Файл: ГК_1_комм_Садиков_2005.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6179

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

установление предельного размера объявленных акций;

утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества;

избрание членов счетной комиссии и досрочное прекращение их полномочий;

принятие решения об участии в холдинговых компаниях и иных объединениях коммерческих организаций;

утверждение аудитора общества;

принятие решений об одобрении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (ст. 79 и 83); о приобретении обществом акций в случаях, предусмотренных Законом (ст. 72); о консолидации и дроблении акций (ст. 74);

определение порядка ведения собрания, формы (способов) информирования акционеров о предстоящем собрании (подп. 1 - 19 п. 1 ст. 48, ст. 50, 52).

ГК допускает передачу полномочий по формированию исполнительных органов общества в ведение совета директоров. Закон об акционерных обществах предусматривает возможность отнесения к компетенции совета директоров и принятия решений об увеличении размера уставного капитала путем размещения дополнительных акций, кроме случаев размещения их путем проведения закрытой подписки, а также размещения по открытой подписке обыкновенных акций в количестве, превышающем 25% ранее размещенных (подробнее см. коммент. к ст. 100), и о приобретении акций у акционеров (ст. 72). Прочие вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания, не могут передаваться на решение иных органов общества.

Закон об акционерных обществах устанавливает, что общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции данным Законом; уставом общества компетенция указанного органа не может быть расширена.

Акционер вправе оспорить решение общего собрания в судебном порядке в случаях и по основаниям, которые предусмотрены ст. 49 Закона об акционерных обществах: если оно принято с нарушением закона, иных правовых актов Российской Федерации или устава общества, ущемляет права и законные интересы данного акционера и если акционер не участвовал в общем собрании либо голосовал против принятия этого решения. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий требование акционера о признании решения общего собрания недействительным не подлежит удовлетворению. Вместе с тем в Постановлении Пленума ВАС РФ N 19 содержится разъяснение, согласно которому в случаях, когда стороны, участвующие в рассматриваемом судом споре, ссылаются в обоснование своих требований или возражений по иску на решение общего собрания акционеров, но судом установлено, что данное решение принято с нарушением компетенции общего собрания, при отсутствии кворума, предусмотренного законом, либо по вопросам, не включенным в повестку дня собрания, суд должен исходить из того, что такое решение не имеет юридической силы (в целом или в соответствующей части) независимо от того, было оно оспорено кем-либо из акционеров или нет, и разрешить спор, руководствуясь нормами закона (п. 26 Постановления).


Закон от 07.08.2001 N 120-ФЗ установил предельный срок для обращения в суд с таким заявлением - 6 месяцев со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятом решении (п. 7 ст. 49 Закона об акционерных обществах).

Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает этот срок как сокращенный срок исковой давности, который в исключительных случаях при пропуске его физическим лицом по уважительной причине (тяжелая болезнь и т.п.) может быть восстановлен судом (см. п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ N 19).

2. В обществах, насчитывающих более 50 акционеров, должен быть создан совет директоров (наблюдательный совет). Такой орган может создаваться и в обществах с меньшим количеством акционеров, но в этих случаях вопрос решается по их усмотрению.

Совет директоров наделен широкими полномочиями, хотя Законом от 07.08.2001 N 120-ФЗ они частично перераспределены в пользу общего собрания. К его компетенции относятся: определение приоритетных направлений деятельности общества; созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров, утверждение повестки дня собрания; размещение обществом облигаций и иных ценных бумаг; рекомендации по размеру дивиденда и порядку его выплаты (общее собрание не может принять решение о выплате дивидендов в большем размере, чем предложил совет директоров); использование резервного и иных фондов общества; утверждение внутренних документов (кроме тех, утверждение которых входит в компетенцию общего собрания акционеров либо исполнительных органов общества); создание филиалов и открытие представительств общества и др. (ст. 65 Закона об акционерных обществах).

