Файл: ГК_1_комм_Крашенинников_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 9360

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. По общему правилу договор устремлен в будущее, т.е. регулирует отношения, возникающие в связи с заключением договора. Договор направлен не только на установление прав и обязанностей, но и (или) на их изменение и прекращение.

Договором можно предусмотреть, что его условия распространяются на отношения, существовавшие до заключения договора. Отношения такого рода могут быть фактическими и юридическими. Так, если субъект при отсутствии какого-либо правового основания пользуется чужим имуществом, а затем заключается договор имущественного найма и действие его соглашением сторон распространено на период, предшествующий договору, то, очевидно, отношения, сложившиеся в этот период, были фактическими. (Здесь не затрагиваются ситуации, когда пользование было правонарушением. Но и в этих случаях, распространив договор на предшествующие ему отношения, стороны их узаконили.) Если же, предположим, заключается дополнительное соглашение к договору (а это тоже договор) (см. комментарий к ст. 420 ГК) и его действие распространено на отношения, возникшие до дополнительного соглашения, то, значит, предметом воздействия стали правовые отношения.

3. Договоры должны исполняться. Если бы не было правил, сформулированных в п. 3 комментируемой статьи, то сам факт истечения срока действия договора повлек бы освобождение от обязательств. Это вело бы к неуверенности участников гражданского оборота, многочисленным злоупотреблениям и в конечном счете к дезорганизации рынка.

В соответствии с общим правилом истечение срока действия договора не прекращает порожденных этим договором обязательств. Иное может быть предусмотрено законом или договором. Это "иное" может быть обусловлено спецификой социальных связей (существом отношений), особенностями предмета, необходимостью исполнения обязательства к определенному сроку, по истечении которого утрачивается интерес. Так, очевидно, что поставка новогодней елки должна быть осуществлена до 31 декабря.

С учетом изложенного следует констатировать, что едва ли не общепринятое в юридическом быту указание в договоре срока его действия очень часто представляет собой пустой звук - наступление этого срока не влечет прекращения обязательства.

4. В принципе, ответственность за нарушение договора должна быть неотвратимой. Нарушение договора порождает охранительное правоотношение, которое существует и после истечения срока действия договора.


Статья 426. Публичный договор


Комментарий к статье 426


1. Комментируемая статья содержит положения о публичном договоре - частноправовом институте, охватывающем отношения между коммерческими организациями и потребителями их услуг. Специфика публичного договора заключается в особом положении коммерческой организации, которая адресует свои предложения любому, кто отзовется.


Для того чтобы договор мог быть признан публичным, необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: 1) сторонами такого договора выступают коммерческая организация и потребитель (как физическое, так и юридическое лицо); 2) характер деятельности организации таков, что она должна осуществлять свою деятельность в отношении каждого, кто к ней обратится. В качестве примеров такого рода деятельности законодатель указывает розничную торговлю, перевозку транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжения, медицинское, гостиничное обслуживание.

Необходимо учитывать, что не все договоры, заключаемые коммерческими организациями, занимающимися публичным выполнением работ, оказанием услуг, являются публичными. Так, договор на покупку топлива, заключенный транспортной организацией, к публичным не может быть отнесен, так как контрагентом такой организации не выступает потребитель ее услуг.

Термин "потребитель" используется в комментируемой статье применительно к гражданам и юридическим лицам и не наделен содержанием, которое вкладывает в него Закон о защите прав потребителей.

Особое положение стороны публичного договора - коммерческой организации состоит в применении к ней некоторых ограничений свободы договора (ст. 421 ГК). При заключении договора этот контрагент не может отказать лицу, которое к нему обратилось, а кроме того, при заключении договора одному потребителю не может быть оказано предпочтение перед другим и условия договора должны быть одинаковыми для всех потребителей. Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены правом издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 4 ст. 445 ГК).

Каждое из приведенных последствий, предусмотренных комментируемой статьей для коммерческой организации, являющейся субъектом публичного договора, применяется с некоторыми оговорками.

2. Ограничение свободы договора, диктуемое публичным характером деятельности коммерческой организации и не позволяющее отказать потребителю в заключении договора, не является абсолютным. Законом или иными правовыми актами могут быть установлены исключения из этого правила.

Кроме того, в заключении договора может быть отказано со ссылкой на невозможность предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы. Так, согласно ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" транспортные организации должны обеспечить в первоочередном порядке перевозку материальных ценностей государственного резерва. При таких обстоятельствах иные потребители услуг перевозчика вынуждены ожидать. Правомерен также, например, отказ организации, осуществляющей кинопрокат, предоставить свои услуги определенному лицу в случае, когда свободных мест на сеанс, который хочет посетить потребитель, нет. При этом, как отмечается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 6 и Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г., бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию <1>.


--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 23 января 2006 г. N 32.


Требование комментируемой статьи к условиям договора, одинаковым для всех потребителей, не означает, что потребитель всякий раз лишь присоединяется к предложенной коммерческой организацией проформе договора. По существу, ГК РФ запрещает дискриминационные условия публичного договора, но допускает существование различий между публичными договорами, заключенными одной и той же организацией с различными потребителями. Такие различия могут касаться порядка оплаты, сроков исполнения обязательства и пр.

Одинаковые для всех потребителей условия публичного договора могут быть иными в случае, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Законом о защите прав потребителей и Федеральными законами "О газоснабжении в Российской Федерации" и "О связи" предусмотрены случаи, в которых на подзаконном уровне могут издаваться типовые договоры или положения - правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Так, в настоящее время действуют Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации <1>, Правила оказания услуг связи по передаче данных <2>, Правила оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания <3>, Правила оказания телематических услуг связи <4>, Правила оказания услуг по реализации туристского продукта <5>, Правила продажи товаров дистанционным способом <6> и другие подобные акты.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 317.

