Файл: ГК_1_комм_Садиков_2005.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6188

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По признаку территориальной деятельности все общественные объединения могут подразделяться на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные (ст. 14 Закона об общественных объединениях).

Для религиозных объединений характерно наличие определенных целей создания (совместное вероисповедание и распространение веры) и особых признаков (вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей). Религиозные объединения могут создаваться в двух формах: религиозных групп и религиозных организаций. Религиозная группа не обладает правами юридического лица, и, следовательно, ее деятельность комментируемой статьей не регламентируется (пп. 1, 2 ст. 6; п. 1 ст. 7 Закона о свободе совести). В зависимости от территориальной сферы своей деятельности религиозные организации подразделяются на местные и централизованные.

3. ГК допускает возможность учреждения общественной организации только дееспособными гражданами в количестве не менее 2. Специальные законы конкретизируют это общее правило. Так, учредителями общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, в количестве не менее 3. Наряду с ними в состав учредителей могут входить юридические лица - общественные объединения (ст. 18, 19 Закона об общественных объединениях). Кроме учредителей общественные объединения могут иметь членов, заинтересованных в совместном решении задач объединения, и участников, выразивших поддержку целям объединения или его конкретным акциям. Членами и участниками общественных объединений могут быть граждане старше 18 лет и юридические лица - общественные объединения. Членами и участниками молодежных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских - достигшие 8 лет.

Для создания профессионального союза достаточно волеизъявления одного лица, достигшего 14 лет и осуществляющего трудовую деятельность (п. 2 ст. 2 Закона о профессиональных союзах). (Данное правило вызывает сомнения. Во-первых, профсоюз - это объединение граждан, поэтому учредителей должно быть как минимум двое. Во-вторых, несовершеннолетний по общему правилу ст. 26 ГК не обладает достаточным объемом дееспособности для учреждения каких-либо, кроме кооперативов, юридических лиц. Исключение составляют случаи приобретения полной дееспособности в связи со вступлением в брак или эмансипацией. Точнее было бы рассматривать лиц, достигших 14 лет, в качестве возможных членов уже созданных профсоюзов.)

Научно-технические, научно-просветительские общественные организации, общественные академии наук и другие научные общественные объединения могут создаваться только лицами, которые в соответствии со ст. 4 Закона о науке и государственной научно-технической политике могут быть отнесены к научным работникам.


Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10 граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами местного самоуправления. Такое подтверждение выдается, если религиозная группа своевременно в установленном порядке уведомила компетентные органы о своем создании. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее 3 местных религиозных организаций одного вероисповедания (ст. 9 Закона о свободе совести).

4. Наименование общественного объединения должно указывать на его организационно-правовую форму и территориальную сферу деятельности (ст. 28 Закона об общественных объединениях). В наименовании религиозной организации должны быть отражены сведения о ее вероисповедании (п. 8 ст. 8 Закона о свободе совести). Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 54 ГК наименования данных юридических лиц должны содержать указания на характер их деятельности.

Особые требования предъявляются к наименованию политических партий - оно не может содержать наименование органов государственной власти и органов местного самоуправления, имя и (или) фамилию гражданина и др. (ст. 6 Закона о политических партиях).

Учредительным документом общественных и религиозных организаций является устав. Его содержание должно отвечать как общим требованиям п. 2 ст. 52 ГК, так и специальным. Для общественных объединений они установлены ст. 20 Закона об общественных объединениях, для политических общественных объединений - п. 2 ст. 21 Закона о политических партиях, для религиозных - п. 2 ст. 10 Закона о свободе совести.

5. Правоспособность общественных и религиозных организаций возникает с момента их государственной регистрации, которая осуществляется в соответствии с Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Порядок такой регистрации имеет некоторые особенности, установленные специальными законами о некоммерческих организациях отдельных видов. Так, решение о государственной регистрации политических партий, общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений и органов общественной самодеятельности, а также религиозных организаций принимается органами юстиции. Внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц на основании такого решения осуществляется органами, уполномоченными на его ведение (в настоящее время - налоговыми органами). Процедуры взаимодействия Минюста России и его территориальных органов с Министерством РФ по налогам и сборам и его управлениями в субъектах Российской Федерации по вопросам регистрации юридических лиц, специальный порядок и сроки регистрации которых установлены специальным законом, определяются Положением о порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 442 (СЗ РФ, 2002, N 26, ст. 2589).


Образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения, утверждены Приказом Минюста России от 05.12.2003 N 310 (БНА РФ, 2004, N 4). Формы документов, применяемых при государственной регистрации общественного объединения и религиозной организации в качестве юридического лица, утверждены Приказом Минюста России от 12.07.2002 N 199 (БНА РФ, 2002, N 31).

6. Общественные и религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения своих уставных целей и в соответствии с ними. Перечень возможных форм этой деятельности содержится в ст. 24 Закона о некоммерческих организациях. На предпринимательскую деятельность организаций отдельных видов установлены ограничения. В частности, Закон о профессиональных союзах допускает участие профсоюзов в создании только банков и некоторых других организаций (ст. 24), Закон о благотворительной деятельности запрещает благотворительной организации участие в хозяйственных обществах совместно с другими лицами (ст. 12).

Что касается политических партий, то Закон о политических партиях прямо предусматривает те виды деятельности, которые эти организации вправе осуществлять. Это информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность для пропаганды своих целей и обнародования результатов работы; изготовление и продажа сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии; продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности партии имущества (пп. 3, 4 ст. 31).

