ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 9402
Скачиваний: 7
2. В комментируемой статье нет определения актов гражданского состояния. Дан их перечень (п. 1). В ст. 3 Закона об актах гражданского состояния воспроизведение этого перечня предваряется указанием на то, что акты гражданского состояния представляют собой действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.
Названные в п. 1 комментируемой статьи акты гражданского состояния подлежат государственной регистрации. Однако акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов загса, приравниваются к актам гражданского состояния, совершенным в органах загса в соответствии с действовавшим на момент их совершения законодательством, и не требуют последующей государственной регистрации (п. 3 ст. 3 Закона об актах гражданского состояния).
3. Органы записи актов гражданского состояния образуются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Если на территории муниципального образования отсутствуют органы загса, то законом субъекта Федерации полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния могут наделяться органы местного самоуправления муниципальных образований. Однако органы местного самоуправления сельских поселений не могут быть наделены правом регистрировать такие акты, как усыновление (удочерение) и перемена имени.
Государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории России, производится консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории России.
4. Для того чтобы была произведена государственная регистрация акта гражданского состояния, в орган загса должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации, и документ, удостоверяющий личность заявителя. Так, лица, вступающие в брак, подают в письменной форме совместное заявление о заключении брака в орган загса. В этом заявлении должны быть подтверждены взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. Кроме того, в заявлении должны быть указаны следующие сведения:
- фамилия, имя, отчество, дата, место рождения, возраст, гражданство, национальность (указывается по желанию лиц, вступающих в брак), место жительства каждого из лиц, вступающих в брак;
- фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак;
- реквизиты документов, удостоверяющих личности вступающих в брак.
Одновременно с подачей заявления необходимо предъявить:
- документы, удостоверяющие личности вступающих в брак;
- документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица), вступающее в брак, состояло в браке ранее;
- разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста, если лицо (лица), вступающее в брак, является несовершеннолетним.
Если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в орган загса для подачи совместного заявления, волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями. Подпись лица, не имеющего возможности явиться в орган загса, должна быть нотариально удостоверена (ст. 26 Закона об актах гражданского состояния).
Аналогичные правила установлены и на случаи обращения за регистрацией других актов гражданского состояния. Естественно, специфика того или иного акта предопределяет как содержание заявления о государственной регистрации, так и перечень документов, которые должны быть представлены в орган загса одновременно с заявлением.
5. Сведения, подлежащие внесению в актовые книги, определяются в Законе об актах гражданского состояния применительно к тому или иному акту гражданского состояния. Например, в запись акта о рождении вносятся следующие сведения:
- фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения ребенка, мертворожденный, живорожденный;
- количество родившихся детей (один, двойня или более детей);
- сведения о документе, подтверждающем факт рождения ребенка;
- фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (вносится по желанию заявителя), место жительства родителей (одного из родителей);
- сведения о документе, являющемся основанием для внесения сведений об отце;
- фамилия, имя, отчество и место жительства заявителя либо наименование и место нахождения органа или организации, заявивших о рождении ребенка;
- серия и номер выданного свидетельства о рождении (ст. 22 Закона об актах гражданского состояния).
6. Свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния выдаются в удостоверение фактов государственной регистрации актов гражданского состояния и на основании записей, внесенных в актовые книги.
Содержание свидетельства предопределено содержанием записи в актовой книге, а в конечном счете - особенностями каждого акта гражданского состояния. Так, в свидетельство о расторжении брака включаются следующие сведения:
- фамилия (до и после расторжения брака), имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (если это указано в записи акта о расторжении брака) каждого из лиц, расторгнувших брак;
- сведения о документе, являющемся основанием для государственной регистрации расторжения брака;
- дата прекращения брака;
- дата составления и номер записи акта о расторжении брака;
- место государственной регистрации расторжения брака (наименование органа загса, которым произведена государственная регистрация расторжения брака);
- фамилия, имя, отчество лица, которому выдается свидетельство о расторжении брака;
- дата выдачи свидетельства о расторжении брака (ст. 38 Закона об актах гражданского состояния).
7. В п. 3 комментируемой статьи говорится, что исправление и изменение записей актов гражданского состояния производятся при наличии достаточных оснований. В Законе об актах гражданского состояния (п. 2 ст. 69) названы эти основания (записи актов об усыновлении, об установлении отцовства, о перемене имени и т.д.).
Кроме того, основанием является заключение органа загса в случаях, если в записи акта гражданского состояния указаны неправильные или неполные сведения, а также допущены орфографические ошибки, запись произведена без учета правил, установленных субъектами Российской Федерации, представлен документ установленной формы об изменении пола, выданный медицинской организацией (ст. 70 Закона об актах гражданского состояния) (см. также комментарий к ст. 19).
Глава 4. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА
§ 1. Основные положения
Статья 48. Понятие юридического лица
Комментарий к статье 48
1. Глава 4 "Юридические лица" вступила в силу несколько ранее большинства положений части первой ГК РФ (с 8 декабря 1994 г. <1>, другие положения части первой - с 1 января 1995 г.).
--------------------------------
<1> Российская газета. 08.12.1994.
По сравнению с ГК РСФСР и Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик само понятие "юридические лица" не претерпело значительных изменений. Вместе с тем очевидно, что динамика и "ассортимент" гражданского оборота изменились достаточно кардинально, что не могло не сказаться на создании и деятельности различных организационно-правовых форм юридических лиц.
