Файл: Теория государственного бюджета (По дисциплине «Финансы»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип балансировки бюджета выражается в том, что объем бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и доходов от источников финансирования его дефицита. При составлении, принятии и исполнении бюджета компетентные органы должны исходить из необходимости уменьшения размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджета компетентные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего количества средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджета на сумму средств.

Принцип общего (кумулятивного) покрытия бюджетных расходов означает, что бюджетные расходы не могут быть связаны с конкретными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, относящейся к:

  • субсидии и субсидии, полученные из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • средства целевых иностранных кредитов (дебет);
  • добровольные взносы, пожертвования, средства для самоповреждения граждан;
  • бюджетные расходы в соответствии с международными договорами (договорами) с участием Российской Федерации;
  • бюджетные расходы за пределами территории Российской Федерации;
  • некоторые виды ненадежных доходов, которые предлагаются для введения (отражения в бюджете) в следующем финансовом году.

Принцип прозрачности (открытость) означает:

  • обязательная публикация в СМИ утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о прогрессе бюджета, а также наличие иных сведений о бюджетах по решению законодательных (репрезентативных) государственных органов, представителей муниципальных органов;
  • обязательная открытость бюджетным проектам социальных и медиа, которые были введены в законодательные (репрезентативные) государственные органы (представители муниципальных организаций);
  • стабильность и (или) непрерывность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей отчетности бюджета, текущего и следующего финансового года (следующего финансового года и запланированного срока).

Главные менеджеры (менеджеры) бюджетных средств не имеют права выделять бюджетные ассигнования и ограничения бюджетных обязательств для управляющих и получателей бюджетных средств, не включенных в список подчиненных управляющих и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Федерального закона.


Подчинение получателя бюджетных средств главному управляющему (администратору) бюджетных средств происходит на основании закона, законодательного акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Верховного исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, местного самоуправления.

Принцип единства кассового аппарата означает зачисление всех денежных поступлений и осуществление всех денежных расчетов с единого бюджетного счета, за исключением операций по выполнению бюджета, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами государственных органов Российской Федерации.

2. Анализ государственного бюджета Российской Федерации

2.1 Проблема сбалансированности структуры государственного бюджета

Баланс бюджета-один из основных принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (балансе) бюджетных затрат источников их финансирования.

Этот принцип, даже если есть дефицит бюджета, позволяет достичь равенства (баланса)между общей суммой доходов бюджета (бюджетных доходов и источников покрытия дефицита) и объемом расходов. Отсутствие бюджетного баланса создает дисбаланс. Если расходы превышают бюджетные доходы, бюджет в принципе невозможен-несбалансированный бюджет сознательно нереалистичен, дисбаланс делает его ложным.

Оптимальный вариант обеспечения сбалансированного бюджета-развитие бюджета без дефицита, при котором сумма расходов, включая расходы на содержание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает суммы дохода.

Если избежать дефицита бюджета не удастся, даже исчерпав вполне обычные источники финансирования, для уравновешивания бюджета придется прибегать к различным формам заимствований, что требует минимизации размера бюджетного дефицита на всех этапах бюджетного процесса.

Баланс бюджета достигается различными методами; некоторые из них используются при формировании бюджета; другие при его исполнении.


Методы балансировки бюджета, широко используемые в практике бюджетного планирования, включают:

  • ограничение бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизованных доходов;
  • совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разного уровня, адекватное распределение потребительских полномочий между ними;
  • идентификация и мобилизация резервов роста доходов бюджета;
  • создание эффективной системы бюджетного регулирования и предоставление финансовой помощи в области межгосударственных отношений;
  • планирование направлений бюджетных расходов, положительно влияющих на рост доходов и в то же время обеспечивающих решение социально-экономических проблем с минимальными затратами и с максимальным эффектом;
  • сокращение государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственного имущества;
  • твердая экономия затрат, исключая из своего состава ненужные расходы, без необходимости;
  • использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальный денежный доход с финансовых рынков.

При выполнении бюджета баланс достигается с помощью:

  • введение процедуры санкционирования бюджетных расходов;
  • строгое соблюдение установленных ограничений бюджетных обязательств, ориентированных на фактические входящие доходы;
  • определение оптимального времени потребления;
  • использование механизма сокращения и блокировки бюджетных расходов;
  • совершенствование бюджетной системы финансирования на основании постепенного прекращения субсидий предприятий и введения полной ответственности субъектов хозяйствования за выполнение обязательств перед государством и партнерами;
  • мобилизация дополнительных резервов роста доходов бюджета;
  • последовательное осуществление финансового контроля за таргетингом, экономичное и эффективное расходование бюджетных средств;
  • предоставление финансовой помощи в различных формах других бюджетов;
  • использование бюджетных резервов и т. д.

