Файл: ГК_1_комм_Садиков_2005.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6186

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Помимо более узкого объема имущественных полномочий по сравнению с УП, наделенными имуществом на праве хозяйственного ведения (см. ст. 114, 296, 297 и коммент. к ст. 114, 296, 297), казенное УП имеет и соответственно меньше прав в области оперативно-хозяйственной деятельности. Закон об унитарных предприятиях предусмотрел, что федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти. Казенное предприятие субъекта Федерации и муниципальное казенное предприятие - только с согласия соответственно уполномоченного органа государственной власти субъекта Федерации и органа местного самоуправления.

Уставом казенного УП могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными актами Российской Федерации.

Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в т.ч. с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия. Постановлением Правительства РФ от 06.10.94 N 1138 (СЗ РФ, 1994, N 28, ст. 2989) утвержден Порядок планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), которым в основных чертах определена мера оперативно-хозяйственной самостоятельности такого рода предприятий.

Данным актом предусмотрено, что производственно-хозяйственная деятельность казенного УП осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития предприятия, а взаимоотношения с поставщиками материально-технических ресурсов и потребителями его продукции (работ, услуг) строятся на договорной основе.

Деятельность казенного предприятия планируется уполномоченным органом управления, который за 3 месяца до начала планируемого года утверждает и доводит до исполнителя обязательный и согласованный с Минфином России план-заказ по установленному кругу показателей (объем поставок в натуральном выражении с учетом сроков поставок и цен, фонд оплаты труда с условиями его уменьшения при невыполнении плана-заказа и увеличения за счет прибыли, лимит численности работников, объем средств из федерального бюджета и условия их предоставления). Продукция (работы, услуги), производимая согласно плану-заказу и не относящаяся к области государственного ценового регулирования, реализуется казенным УП по ценам и тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом. Принцип и порядок формирования цен, условия и периодичность их корректировки определяют Минэкономики России и Минфин России (с участием уполномоченного органа). В то же время казенное УП вправе - с разрешения уполномоченного органа - осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность. Продукция (работы, услуги), производимая в результате такой деятельности, реализуется по свободным ценам и тарифам.


Финансирование, связанное с выполнением плана-заказа, плана развития производственной, социальной сферы и иными показателями, осуществляется за счет доходов казенного предприятия от реализации продукции (работ, услуг), а при их недостаточности - путем выделения средств из федерального бюджета по решению Правительства РФ.

Прибыль казенного УП, получаемая от выполнения плана-заказа и самостоятельно заключаемых и выполняемых договоров, направляется на совершенствование производственной деятельности и социальные цели по нормативам, которые ежегодно устанавливаются уполномоченным органом управления в порядке, установленном Минэкономики России и Минфином России. Свободный остаток прибыли, после ее направления на предусмотренные цели, подлежит изъятию в бюджет. Уполномоченный орган управления контролирует выполнение плана-заказа и плана развития предприятия. Такое УП, в свою очередь, обязано вести и ежеквартально представлять статистическую и бухгалтерскую отчетность по установленной форме.

В правовых актах содержатся и некоторые другие ограничения самостоятельности казенных УП. Например, в утвержденном Постановлением Правительством РФ от 17.07.96 N 873 (СЗ РФ, 1996, N 31, ст. 3737) Положении о таможенном брокере предусмотрено, что казенное предприятие не может быть таможенным брокером.

6. Казенное УП отвечает по своим обязательствам тем имуществом, которое находится в его распоряжении. Учредитель (собственник имущества казенного УП) несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам такого предприятия в случае недостаточности имущества последнего.

В случае преобразования казенного УП в государственное или муниципальное собственник имущества казенного УП в течение 6 месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию.

Утвержденный Правительством РФ Типовой устав казенного унитарного предприятия, а также утвержденные на основе Типового уставы конкретных государственных казенных УП в части определения содержания и пределов имущественной ответственности не соответствуют данной статье ГК, ограничивая субсидиарное обеспечение ответственности со стороны собственника. В частности, если п. 5 комментируемой статьи предусматривает субсидиарную ответственность Российской Федерации по обязательствам казенного УП в случае недостаточности имущества последнего, то и Типовой устав (п. 1.5), и уставы конкретных казенных УП, утвержденные Правительством РФ, устанавливают субсидиарную ответственность государства только "в случае недостаточности его денежных средств" (п. 5 Устава федерального казенного предприятия "Казенный научно-исследовательский полигон авиационных систем", утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.96 N 399 - СЗ РФ, 1996, N 15, ст. 1635).


Согласно ст. 527 ГК казенное УП не может принимать на себя обязательство о возмещении убытков и возмещать убытки, которые могут быть причинены (исполнителю) в связи с выполнением государственного заказа.