Произошедшие в стране социально-экономические преобразования повлекли коренное изменение гражданского законодательства (и не только гражданского), в том числе о юридических лицах. Увеличилось (и весьма значительно) число организационно-правовых форм юридических лиц, изменились правила об их правосубъектности, видах юридических лиц и т.д. и т.п.
Особо следует отметить, что в отличие от ранее действовавшего законодательства, когда подавляющее число норм о юридических лицах (и не только о них) содержалось в подзаконных актах, в настоящее время соответствующие положения сосредоточены в федеральных законах, а наиболее важные из них - в Гражданском кодексе.
В п. 1 комментируемой статьи дается определение юридического лица. Данное определение относится ко всем юридическим лицам без исключения независимо от организационно-правовой формы и от того, коммерческая или некоммерческая это организация.
2. Существует ряд теорий в отношении юридического лица. Это и "теория фикции", и "теория целевого имущества", и "теория интереса", и "теория государства", и "теория коллектива", и "теория директора", и "теория организации", и "теория социальной реальности", и др. <1>.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Учебник "Гражданское право: В 4 т. Общая часть" (том 1) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).
<1> См. об этом, например: Гражданское право: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2007. Т. I: Общая часть. С. 216 - 223.
Вряд ли есть необходимость в настоящем издании характеризовать эти теории. Учитывая жанр работы, предлагаемой вниманию читателя, целесообразно сосредоточиться на легальном (сформулированном в законе) понятии юридического лица и положениях об отдельных видах юридических лиц.
Юридическое лицо характеризуется рядом материальных и правовых признаков <1>.
--------------------------------
<1> Совокупность указанных признаков выделена проф. О.А. Красавчиковым, а соответствующая концепция получила в науке название "теория организации" (Красавчиков О.А. Сущность юридического лица // Советское государство и право. 1976. N 1. С. 42 - 55; Он же. Юридическое лицо - организация - система общественных отношений // СССР - Австрия: проблемы гражданского и семейного права. М., 1983. С. 38 - 46).
К числу материальных признаков относятся следующие.
Во-первых, внутреннее организационное единство и внешняя автономия. Под внутренним организационным единством юридического лица понимается система существенных взаимосвязей всех структурных подразделений организации между собой и подчинение их руководящему органу. Благодаря внутреннему организационному единству юридическое лицо предстает не как известная совокупность (набор) образующих его элементов (цехов, отделов, служб), но как единое целое.
Внешняя автономия есть мера самостоятельности данной организации (юридического лица) в отношениях с другими лицами, причем указанная мера самостоятельности присутствует как во взаимоотношениях с учредителями (участниками) данного юридического лица, так и в отношениях со всеми иными лицами.
Во-вторых, экономическое единство и обособленность имущества.
Суть экономического единства в том, что имущество юридического лица принадлежит именно ему, а не структурным подразделениям. Им оно вверяется лишь в техническое управление. Принадлежность (присвоенность) всего комплекса имущества юридическому лицу находит свое выражение в наличии у юридического лица самостоятельного баланса или сметы.
Мерой обособленности имущества юридического лица является либо право собственности, либо право хозяйственного ведения, либо право оперативного управления.
По общему правилу юридические лица обладают имуществом на праве собственности. Собственниками имущества являются хозяйственные товарищества и общества, кооперативы (производственные и потребительские), общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды и др.
Право хозяйственного ведения своего имущества имеют государственные и муниципальные унитарные предприятия. Собственниками же имущества являются соответственно Российская Федерация, субъекты Федерации, а также муниципальные образования.
Правом оперативного управления принадлежащим им имуществом обладают казенные предприятия и учреждения.
В-третьих, руководящее единство выражается в том, что каждое юридическое лицо имеет один руководящий (высший) орган (не может быть двоевластия). Чаще всего деятельность юридического лица организуется системой органов (например, общее собрание, совет директоров, генеральный директор). Каждый из органов имеет широкий круг полномочий. Но руководящий (высший) орган - один (в приведенном примере - общее собрание).
В-четвертых, функциональное единство выражается в том, что каждое структурное подразделение и каждый орган выполняют специфическую функцию. Содержание ее подчинено целям образования и деятельности юридического лица. В результате достигается единство действий соответствующего юридического лица.
3. К числу правовых признаков юридического лица можно отнести следующие.
Во-первых, законность образования юридического лица. Это означает, что не должны противоречить закону цели, для достижения которых образуется юридическое лицо. Кроме того, должны соблюдаться порядок и условия образования юридического лица, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", иными федеральными законами.
Во-вторых, способность организации от своего имени участвовать в гражданских правоотношениях (иметь имущество в собственности, права авторства, обязательственные права и т.д.).
В-третьих, способность нести самостоятельную имущественную ответственность.
Юридические лица, кроме учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.
Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ либо учредительными документами юридического лица.
В-четвертых, способность быть истцом и ответчиком в суде.
И наконец, в-пятых, наличие учредительных документов (см. ст. 52 ГК и комментарий к ней).
4. Учредители (участники) юридического лица имеют разные права по отношению к имуществу.
Участники хозяйственных товариществ и обществ, члены производственных и потребительских кооперативов имеют обязательственные права по отношению к имуществу указанных юридических лиц.
Учредители государственных и муниципальных предприятий (Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования) имеют право собственности на имущество данных юридических лиц. Также право собственности имеют учредители учреждений.