Файл: Теория государственного бюджета (По дисциплине «Финансы»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современных условиях проблемы формирования и реализации на практике эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом и на субфедеральном уровне приобретают особую значимость. Последний аспект является сейчас наиболее важным. Финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована только при условии финансового благополучия ее многочисленных территорий. Отсюда - значимость проблем разработки концепции эффективной бюджетной политики.
В условиях рыночных отношений, нестабильности курса рубля, кризиса производства и неплатежей большое значение уделяется формированию бюджета. В мире трудно найти страну, которая не имела бы проблем и сложностей в бюджетных отношениях между центром и территориями. И чем больше государство, тем более актуальной задачей является балансировка бюджетных интересов центра и региона.

Правительство проводит интенсивную работу по совершенствованию системы управления бюджетными средствами. И эта система должна начать свою работу прямо сейчас, потому что стоимость каждого бюджета осуществляется за счет налогоплательщиков и, следовательно, государство должно искать наиболее рациональные способы получения средств.

Чтобы провести анализ, необходимо рассмотреть все стороны взаимодействия между участниками межгосударственных отношений, попытаться найти способы выйти из такой сложной финансовой ситуации.

Цели:

  • определить концепцию бюджета;
  • рассмотрите принципы бюджетной системы;
  • рассмотреть концепцию, цели и задачи фискальной политики;
  • проанализировать бюджетную политику РФ на нынешнем этапе;
  • рассмотрите обязательства по потреблению РФ
  • выделите основные области фискальной политики во время кризиса.

1.Государственный бюджет: понятие и принципы его построения.

1.1. Понятие государственного бюджета

Бюджетные отношения характеризуются большим разнообразием, поскольку они охватывают различные направления процесса распределения (между секторами экономики, сферами общественных действий, отраслью национальной экономики, территориями страны) и охватывают все уровни управления (федеральные, республиканские, местные).


Бюджетные отношения присущи объективному характеру. Это связано с тем, что в руках государства каждый год должна быть сосредоточена определенная часть национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих расходов госуправления.

В процессе функционирования бюджетные отношения получают материально-реалистичное воплощение, которое им подходит; они материализуются (объявляются) в бюджетном фонде страны со сложной организационной структурой. Конкретная стоимость бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от нескольких факторов: уровня развития экономики; методов управления на предприятиях, организациях, учреждениях, решаемых обществом экономических и социальных проблем и т. д

В качестве экономической формы существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, удовлетворения конкретного публичного назначения-для удовлетворения потребностей общества и его государственных и территориальных структур бюджет можно рассматривать как независимую экономическую категорию. Эта категория, которая является частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но в то же время имеет характеристики, которые отличают его от других сфер и связей финансовых отношений. Особенности включают следующее:

  • государственный бюджет представляет собой особую экономическую форму перераспределения отношений, связанных с выделением части национального дохода в руках государства и его использованием для удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государств-территориальных образований ;
  • с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже-национального благосостояния между секторами народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;
  • пропорции перераспределения стоимости бюджета в большей степени, чем другие финансовые связи, определяются потребностями расширенного размножения в целом и проблемами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
  • область распределения бюджета занимает центральное место в государственных финансах, что связано с ключевым положением бюджета по сравнению с другими связями.

Взгляд на бюджет как экономическую категорию не сразу получил признание. Только в последние годы преобладает точка зрения, согласно которой государственный бюджет с позиции экономической сущности можно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию, а с позиции законодательного установления финансовой базы государства - как ее финансовый план.


Суть госбюджета как экономической категории реализуется посредством распределения (перераспределения) и контрольных функций.

Таким образом, содержание выделения функций бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между различными единицами государственного производства. Ни одна из других ссылок на финансы не реализует такие многовидового (межотраслевое, межтериторийное и др.) и многоуровневого (федерального, республиканского, краевого, городского и др.) перераспределения средств, а также бюджета.

Объем распределительной функции определяется тем, что в отношениях с бюджетом находятся практически все участники публичного производства. Основная цель перераспределения бюджета - чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно-за счет формирования и использования фонда государственных средств-отображает экономические процессы, происходящие в структурных единицах экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как финансовые ресурсы от различных экономических субъектов поступают в распоряжение государства, соответствует ли размер централизованных ресурсов государства масштабам его потребностей и т. д.

