ряд условий, наличие которых необходимо для принудительного разделения (выделения) коммерческой организации, в частности возможность организованного и территориального обособления ее структурных подразделений, отсутствие между ними технологической связи, способность созданных в результате реорганизации юридических лиц самостоятельно работать на рынке (п. 2 ст. 19). Разделение (выделение) подлежит осуществлению в установленный решением срок, который не должен превышать 6 месяцев. Общая норма о праве судебного обжалования административных решений действует и в этом случае.