В России принцип балансировки бюджета определяется в Бюджетном кодексе как один из основных принципов построения бюджетной системы.

На этапе исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на баланс бюджета, являются, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие максимально эффективно маневрировать бюджетными средствами, а с другой-механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетных резервов, с помощью которых орган исполнительной власти финансирует внезапно возникшие непредвиденные расходы.


В настоящее время баланс бюджета должен обеспечиваться на каждом уровне усилий по управлению и профессиональных навыков сотрудников компетентного органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают стабильность бюджета и ответственность финансового органа за его страхование.

2.2. Проблемы формирования государственного бюджета Российской Федерации

Государству нельзя осуществлять регулирование экономики без применения к экономическим методам. В то же время государство не может выступать предпринимателем и зарабатывать деньги для реализации своих функций.

Деньги государства-госбюджет формируется на основе налогообложения. Сложности формирования госбюджета заключаются в том, что он выбирает в течение года до фактического использования, поэтому любви сбалансированный бюджет может быть нарушен в связи с возникновением непредсказуемых ситуаций.

На основах государственного бюджетирования государство осуществляет стабилизационную политику. Так как стабилизационная политика сводится к манипуляции государственным бюджетом и изменению предложения денег, то есть осуществление непосредственного влияет на масштабы бюджетного дефицита и государственного долга.

Дефицит государственного бюджета-это разница между расходами и доходами государства за определенный период (обычно за год).

Не всегда государственный бюджет должен быть сбалансированным. Возможны ситуации, когда государство инвестировало в экономику для развития производства значительную часть государственных средств, но отдача по ним будет осуществляться только в будущих периодах. Таким образом, бюджетный дефицит одного года может быть вызван бюджетным результатом следующего года, когда предприятие, в котором были сделаны государственные инвестиции, начать производить продукцию.

Основное условие формирования государственного бюджета завершается в том, что дефицит его не превышал 10%, т. к. преодоление десятипроцентного барьера может привести к росту инфляции и утроению государственного контроля над экономикой. Уменьшить бюджетный дефицит можно с помощью государственного долга.

Государственный долг это алгебраическая сумма бюджетного дефицита и избытков для всех прошлых лет. Государственный долг необходимо рассматривать в виде внутриреннего и внешнего долга.


Под внутренним государственным долгом понимается задолженность государства гражданства гражданам, фирмам и учреждениям данной стороны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных государством.

При недостатках средств в государственном бюджете правительство дает поручение Центральному банку производить эмиссию ценных бумаг-государственных облигаций. В зависимости от экономической ситуации государственные государственные облигации могут быть кратковременными и долгосрочными. Государство размещает цены на бумаги посреди субъектов рынка. Из-за отсутствия внутреннего государственного долга выделяется ограниченность средств субъектов внутрирынка. Кроме того, с размещением государственного долга внутри страны покупательная способность субъектов падает, т. е. снижаются возможности вложения средств в производство.

Давайте внутри долг государство формирует внешний государственный долг.

Под внешним долгом понимается задолженность государства иностранным гражданам, иностранным фирмам и учреждениям, а также государствам и международным финансовым организациям.

Покрытие бюджета для учета внешнего государственного долга имеет определенную сложность. Во-первых, денежные средства, формируемые как внешний долг, имеют целевую форму использования в основной по аренде товаров в сторону-инвесторе, что уменьшает сумму денег, используя для подъема национальной экономики. Во-вторых, в результате экономической зависимости сторона-инвестор может оказать как экономическое, так и политическое давление в сторону-заемщика. В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу чести созданного продукта внутри страны за рубеж.

В настоящее время большое Stran за длительный период своего существования оказывалось как в положении кредитора, так и в положении заемщика, но в настоящий момент никакая из Stran не формирует свой бюджет по основам заемных средств, горячая большая часть стран имеет в структуре государственного бюджета бюджет государственный государственный бюджет государственный долг. Основным в данном случае является оплата процентов по существующему долгу. Государственный долг приводит к появлению интереса к инвестируемой экономике. С одной сторон, стороны, инвестирующие средства в чужую экономику, получают доход, с другой - в них появляется возможность осуществить некоторый контроль и действовать на экономику другой стороны.

Деньги, функционирующие в национальной экономике, не всегда могут быть успешно использованы, поэтому в странах возникает ситуация «излишков» столицы. Этот капитал вывозится за границу для лучшего его использования. В процессе создания мягкой столицы занимает нишу на рынке, удовлетворяя необходимость проживания.