Файл: ГК_1_комм_Садиков_2005.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5928

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учредительные документы этих хозяйственных товариществ и обществ до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Кодекса действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

3. Учредительные документы полных товариществ и смешанных товариществ, созданных до официального опубликования части первой Кодекса, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Кодекса не позднее 1 июля 1995 года.

4. Учредительные документы товариществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и производственных кооперативов, созданных до официального опубликования части первой Кодекса, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Кодекса об обществах с ограниченной ответственностью, акционерных обществах и о производственных кооперативах в порядке и в сроки, которые будут определены соответственно при принятии законов об обществах с ограниченной ответственностью, об акционерных обществах и о производственных кооперативах.

5. Индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения, подлежат до 1 июля 1999 года преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации. По истечении этого срока предприятия подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию соответствующих юридических лиц, налогового органа или прокурора.

К указанным предприятиям до их преобразования или ликвидации применяются нормы Кодекса об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (статьи 113, 115, 296, 297), с учетом того, что собственниками их имущества являются их учредители.

6. К созданным до официального опубликования части первой Кодекса государственным и муниципальным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, а также федеральным казенным предприятиям применяются соответственно нормы Кодекса об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения (статьи 113, 114, 294, 295, 299, 300), и унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (статьи 113, 115, 296, 297, 299, 300).

Учредительные документы этих предприятий подлежат приведению в соответствие с нормами части первой Кодекса в порядке и в сроки, которые будут определены при принятии закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

7. Объединения коммерческих организаций, не осуществляющие предпринимательскую деятельность и созданные до официального опубликования части первой Кодекса в форме товариществ или акционерных обществ, вправе сохранить соответствующую форму либо могут быть преобразованы в ассоциации или союзы коммерческих организаций (статья 121).



Комментарий к статье 6


1. Глава 4 "Юридические лица" введена в действие с 8 декабря 1994 г. - дня официального опубликования ГК. Кодекс исчерпывающе определяет организационно-правовые формы коммерческих организаций (см. коммент. к ст. 50). Поэтому с 8 декабря 1994 г. эти организации должны создаваться только в формах, которые предусмотрены ПС. Например, ГК не предусматривает такие ранее допускавшиеся законодательством организационно-правовые формы, как арендные и коллективные предприятия, индивидуальные (семейные) частные предприятия. Согласно п. 5 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 2/1 создание юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, в иных формах после официального опубликования ГК рассматривается как нарушение установленного законом порядка их образования. Акты о регистрации таких юридических лиц должны признаваться недействительными.

Помимо вопроса об организационно-правовых формах вновь создаваемых коммерческих организаций п. 1 ст. 6 Вводного закона решает также вопрос о создании юридических лиц. Они должны создаваться в порядке, предусмотренном гл. 4. Так, согласно п. 4 ст. 66 ГК государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом. В п. 26 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 разъяснено, что акты о регистрации созданных после 7 декабря 1994 г. хозяйственных обществ и товариществ, одним из учредителей которых является государственный орган или орган местного самоуправления, должны признаваться недействительными, за исключением случаев, когда право учреждать хозяйственные общества предоставлено соответствующим государственным органам и органам местного самоуправления федеральным законом, а также иными правовыми актами, изданными до введения в действие ГК.

Недействительными признаются также сделки, связанные с приобретением государственными органами и органами местного самоуправления, не уполномоченными на то в соответствии с законом, акций АО либо доли в уставном капитале иных хозяйственных обществ после введения в действие ГК.

В случаях, когда учредителем (участником) хозяйственного общества или товарищества, созданного и зарегистрированного до 8 декабря 1994 г., в соответствии с ранее действовавшим законодательством выступил государственный орган или орган местного самоуправления, после введения в действие ГК его учредителем (участником) признаются соответственно Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование.