<2> Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Здесь и далее автор не приводит ссылки на официальные источники, в которых были опубликованы использованные в комментарии нормативные акты и акты судебной практики, поскольку все документы взяты автором в справочной правовой системе "КонсультантПлюс". Автор выражает глубокую признательность компании "КонсультантПлюс" за предоставленную информационную поддержку.

<3> Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. N 785.

<4> Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. N 575.

<5> Постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452.

<6> Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612.


Неисполнение коммерческой организацией требований о недискриминационных условиях публичного договора и правил, обязательных при заключении публичных договоров, влечет неблагоприятные последствия. Пункт 5 комментируемой статьи объявляет условия публичного договора, нарушающие такие требования, ничтожными. Это не влечет недействительности всего публичного договора в целом, если можно предположить, что он был бы совершен и без включения недействительных условий (ст. 180 ГК).


3. К числу способов защиты, адресованных комментируемой статьей потребителю как стороне публичного договора, следует отнести прежде всего требование о понуждении заключить договор, которое может быть заявлено при необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора вместе с требованием о возмещении убытков, причиненных потребителю уклонением стороны от заключения договора <1>.

--------------------------------

<1> Как поясняет Высший Арбитражный Суд РФ, с иском о понуждении заключить публичный договор вправе обратиться только контрагент коммерческой организации, обязанной его заключить. См. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров".


В случае неисполнения положений п. п. 2 и 4 комментируемой статьи могут быть заявлены требования о применении последствий недействительности части сделки (или последствий недействительности сделки).

4. Конституционный Суд РФ, рассматривая значение комментируемой статьи, указывает, что ее положения направлены на предоставление равных условий всем лицам, обратившимся к коммерческой организации для заключения подобного договора <1>.

--------------------------------

<1> Определение Конституционного Суда РФ от 20 июня 2006 г. N 257-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Трофимова Кирилла Тимофеевича на нарушение его конституционных прав статьей 426 и пунктом 2 статьи 834 Гражданского кодекса Российской Федерации".


Кроме того, как отмечал М.И. Брагинский, положения комментируемой статьи призваны создать односторонние гарантии потребителю - экономически более слабой стороне, "которая, нуждаясь в товарах, работах и услугах, обращается за ними к тому, кто занимает заведомо экономически более сильные позиции на рынке, - к коммерческой организации". Таким образом, нормы о публичном договоре уравнивают положения обеих сторон, а также создают гарантии функционирования свободного рынка и способствуют борьбе с монопольными тенденциями <1>.

--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное).


<1> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М.: Статут, 1997. С. 198 - 200.


5. Необходимо отличать публичный договор, заключаемый коммерческими организациями и регулируемый нормами гражданского законодательства, от одноименного правового явления, обнаруживаемого в публично-правовой науке, - так называемого публичного (или административного) договора. Отечественная теория административного права пока не сформировала развитого и полного учения об административном договоре <1>. Отмечается лишь наличие "некоторых свидетельств, пока еще недостаточно категоричных, в пользу развития реальных договорных элементов административного типа" <2>, причем в качестве примеров таких соглашений, как правило, приводятся договоры о разграничении компетенции между органами власти различного уровня.


--------------------------------

<1> Данная проблема рассматривалась с особых позиций в советский период. Так, Ц.А. Ямпольская полагала возможным признание административно-правовой природы соглашений органов государственной власти с гражданами, например в сфере бытового обслуживания. См.: Ямпольская Ц.А. О теории административного договора // Советское государство и право. 1966. N 10. С. 134 - 135. В настоящее время подобные утверждения не встречаются.

<2> Эта идея высказана Ю.М. Козловым в кн.: Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2000. С. 264.


6. Положения комментируемой статьи применимы также к случаям, когда продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг занимается индивидуальный предприниматель. В силу п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.


Статья 427. Примерные условия договора


Комментарий к статье 427


1. Комментируемая статья закрепляет для сторон договора возможность не разрабатывать условия соглашения самостоятельно, а использовать те или иные образцы, шаблоны, которые принято называть примерными. В отличие от типовых договоров, возможность разработки и обязательность применения которых закреплены в ст. 426 ГК РФ, примерные договоры сами по себе не являются обязательными для сторон. Отсылка к таким примерным договорам должна быть включена в договор и является одним из условий договора наряду с иными.

Гражданский кодекс РФ допускает применение к отношениям сторон как в целом некоего примерного договора, к которому стороны сделали отсылку при заключении соглашения, так и отдельных примерных условий. И в том и в другом случае речь идет о документах, разработанных для договоров соответствующего вида и опубликованных в печати. Подобного рода образцы широко распространены и встречаются не только в книжных сборниках примерных договоров, но и в современных электронных информационных системах, предоставляющих пользователям правовую информацию.

Существуют некоторые нормативные правовые акты, в том числе принимаемые субъектами Российской Федерации, утверждающие так называемые примерные договоры. Несмотря на то что в некоторых из них указывается на обязательность их применения при заключении договоров соответствующего типа, такая обязательность может существовать лишь в контексте п. 4 ст. 426 ГК РФ.

Так, например, Правительством РФ утвержден примерный договор на представление интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности <1>. Постановление Правительства РФ требует от соответствующих публичных органов применения указанного примерного договора, однако это требование не является обязательным для другой стороны соглашения. Такое же значение имеют примерный договор складского хранения ценностей, принимаемых от юридических лиц, с выдачей в подтверждение принятия на хранение ценностей двойных складских свидетельств Гохрана России <2> и иные аналогичные документы. Такого рода публично-правовые установления имеют значение лишь для соответствующих органов государственной власти, которые обязаны их исполнять.