ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 9419
Скачиваний: 7
Порядок уведомления регистрирующего органа определяется ст. 13.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц.
3. Комментируемая статья была существенным образом изменена Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ. В ее первоначальной редакции содержалось правило о том, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кроме того, если разделительный баланс не давал возможность определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несли солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.
Названным Федеральным законом законодатель попытался решить известную проблему неблагоприятных для кредиторов последствий непропорционального распределения активов и пассивов при реорганизации в форме разделения и выделения. Однако следует отметить, что предложенное решение также недостаточно эффективно.
В соответствии с комментируемой статьей реорганизуемое юридическое лицо уведомляет о реорганизации регистрирующий орган, а потом дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. Об обязанности уведомлять кредиторов комментируемая статья не упоминает. Однако в соответствии со ст. 13.1 Закона о регистрации юридических лиц реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме должно уведомить известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами. Правовые последствия неисполнения юридическим лицом указанной обязанности названным Федеральным законом не установлены.
Если право требования кредитора возникло до момента опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, то действующая редакция ст. 60 ГК РФ предоставляет ему право потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом. При этом удовлетворение требований кредиторов после завершении реорганизации осуществляется вновь созданными в результате реорганизации юридическими лицами солидарно. Вместе с тем требование досрочного исполнения, даже при возможности такого исполнения со стороны должника, не всегда удовлетворяет интересам кредитора, который может быть заинтересован исключительно в исполнении к определенному сроку. Кредитор будет вынужден принять досрочное исполнение, однако не сможет потребовать возмещения убытков, возникших у него в связи с правомерным досрочным исполнением должником своих обязательств.
Таким образом, узнавшие о реорганизации из средств массовой информации кредиторы могут предъявить указанные требования, которые пусть и не в полной мере, но защищают их интересы, а кредиторы, не отслеживавшие такую информацию в Едином государственном реестре юридических лиц или в СМИ, вынуждены, обнаружив факт состоявшейся реорганизации, устанавливать, кто из вновь созданных юридических лиц является правопреемником в отношениях с данным кредитором. Однако ранее существовавшего права привлечь вновь возникших юридических лиц к солидарной ответственности у таких кредиторов в соответствии с действующей редакцией ГК РФ теперь нет.
В то же время нельзя не заметить, что в соответствии со ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия обязана принимать меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица.
Представляется, что введенные Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ положения о гарантиях прав кредиторов нацеливают участников отношений гражданского оборота на постоянный контроль друг за другом, безосновательно возлагая на кредитора бремя поиска информации о должнике, а не наоборот, понуждая должника информировать кредитора о реорганизации.
4. Специальные правила о реорганизации кредитных организаций, а также о реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования открытого акционерного общества установлены соответственно п. п. 6 и 3 комментируемой статьи.
Статья 61. Ликвидация юридического лица
Комментарий к статье 61
1. Перечень оснований ликвидации юридического лица, изложенный в комментируемой статье, не является исчерпывающим.
2. Ликвидация юридического лица может осуществляться по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного учредительными документами органа юридического лица (добровольная ликвидация). Мотивацией такого решения могут послужить различные основания. В частности, юридическое лицо может быть ликвидировано по истечении срока либо с достижением целей, для которых оно создавалось. До недавнего времени к числу таких оснований относилось "признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер" <1>.
--------------------------------
<1> Исключено п. 9 ст. 2 Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ.
Вместе с тем законодательством допускается принудительная ликвидация юридического лица по решению суда. Основаниями такой ликвидации являются:
- грубые нарушения закона, допущенные при создании юридического лица, если они носят неустранимый характер;
- осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом;
- иные неоднократные или грубые нарушения закона либо иных правовых актов;
- систематическое осуществление некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;
- иные случаи, предусмотренные ГК РФ.
Угроза применения принудительной ликвидации понуждает юридические лица осуществлять деятельность в рамках существующего правопорядка, не нарушая соответствующие предписания законодательства, и тем самым призвана обеспечить защиту прав и законных интересов других лиц.
3. Грубым нарушением законодательства, например, является невыполнение требований о приведении юридическим лицом своих учредительных документов в соответствие с законом в установленный им срок <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 3 ст. 59 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.
В случае подачи иска о ликвидации по такому основанию арбитражный суд может предложить юридическому лицу принять меры по устранению имеющихся в учредительных документах расхождений с законом путем внесения в них необходимых изменений и дополнений с регистрацией их в установленном порядке <1>.