В отличие от норм, ограничивающих компетенцию общего собрания акционеров, ст. 64 и 65 Закона об акционерных обществах предусматривают возможность расширения сферы деятельности совета директоров как за счет передачи в его ведение отдельных вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания (об увеличении размера уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций, о приобретении акций обществом и о формировании его исполнительных органов), так и иных вопросов деятельности общества. О значительной роли совета директоров свидетельствует также то, что многие вопросы, входящие в компетенцию общего собрания, могут рассматриваться последним только при внесении их советом директоров, в т.ч. о реорганизации общества, заключении крупных сделок.

Совет директоров переизбирается ежегодно (его полномочия сохраняются до проведения очередного годового собрания при условии, если оно проводится в установленный Законом срок (см. п. 1 ст. 66 и п. 1 ст. 47 Закона об акционерных обществах). В то же время общее собрание акционеров наделено правом досрочного прекращения полномочий членов совета (подп. 4 п. 1 ст. 48 Закона об акционерных обществах).

Федеральным законом от 25.02.2004 N 5-ФЗ в ст. 66 Закона об акционерных обществах внесены поправки, предусматривающие, что избрание совета директоров общества во всех случаях осуществляется кумулятивным голосованием и что число членов совета не может быть менее пяти.


3. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом (директором, генеральным директором), подотчетным общему собранию акционеров и совету директоров.

Вместе с тем Закон об акционерных обществах разрешает создание в обществе одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов. В последнем случае в уставе должна быть предусмотрена компетенция коллегиального органа.

По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю - управляющему (п. 1 ст. 69 Закона об акционерных обществах).

Компетенция исполнительного органа определяется по остаточному принципу - он может решать все вопросы руководства текущей деятельностью общества, кроме тех, которые отнесены к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров.

Общее собрание акционеров, если образование исполнительных органов не отнесено к компетенции совета директоров общества, вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий исполнительных органов общества. В тех случаях, когда образование этих органов отнесено уставом к компетенции совета директоров общества, таким же правом наделен и совет.

Закон от 07.08.2001 N 120-ФЗ внес дополнение в ст. 69 Закона об акционерных обществах, расширяющее контрольные функции и права совета директоров по отношению к единоличному исполнительному органу в случаях, когда образование исполнительных органов общества входит в компетенцию общего собрания. Уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров принимать в этих случаях решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора) либо управляющей организации (управляющего) при наличии оснований для осуществления таких мер. Одновременно с указанным решением совет директоров обязан принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий ранее сформированного органа и образовании нового.

Закон об акционерных обществах с 1 января 2002 г. наделяет совет директоров аналогичным правом в отношении единоличного исполнительного органа, образованного решением общего собрания акционеров, в случаях, когда генеральный директор (директор, управляющая организация или управляющий) не может исполнять свои обязанности (например, из-за продолжительной болезни соответствующего лица). В этом случае совет директоров вправе принять решение об образовании временного исполнительного органа и проведении внеочередного общего собрания акционеров независимо от того, имеются указания на этот счет в уставе общества или нет.


Порядок принятия решений общим собранием акционеров, советом директоров общества и коллегиальным исполнительным органом определяется соответственно ст. 49, 68, 70 Закона об акционерных обществах.

4. ГК обязывает акционерные общества, которые должны на основании ст. 97 Кодекса и Закона об акционерных обществах публиковать для всеобщего сведения документы, названные в этих актах (годовой отчет и др.) ежегодно привлекать профессионального аудитора для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности. Аудитор не должен быть связан имущественными интересами с обществом или его участниками (например, не может быть аудитором лицо, владеющее акциями данного общества, состоящее с ним или его участниками в партнерских отношениях в сфере предпринимательской деятельности).

Порядок проведения аудита определен Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (СЗ РФ, 2001, N 33 (ч. I), ст. 3422), далее - Закон об аудиторской деятельности.