7. Имущество общественных организаций составляют вступительные и членские взносы, пожертвования, поступления от проводимых мероприятий (выставок, лотерей и др.) и совершаемых сделок, доходы от предпринимательской деятельности, а также движимые и недвижимые вещи, полученные по другим законным основаниям. Вместе с тем формирование имущества отдельных организаций может иметь особенности. Так, политическим партиям запрещается получать материальную помощь от иностранных государств, юридических лиц и граждан; органов государственной власти и местного самоуправления; некоторых других категорий организаций и физических лиц, перечень которых предусмотрен п. 3 ст. 30 Закона о политических партиях. Имущество молодежных и детских общественных объединений формируется с учетом Федерального закона от 28.06.95 N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (СЗ РФ, 1995, N 27, ст. 2503). На порядок формирования имущественной базы военно-патриотических объединений оказывают влияние и нормы Постановления Правительства РФ от 24.07.2000 N 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях" (СЗ РФ, 2000, N 31, ст. 3292).

Религиозные организации могут иметь в собственности имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами и юридическими лицами, переданное государством, полученное по иным допускаемым законом основаниям. Передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно (п. 3 ст. 21 Закона о свободе совести). Передача имущества производится с учетом Постановления Правительства РФ от 06.05.94 N 466 "О порядке передачи религиозным объединениям культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, относящихся к федеральной собственности" (СЗ РФ, 1994, N 4, ст. 362), Постановления Правительства РФ от 30.06.2001 N 490 "О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения" (СЗ РФ, 2001, N 28, ст. 2889). Методические рекомендации по передаче находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения утверждены распоряжением Минимущества России от 09.11.2001 N 3236-р.


Особый характер имущества религиозной организации обусловил установление специального правила: не допускается обращение взыскания по претензиям кредиторов на движимые и недвижимые вещи богослужебного назначения (п. 5 ст. 21 Закона о свободе совести).

8. Участники общественных и религиозных организаций не обладают какими-либо имущественными правами по отношению к созданным ими организациям (п. 3 ст. 48 ГК). В этой связи имущество, переданное в собственность организаций, включая членские взносы, учредителям не возвращается.


Статья 118. Фонды


1. Фондом для целей настоящего Кодекса признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

2. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

3. Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями.

4. Устав фонда помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, должен содержать: наименование фонда, включающее слово "фонд", сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.


Комментарий к статье 118


1. Фонд представляет собой некоммерческую организацию, создаваемую учредителями в определенных общественно полезных целях путем объединения имущественных взносов. Фонд является собственником имущества, в т.ч. взносов учредителей, у которых какие-либо имущественные права по отношению к фонду отсутствуют (п. 3 ст. 48, пп. 3, 4 ст. 213 ГК). Фонд не основан на членстве, участие учредителей в деятельности фонда и в управлении им не предполагается.

В зависимости от целей деятельности возможно создание фондов различных видов, имеющих особенности в правовом статусе. В частности, фонд может рассматриваться как одна из организационно-правовых форм общественных объединений и действовать в соответствии с Законом об общественных объединениях. Допускается учреждение фондов в качестве благотворительных организаций, действующих в соответствии с Законом о благотворительной деятельности. Кроме того, правовой статус отдельных фондов может определяться и подзаконными актами (см., например Указ Президента РФ от 06.03.95 "О национальном фонде молодежи" (СЗ РФ, 1995, N 11, ст. 965); Указ Президента РФ от 13.04.96 "О создании фонда по поддержке соотечественников за рубежом "Россияне" (СЗ РФ, 1996, N 16, ст. 1836)).


В Российской Федерации действует значительное количество организаций, именуемых фондами. Однако по своей правовой природе большинство из них фондами не являются, ибо созданы в иных формах, как правило, в форме учреждений (см., например, Постановление Правительства РФ от 13.12.95 N 1232 "О Государственном фонде телевизионных и радиопрограмм" (СЗ РФ, 1995, N 51, ст. 5073); Постановление Правительства РФ от 12.04.96 N 424 "Вопросы Федерального фонда поддержки малого предпринимательства" (СЗ РФ, 1996, N 16, ст. 1901)).

2. Правом учреждать фонд обладают граждане и юридические лица. Комментируемая статья не устанавливает каких-либо особых требований к субъектному составу участников фонда. Однако специальные законы, регулирующие деятельность фондов отдельных видов, определенные ограничения предусматривают. Так, учредителями общественного фонда правомочны выступать граждане и юридические лица, созданные исключительно в форме общественных объединений. Закон об общественных объединениях прямо предусматривает, что учредителями общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 19). Запрещается участие в благотворительных фондах органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений (ст. 8 Закона о благотворительной деятельности).

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут оказывать поддержку фондам, создаваемым гражданами и юридическими лицами (см., например, Постановление Правительства РФ от 10.04.96 "О мерах государственной поддержки Российского общественного фонда инвалидов военной службы" - СЗ РФ, 1996, N 16, ст. 1830), либо принимать участие в их учреждении. Фонды, образованные за счет государственного (муниципального) и частного имущества, именуются общественно-государственными. В частности, таким является Фонд по защите прав вкладчиков и акционеров, созданный в соответствии с Указом Президента РФ от 18.11.95 N 1157 "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров" (СЗ РФ, 1995, N 47, ст. 4501).

3. Фонд обладает специальной правоспособностью и осуществляет деятельность в соответствии с целями создания, закрепленными в уставе. Возможные формы предпринимательской деятельности фонда ограничены. По сравнению с другими некоммерческими организациями он не обладает правом участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика. Что касается благотворительных фондов, то им запрещено участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами. Им также запрещается использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний (ст. 12 Закона о благотворительной деятельности).

4. Комментируемая статья возлагает на фонд обязанность ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Поскольку порядок исполнения этой обязанности не определен, фонд самостоятелен в выборе печатного издания. При этом следует учитывать территориальную сферу деятельности фонда и помещать информацию в издания, распространяемые в соответствующих регионах. Это позволит обеспечить получение информации всеми заинтересованными лицами.