Правила п. 1 ст. 6 Вводного закона о порядке создания юридических лиц распространяются и на их реорганизацию или ликвидацию, что подчеркнуто в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 2/1. Они могут осуществляться только в соответствии со ст. 57 - 65 ГК. В противном случае решение о реорганизации или ликвидации юридического лица, а также акт о регистрации одного юридического лица, созданного в результате реорганизации другого, признаются судом недействительными. Однако следует иметь в виду, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, в исключение из общего правила п. 3 ст. 23 ГК не применяются положения ГК о ликвидации юридических лиц (п. 15 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций) - информационное письмо ВАС РФ от 13.01.2000 N 50, Вестник ВАС РФ, 2000, N 3).


В отличие от этого некоммерческие организации помимо форм, указанных в ГК, могут создаваться и в иных предусмотренных законом формах (см. коммент. к статьям § 5 гл. 4).

2. В п. 2 Вводного закона решается вопрос о применении к созданным до 8 декабря 1995 г. хозяйственным товариществам и обществам положений ГК. Так, ГК, в отличие от ранее действовавшего Закона о предприятиях, признает полные товарищества юридическим лицом, "смешанные товарищества" именует "товариществами на вере", не отождествляет акционерное общество закрытого типа и общество с ограниченной ответственностью.

3. Пункты 2 - 4 ст. 6 Вводного закона определяют сроки приведения учредительных документов хозяйственных товариществ и обществ, созданных до введения в действие гл. 4 ГК, в соответствие с ГК, а также порядок применения этих документов.

В связи с тем что ГК не предусматривает принятия специального закона о полном товариществе и товариществе на вере, п. 3 Вводного закона установил конкретную дату приведения их учредительных документов в соответствие с ГК - не позднее 1 июля 1995 г. Что же касается учредительных документов товариществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и производственных кооперативов, для которых ГК предусматривает принятие специальных законов (см. коммент. к ст. 87, 96, 107), то приведение их в соответствие с ГК отсрочено до принятия этих законов, каждым из которых и будет установлен соответствующий срок.

Законом об акционерных обществах (п. 3 ст. 94), Законом о производственных кооперативах (ст. 29) и Законом об ООО (п. 3 ст. 59) установлены следующие сроки приведения учредительных документов в соответствие с нормами гл. 4 ГК и этих Законов:

для АО, созданных до 1 января 1996 г. (дата введения в действие Закона), - не позднее 1 июля 1997 г.;

для производственных кооперативов, созданных до 8 декабря 1994 г. (дата официального опубликования ГК), - не позднее 1 января 1997 г.;

для обществ с ограниченной ответственностью, созданных до 1 марта 1998 г. (дата введения в действие Закона), - не позднее 1 июля 1999 г.

Согласно п. 2 ст. 6 Вводного закона учредительные документы указанных обществ и кооперативов действуют впредь до приведения их в соответствие с гл. 4 ГК в части, не противоречащей нормам ГК, а с момента введения в действие законов об этих организациях - также и в части, не противоречащей им.

Пункт 3 ст. 94 Закона об акционерных обществах предусматривает последствия нарушения сроков приведения учредительных документов АО в соответствие с его требованиями и нормами ГК - такие документы считаются недействительными. В Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 05.02.98 N 4/2 "О применении пункта 3 статьи 94 Федерального закона "Об акционерных обществах" (Вестник ВАС РФ, 1998, N 4) разъяснен порядок применения этого пункта. Акционерное общество, не осуществившее приведение своих учредительных документов в соответствие с нормами Закона об акционерных обществах, может быть ликвидировано по решению суда на основании п. 2 ст. 61 ГК в связи с грубым нарушением законодательства по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, которому предоставлено право на предъявление такого требования. К ним, в частности, относятся органы прокуратуры, а при ликвидации банков и иных кредитных организаций - ЦБР.


Арбитражный суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству может предложить обществу принять меры по устранению имеющихся в учредительных документах расхождений с Законом об акционерных обществах путем внесения в них необходимых изменений и дополнений с регистрацией их в установленном порядке.

Арбитражный суд вправе также отложить рассмотрение назначенного к слушанию дела, предложив обществу устранить имеющиеся в учредительных документах противоречия с Законом об акционерных обществах не позднее установленного в определении суда срока. Если указания суда, данные при подготовке дела к судебному разбирательству или отложении рассмотрения дела, не будут выполнены в установленный срок, суд решает вопрос о ликвидации общества.

