Файл: ГК_1_комм_Крашенинников_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 9457

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Это правило имеет исключения. В силу п. 4 ст. 66 ГК РФ законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных обществ.

Так, в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в случае, если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Как указывается в п. 4 ст. 66 ГК РФ, государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом (см. комментарий к ст. 66). Вместе с тем неверно было бы считать, что в предусмотренных законом случаях вступления указанных органов в общество участником общества становится орган государственной власти или местного самоуправления. Таким участником можно считать лишь самого публично-правового субъекта (Российскую Федерацию, субъекта Федерации, муниципальное образование), а соответствующий орган приобретает права для такого субъекта и от его имени (ст. 125 ГК).

Так, Бюджетный кодекс РФ в ст. 80 устанавливает, что предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 66 ГК РФ учреждения могут быть участниками обществ с ограниченной ответственностью с разрешения собственника, если иное не установлено законом. Это положение не так давно было уточнено. Федеральный закон от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" допустил в ряде случаев участие научных и образовательных бюджетных учреждений в хозяйственных обществах "без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности". Вместе с тем действующая редакция п. 1 ст. 298 ГК РФ по-прежнему запрещает бюджетным учреждениям отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Из этого следует, что бюджетное учреждение вправе стать участником общества лишь в случае оплаты доли в уставном капитале общества средствами, вырученными от самостоятельной деятельности, или приобретенным за счет этих средств имуществом (п. 2 ст. 298 ГК).



Статья 89. Учреждение общества с ограниченной ответственностью и его учредительный документ


Комментарий к статье 89


1. Комментируемая статья претерпела существенные изменения в результате принятия Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В редакции, действовавшей до принятия названного Федерального закона, статья именовалась "Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью" и определяла содержание двух таких документов - учредительного договора и устава.

Действующая редакция комментируемой статьи в большей степени отвечает особенностям общества и устанавливает, что учредительным документом общества с ограниченной ответственностью является его устав. Место учредительного договора занял договор об учреждении общества, который отличается от первого не только наименованием, но и сущностью.

Договор об учреждении общества не рассматривается в качестве учредительного документа, что вполне справедливо, поскольку такой договор определяет лишь правоотношения между учредителями общества и не имеет непосредственного значения для третьих лиц, вступающих в отношения с обществом.

2. Учреждение общества осуществляется по решению его учредителей, принимаемому собранием учредителей. Решение учредителей оформляется протоколом общего собрания, в котором должны быть отражены результаты голосования учредителей общества и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания или назначения органов управления общества, а также образования ревизионной комиссии или избрания ревизора общества, если такие органы предусмотрены уставом общества или являются обязательными в соответствии с Законом об обществах с ограниченной ответственностью. Образование ревизионной комиссии обязательно в обществах, имеющих более 15 участников.

При учреждении общества учредители или учредитель могут утвердить аудитора общества. Обязательность принятия такого решения установлена в случаях, когда в соответствии со ст. 5 Закона об аудиторской деятельности предусмотрено проведение обязательного аудита.

Как уже отмечалось, в случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично и должно определять размер уставного капитала общества, порядок и сроки его оплаты, а также размер и номинальную стоимость доли учредителя.

3. Договор об учреждении общества, необходимый при наличии двух и более учредителей, заключается ими в письменной форме и, как установлено п. 5 ст. 11 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, определяет:

- порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества;


- размер уставного капитала общества;

- размер и номинальную стоимость доли каждого из учредителей общества;

- размер, порядок и сроки оплаты таких долей в уставном капитале общества.

Таким образом, предметом такого договора являются действия учредителей, направленные на формирование уставного капитала общества. В числе объектов гражданских прав хорошо известны такие действия, как работы и услуги. Специфика действий учредителя - стороны по договору об учреждении общества - состоит в том, что они не направлены непосредственно на удовлетворение тех или иных потребностей другой стороны такого соглашения. Согласованные действия всех сторон договора в данном случае достигают иной правовой цели: формирование имущества создаваемого участниками юридического лица - общества с ограниченной ответственностью <1>.

--------------------------------

<1> М.И. Брагинский отмечал, что в гражданском праве существует большая группа договоров, предмет которых составляет совместная деятельность. См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о займе, банковском кредите и факторинге. Договоры, направленные на создание коллективных образований. М.: Статут, 2006.