§ 5. Некоммерческие организации


Комментарий к § 5


Настоящий параграф содержит общие нормы, регулирующие отношения, связанные с созданием и деятельностью отдельных видов некоммерческих организаций как юридических лиц. Более детально деятельность этих организаций регламентируется Законом о некоммерческих организациях, который применяется ко всем видам некоммерческих организаций, кроме потребительских кооперативов. Деятельность отдельных некоммерческих организаций в зависимости от их форм или целей создания регулируется также специальными законами и правовыми актами.

Все некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью, содержание которой зависит от целей создания конкретного юридического лица и его организационно-правовой формы. Цели создания некоммерческих организаций могут быть различными: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, управленческие, охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, другие цели, направленные на достижение общественных благ. Осуществлять предпринимательскую деятельность некоммерческая организация может лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика.

Некоммерческие организации могут создаваться не только в формах, определенных в настоящем параграфе, но и в иных, предусмотренных законом (п. 3 ст. 50 ГК). Так, согласно Закону о некоммерческих организациях они могут иметь формы государственных корпораций (ст. 7.1), некоммерческих партнерств (ст. 8), автономных некоммерческих организаций (ст. 10). К самостоятельным организационно-правовым формам относятся торгово-промышленные палаты, действующие в соответствии с Законом РФ от 07.07.93 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (Ведомости РФ, 1993, N 33, ст. 1309); товарищества собственников жилья, возможность создания которых предусмотрена ст. 25 Закона о товариществах собственников жилья; садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества, создаваемые в соответствии со ст. 4 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан; объединения работодателей, учреждаемые и действующие в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.11.2002 N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" (СЗ РФ, 2002, N 48, ст. 4741).



Статья 116. Потребительский кооператив


1. Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

2. Устав потребительского кооператива должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

3. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово "кооператив", или слова "потребительский союз" либо "потребительское общество".

4. Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

5. Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.

6. Правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с настоящим Кодексом законами о потребительских кооперативах.


Комментарий к статье 116


1. Потребительский кооператив является особой формой некоммерческой организации, которой присущи некоторые признаки, свойственные коммерческим юридическим лицам. Цели создания потребительского кооператива направлены не на достижение каких-либо общественных благ, как у большинства некоммерческих организаций, а связаны с удовлетворением потребностей членов кооператива. Эти потребности могут носить различный характер, в т.ч. материальный (получение в собственность имущества и др.), и их удовлетворение не всегда возможно без осуществления кооперативом деятельности, приносящей прибыль. Кроме того, получаемые кооперативом доходы могут распределяться между его членами. В этой связи потребительский кооператив занимает промежуточное положение между некоммерческими и коммерческими организациями.


2. Отношения, возникающие при создании и деятельности потребительских кооперативов, помимо комментируемой статьи регулируются специальными законами и подзаконными нормативными актами. К их числу следует отнести Закон о потребительской кооперации, который определяет особенности правового статуса потребительских обществ, создаваемых, как правило, по территориальному признаку, для осуществления торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности. Потребительские кооперативы, создаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями и относимые к категории сельскохозяйственных (перерабатывающие, сбытовые, обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые и др.), действуют в соответствии с Законом о сельскохозяйственной кооперации. Деятельность кооперативов, создаваемых гражданами в целях реализации своих прав на получение садовых, огороднических или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение ими, регулируется Законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. Особенности деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан, создаваемых гражданами для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи, определяются Федеральным законом от 07.08.2001 N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" (СЗ РФ, 2001, N 33 (ч. I), ст. 3420), далее - Закон о кредитных потребительских кооперативах граждан. Вместе с тем правовое положение потребительских кооперативов отдельных видов остается неопределенным в связи с отсутствием специальных актов, регулирующих вопросы их создания и деятельности. Это касается жилищно-строительных, дачно-строительных, гаражно-строительных и некоторых иных специализированных кооперативов.

3. Потребительские кооперативы обладают специальной правоспособностью, т.е. могут иметь только те права и обязанности, которые непосредственно связаны с целями их создания, закрепленными в уставе. Круг возможных целей деятельности потребительских кооперативов отдельных видов и соответственно содержание их правоспособности определяются специальными законами. В частности, ст. 5 Закона о потребительской кооперации наделяет потребительские общества правомочиями заниматься деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей пайщиков; осуществлять предпринимательскую деятельность; создавать хозяйственные общества и учреждения; участвовать в хозяйственных обществах, кооперативах, быть вкладчиком в товариществах на вере и др. Статья 7 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан определяет правомочия потребительских кооперативов соответствующих видов; ст. 6 Закона о сельскохозяйственной кооперации - содержание правоспособности сельскохозяйственных кооперативов; ст. 14 - 20 Закона о кредитных потребительских кооперативах граждан - основные направления и пределы деятельности кредитных кооперативов.