Согласно п. 8 ст. 63 ГК и ст. 24 Закона об акционерных обществах ликвидация общества считается завершенной, а общество - прекратившим свое существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц. До этого момента АО продолжает существовать, но его деятельность с 1 июля 1997 г. регулируется нормами действующего законодательства без учета положений устава. Указанное правило применяется также к АО, которые не обеспечили своевременного приведения учредительных документов в соответствие с Законом об акционерных обществах, но устранили имеющиеся в них противоречия впоследствии, в период с 1 июля 1997 г. и до регистрации учредительных документов в новой редакции.

В Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 05.02.98 N 4/2 решен также вопрос о судьбе сделок, совершенных АО, учредительные документы которого утратили силу с 1 июля 1997 г., до исключения его из государственного реестра юридических лиц (при ликвидации) либо до регистрации изменений и дополнений, внесенных в учредительные документы с просрочкой. Такие сделки признаются действительными, если они не противоречат законодательству, регулирующему соответствующие правоотношения. Таким образом, недействительность устава АО автоматически не влечет признания совершенных им сделок не соответствующими закону или иным правовым актам.

Аналогично следует подходить к рассмотрению дел при поступлении в арбитражные суды исков о ликвидации обществ с ограниченной ответственностью на основании ст. 59 Закона об ООО (п. 4 информационного письма ВАС РФ от 13.01.2000 N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)". Пункт 3 ст. 59 этого Закона предусматривает, что в случае неприведения учредительных документов в соответствие с Законом общество может быть ликвидировано в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право предъявить такое требование предоставлено федеральным законом.


Закон о производственных кооперативах не решает вопрос о судьбе учредительных документов и кооперативов, которые не привели их в соответствие с гл. 4 ГК и Законом до 1 января 1997 г. Представляется, что по аналогии должны применяться ст. 94 Закона об ООО, ст. 59 Закона об обществах с ограниченной ответственностью и Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 05.02.98 N 4/2.

Следует отметить, что положения п. 2 ст. 97 ГК и п. 3 ст. 7 Закона об акционерных обществах об обязательном преобразовании закрытого акционерного общества в открытое, если число его акционеров более 50, не применяются к обществам, созданным до 1 января 1996 г. Пункт 3 ст. 59 Закона об ООО допускает преобразование ООО, численность участников которых превышает 50, в ЗАО без ограничения предельной численности акционеров ЗАО, установленной Законом об акционерных обществах. К указанным ЗАО также не применяются п. 3 ст. 7 Закона об акционерных обществах и п. 5 ст. 51 Закона об ООО.

4. Пункт 5 ст. 6 Вводного закона определяет судьбу коммерческих организаций, созданных до 8 декабря 1995 г. в не предусмотренной ГК организационно-правовой форме - индивидуальных (семейных) частных предприятий, а также предприятий, созданных хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и других, основанных на праве полного хозяйственного ведения, за исключением находящихся в государственной или муниципальной собственности (порядок применения гл. 4 ГК к последним определяется п. 6 ст. 6 Вводного закона).

Указанные предприятия, не являющиеся собственниками имущества, должны быть преобразованы до 1 июля 1999 г. в хозяйственные товарищества или общества либо производственные кооперативы. Так как преобразование, т.е. смена организационно-правовой формы, согласно ст. 57 ГК является одним из способов реорганизации юридического лица, то оно должно осуществляться в порядке, установленном ст. 57 - 60 ГК. Непреобразованные до 1 июля 1999 г. предприятия подлежат ликвидации в судебном порядке.

До преобразования или ликвидации к этим предприятиям применяются положения ГК об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления.

Пункт 5 ст. 6 Вводного закона закрепляет важное положение о том, что учредители предприятия признаются собственниками их имущества. Поэтому при недостаточности имущества таких предприятий для удовлетворения требований кредиторов их собственник несет субсидиарную ответственность по долгам предприятия (п. 7 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 2/1).

5. Пункт 6 ст. 6 Вводного закона определяет, что к ранее созданным государственным и муниципальным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, а также федеральным казенным предприятиям применяются соответственно положения ГК о правовом статусе предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.