Государственный бюджет всегда был важным инструментом для влияния на развитие экономики и социальной сферы. Кроме того, государство, осуществляющее перераспределение национального дохода, может изменить структуру государственного производства, повлиять на результаты управления, провести социальные преобразования и т. д

Большое влияние на экономику страны может оказать бюджет из-за того, что его можно использовать в интересах ускорения научно-технического прогресса.

Функционирование государственного бюджета происходит через специальные экономические формы доходов и расходов, которые выражают последовательные этапы перераспределения стоимости государственного продукта, сосредоточенного в руках государства . Доходы и расходы бюджета являются объективно обусловленными категориями, каждая из которых имеет определенную общественную ценность; доходы служат финансовой основой деятельности государства, расходы-удовлетворение национальных потребностей.


1.2. Принципы построения государственного бюджета

Основа бюджетного и юридического статуса государства и его территориальных подразделений-право на независимый бюджет. Бюджетные права РФ предусматривают создание финансовой базы, без которой невозможно реализовать государственный суверенитет и юрисдикцию РФ.

В соответствии с бюджетными нормами до принятия бюджетного законодательства Российской Федерации наиболее важными принципами бюджетной системы были единство, независимость, полнота, реальность и гласность всех бюджетов, включенных в бюджетную систему Российской Федерации.

Бюджетный закон РФ объединяет вышеуказанные принципы бюджетной системы, раскрывая их содержание, а также включает в себя принципы бюджетной системы, ранее не предусмотренные бюджетным законодательством России.

В соответствии со ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетная система Российской Федерации основана на 13 принципах:

  • единство бюджетной системы РФ;
  • разграничение доходов, расходов и источников финансирования бюджетного дефицита между уровнями бюджетной системы РФ;
  • самостоятельные бюджеты;
  • равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципалитетов;
  • полнота отражения доходов и расходов бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • баланс бюджета;
  • эффективность и эффективность использования бюджетных средств;
  • Общий (кумулятивный) охват бюджетных расходов;
  • прозрачность (открытость);
  • надежность бюджета;
  • таргетинг и целевой характер бюджетных средств;
  • субсидия бюджетных расходов;
  • единство кассового аппарата.

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство правовой базы, денежной системы, формы бюджетной документации, принципа бюджетного процесса в Российской Федерации, санкции за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, а также единый порядок финансирования бюджетных расходов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, учета федерального бюджета, бюджета Российской Федерации и местных бюджетов.

Принцип демаркации доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации проявляется в консолидации видов доходов (полностью или частично) и полномочиях по осуществлению расходов для государственных органов Российской Федерации, государственных органов Российской Федерации и органов местного самоуправления.


  • Принцип независимости бюджета:
  • право законодательных (репрезентативных) государственных органов и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществляет бюджетный процесс;
  • наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • юридическая консолидация нормативных поступлений в бюджет, полномочия на получение доходов соответствующих бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом и налоговым законодательством Российской Федерации;
  • право государственных органов и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом определять направление расходов соответствующих бюджетов;
  • право государственных органов и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом для определения источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов;
  • недопустимость вычитания доходов, полученных дополнительно в ходе выполнения закона (постановления) о бюджете, сумма избыточных поступлений по расходам бюджета и сумма сбережений бюджетных расходов;
  • недопустимость компенсации из-за бюджетов других уровней бюджетной системы РФ убытков в доходах и дополнительных расходов, понесенных при исполнении закона (постановления) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходов, формирование налоговых и неплатежеспособных доходов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, формы и порядка предоставления межгосударственных переводов в соответствии с едиными принципами и требованиями настоящего Федерального закона.

Договоров и соглашений между государственными органами субъектов Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов государственной власти и органов местного самоуправления, не соответствующих этому законодательству, являются недействительными.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета, бюджетов государственных внебюджетных средств проявляется в том, что все доходы и расходы бюджетов, бюджеты государственных внебюджетных фондов и прочие обязательные доходы, определяемые налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законы О государственных внебюджетных фондах, отражаются в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов обязательными и полными.