--------------------------------
<1> Обзор практики споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (по этому вопросу см. также Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 5 февраля 1998 г. N 4/2 "О применении пункта 3 статьи 94 Федерального закона "Об акционерных обществах" и от 9 декабря 1999 г. N 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Если указания суда, данные в период подготовки дела к судебному разбирательству, либо определение об отложении рассмотрения дела не будут выполнены в установленный судом срок, суд решает вопрос о ликвидации юридического лица на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ.
Во всех других случаях, если нарушения, допущенные юридическим лицом, не являются грубыми и носят устранимый характер, суд вправе предложить такому лицу принять меры по устранению имеющихся нарушений, установив для этого необходимый срок, и лишь в случае невыполнения данных им указаний в установленный срок может решить вопрос о ликвидации юридического лица.
4. Отсутствие в п. 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду (с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий) принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц <1>.
--------------------------------
<1> Постановление КС РФ от 18 июля 2003 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская независимая вещательная корпорация".
5. Требование о принудительной ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридического лица могут быть заявлены налоговыми органами (п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" <1>), федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ст. 42 Закона о рынке ценных бумаг, ст. 43 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" <2>), антимонопольным органом (ст. 23 Закона о защите конкуренции), органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (ст. 25 Закона о регистрации юридических лиц).
--------------------------------
<1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 15. Ст. 492.
<2> Собрание законодательства РФ. 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4448.
6. Решение о ликвидации юридического лица может быть оформлено в виде протокола общего собрания учредителей (участников) общества с ограниченной ответственностью, в виде решения уполномоченного государственного органа (органа местного самоуправления) в случае ликвидации государственного (муниципального) унитарного предприятия либо государственного (муниципального) учреждения и др.
7. О банкротстве юридических лиц см. комментарий к ст. 65 ГК РФ.
Статья 62. Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица
Комментарий к статье 62
1. В целях реализации обязанности учредителей (участников) юридического лица или органа, принявшего решение о его ликвидации, сообщить об этом в уполномоченный государственный орган Правительством РФ разработана и утверждена форма уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица <1>. Результатом такого уведомления является внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (о порядке и сроках внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц см. ст. ст. 8, 20 Закона о регистрации юридических лиц).
--------------------------------
<1> Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 и от 15 апреля 2006 г. N 212.
Указанная запись свидетельствует о наличии изменений объема гражданской правоспособности юридического лица. Эти изменения выражаются в запрете государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, государственной регистрации юридических лиц с участием ликвидируемого юридического лица, а также государственной регистрации юридических лиц, возникающих в результате его реорганизации (см. ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц).
2. В зависимости от видов юридических лиц сообщения о ликвидации могут направляться в различные государственные органы.
В частности, Законом о торгово-промышленных палатах определено, что такие сведения представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, или его территориальный орган (абз. 2 п. 3 ст. 11).
Сообщения о ликвидации общественного объединения <1>, профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации <2>, религиозной организации <3> представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере государственной регистрации общественных объединений.
--------------------------------
<1> См.: ст. 26 Закона об общественных объединениях.
<2> См.: п. 2 ст. 10 Закона о профсоюзах.
<3> См.: п. 4 ст. 14 Закона о религиозных объединениях.
В Банк России представляются сведения о ликвидации кредитной организации <1>.
--------------------------------
<1> См.: ч. 1 ст. 23 Закона о банках.
3. В практике арбитражных судов возникал вопрос о том, кто обязан направлять информацию о принятом решении о ликвидации юридического лица в случаях осуществления ликвидации принудительно, в судебном порядке.
В Обзоре практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц <1>, судам разъясняется, что указания, содержащиеся в п. 1 ст. 62 ГК РФ, относятся к случаям, когда решения о ликвидации юридического лица принимаются его учредителями (участниками) либо органом, уполномоченным на то учредительными документами, и не распространяются на судебные органы.
--------------------------------
<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. N 50 // Вестник ВАС РФ. 2000. N 3.
Вместе с тем с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию (п. 11 указанного Обзора).
4. Так как п. 3 ст. 62 ГК РФ установлен переход к ликвидационной комиссии полномочий по управлению делами юридического лица, в судебной практике возникал вопрос о том, кто вправе выступать от имени ликвидируемого юридического лица (в частности, подписывать исковые заявления в суд, совершать другие юридические действия).
В Обзоре практики споров, связанных с ликвидацией юридических лиц, судам разъясняется, что следует признать за руководителем (председателем) ликвидационной комиссии право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав <1>.