В соответствии с Законом об аудиторской деятельности обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должна проводиться не только в открытых акционерных обществах, но и в любых кредитных и страховых организациях, инвестиционных фондах и ряде других организаций (в т.ч. не относящихся к акционерным обществам). Кроме того, обязательный аудит предусмотрен для организаций (и индивидуальных предпринимателей), у которых объем выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации МРОТ или сумма активов баланса на конец года превышает в 200 тыс. раз указанный размер оплаты труда.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, предусмотренного законодательством Российской Федерации. Аудиторские проверки не освобождают общество от осуществления внутреннего контроля за его финансово-хозяйственной деятельностью, проводимого ревизионной комиссией (ревизором) общества (ст. 85 Закона об акционерных обществах).

По требованию акционеров, владеющих 10 или более процентами акций общества, аудиторская проверка подлежит проведению в любое время. Это положение распространяется и на общества, не обязанные публиковать свои документы (отчеты и пр.). В практике встречаются случаи, когда общества уклоняются от выполнения подобных требований. Акционеры (или акционер), владеющие соответствующим пакетом акций, вправе обратиться в таком случае за защитой своего права в суд с иском о присуждении к исполнению обществом своей обязанности, предусмотренной законом.

Утверждение аудитора общества осуществляется общим собранием акционеров. Размер оплаты его услуг определяется советом директоров (ст. 86 Закона об акционерных обществах). Условия проведения аудиторской проверки (оказания аудиторских услуг) определяются договором, заключаемым обществом с аудитором (аудиторской организацией). При проведении аудиторской проверки аудитор руководствуется законодательством и правилами (стандартами) аудиторской деятельности, устанавливающими единые требования к ее осуществлению (ст. 9 Закона об аудиторской деятельности).



Статья 104. Реорганизация и ликвидация акционерного общества


1. Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров.

Иные основания и порядок реорганизации и ликвидации акционерного общества определяются настоящим Кодексом и другими законами.

2. Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию в соответствии с законом.

(в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 138-ФЗ)


Комментарий к статье 104


1. Реорганизация и ликвидация акционерного общества осуществляются в соответствии с общими нормами ГК, устанавливающими основания и порядок их проведения и действующими в отношении любых юридических лиц (см. коммент. к ст. 57 - 64), а также специальными правилами, предусмотренными Законом об акционерных обществах (ст. 15 - 24). При реорганизации права и обязанности переходят к юридическому лицу (лицам), создаваемому на базе реорганизованного общества, в порядке универсального правопреемства. При ликвидации общество прекращает свою деятельность без правопреемства.

2. В законодательстве названы 5 возможных форм реорганизации общества: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование (в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив). По единогласному решению всех акционеров общество вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство.

Реорганизация может быть проведена добровольно - по инициативе самого общества (решению общего собрания акционеров) либо по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом. Примером проведения принудительной реорганизации может быть, в частности, разделение общества, осуществляемое в соответствии со ст. 19 Закона о конкуренции.

Федеральным законом от 09.10.2002 N 122-ФЗ внесены дополнения и изменения в Закон о конкуренции, предусматривающие усиление контроля со стороны антимонопольных органов не только за созданием коммерческих организаций, но и за их реорганизацией в форме слияния и присоединения (с учетом балансовой стоимости активов реорганизуемых организаций). Государственная регистрация юридических лиц в связи с проведенной реорганизацией, а также внесение записи об исключении юридических лиц из единого государственного реестра должны осуществляться только при наличии предварительного согласия антимонопольного органа. Невыполнение юридическим лицом указанных требований может служить основанием для ликвидации его по иску антимонопольного органа (см. ст. 17 Закона о конкуренции, п. 2 ст. 61 ГК).

В Законе об акционерных обществах определена последовательность действий при проведении реорганизации, начиная от принятия решения общим собранием акционеров, подготовки и утверждения разделительного баланса (при разделении и выделении общества) и передаточного акта (при иных формах реорганизации) и кончая утверждением уставов вновь создаваемых обществ и государственной регистрацией их.