Обязательства из договора об учреждении общества с ограниченной ответственностью исполняются в момент полной оплаты долей в уставном капитале общества. По существу, после исполнения обязанностей учредителей такой договор утрачивает свое значение, поскольку для изменения размера уставного капитала общества, размера и номинальной стоимости долей участников Закон об обществах с ограниченной ответственностью предусматривает иной порядок, не предполагающий внесение изменений в договор об учреждении общества.

Необходимо заметить, что Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ в законодательство был введен еще один договор, заключаемый участниками общества, - договор об осуществлении прав участников общества. В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона об обществах с ограниченной ответственностью учредители (участники) общества вправе заключить договор об осуществлении прав участников общества, по которому они обязуются осуществлять определенным образом свои права и (или) воздерживаться от осуществления указанных прав, в том числе голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласовывать вариант голосования с другими участниками, продавать долю или часть доли по определенной данным договором цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения доли или части доли до наступления определенных обстоятельств, а также осуществлять согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общества. Такой договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Сущность такого соглашения можно определить как отказ от субъективных прав или самоограничение. Как известно, подобного рода договоры допустимы лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.


Императивные положения п. 5 ст. 11 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, относящиеся к содержанию договора об учреждении общества с ограниченной ответственностью, не позволяют утверждать, что условия соглашения об осуществлении прав участников общества могут быть включены в договор об учреждении общества. Иными словами, по действующему законодательству договор об учреждении общества не может быть соединен с соглашением об осуществлении прав участников.

4. Учредительным документом общества с ограниченной ответственностью является его устав. Устав общества должен содержать:

- полное и сокращенное фирменные наименования общества;

- сведения о месте нахождения общества;

- сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

- сведения о размере уставного капитала общества;

- права и обязанности участников общества;

- сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества;

- сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу;

- сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;

- сведения о его филиалах и представительствах;

- порядок и размер создаваемых обществом резервных и иных фондов;

- сведения о компетенции общего собрания участников общества;

- срок проведения очередного общего собрания участников общества, на котором утверждаются годовые результаты деятельности общества;

- срок действия полномочий ревизионной комиссии (ревизора) общества;

- иные сведения, предусмотренные Законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Нормы Закона об обществах с ограниченной ответственностью, относящиеся к содержанию устава общества, являются диспозитивными. Устав может содержать помимо вышеперечисленных положений также иные, не противоречащие закону.

Устав общества является документом, открытым для третьих лиц и, разумеется, для участников общества. По требованию участника общества, аудитора или любого заинтересованного лица общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с уставом общества, в том числе с изменениями. Общество обязано по требованию участника общества предоставить ему копию действующего устава общества.

Значение устава общества для заинтересованных третьих лиц подчеркивает также то обстоятельство, что при изменении устава его новые положения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации. Лишь в случае изменения в уставе общества сведений о его филиалах и представительствах такие положения вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию. В то же время для самих участников измененные положения устава вступают в силу с момента принятия решения общим собранием.


5. Как следует из ст. 12 Закона о регистрации юридических лиц, при государственной регистрации создаваемого общества с ограниченной ответственностью в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти <1>. В качестве заявителя могут выступать: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого общества или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени общества, учредитель или учредители общества, руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого общества;

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 26. Ст. 2586.


б) решение о создании юридического лица (общества) в виде протокола общего собрания учредителей общества либо единоличного решения учредителя (при создании компании одного лица);

в) учредительные документы общества (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

г) в случае если учредителем или одним из учредителей является иностранное юридическое лицо - выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

В Единый государственный реестр юридических лиц при регистрации общества с ограниченной ответственностью вносятся сведения, предусмотренные ст. 5 Закона о регистрации юридических лиц, в том числе сведения о размере уставного капитала общества, сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог либо об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования. При этом сведения о номинальной стоимости долей участников общества при его учреждении определяются исходя из положений договора об учреждении общества или решения единственного учредителя общества, в том числе в случае, если эти доли не оплачены в полном объеме и подлежат оплате в порядке и в сроки, которые предусмотрены ст. 16 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.

Таким образом, действующее законодательство о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также положения о хозяйственных обществах обеспечивают открытость основных сведений об имущественном положении общества с ограниченной ответственностью, а также о принадлежности долей тем или иным участникам. Эти положения представляют собой некоторого рода гарантии прав и интересов кредиторов общества, а также кредиторов его участников.