Файл: Информационный бизнес. Информационная индустрия и информационные рынки.pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 История развития информационного бизнеса
1.2 Информационный бизнес: понятие специфика и виды
1.3 Информация, информационные продукты для бизнеса
2.1 Структура рынка информационных продуктов и услуг
2.2 Общие проблемы рынка информационных продуктов и услуг
3. РАЗВИТИЕ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ И ИНФОРМАЦИОННОГО БИЗНЕСА
ВВЕДЕНИЕ
Информатизация как одна из наиболее ярких черт системы общественных отношений развитых стран все более привлекает внимание ученых. Существует довольно обширная литература по философским социальным и экономическим проблемам постиндустриального этапа развития человечества. При всем разнообразии конкретных черт рассматриваемого феномена, выделяемых исследователями, все они едины в том мнении, что человечество вступило в новый этап развития цивилизации в котором информация и знания играют определяющую роль во всех сферах деятельности людей. В отечественной литературе проблемы информационного общества представлены в основном работами философов, рассматривающих влияние информатизации на социальные процессы, государство, культуру, психологию человека. В последнее время стали появляться работы, посвященные конкретным экономическим и технологическим проблемам индустрии информатики, где поставлены вопросы измерения и оценки информации экономической эффективности информационной деятельности формирования рынка информационных услуг.
Информация оказывает существенное влияние на все отрасли производства и инфраструктуры; в действии рыночного механизма информационного общества также появляются новые черты, отличающие его от рынка индустриальной эпохи.
Итак, признаки нового постиндустриального этапа достаточно четко прослеживаются в развитых странах. Однако в учебниках по экономической теории эти новые тенденции на мой взгляд пока еще не получили достойного отражения. Во многих из них традиционно выделяются лишь такие виды ресурсов как земля, труд, капитал, предпринимательские способности, хотя постиндустриальная цивилизация ставит в один ряд с ними информацию. Сегодня знаменитое выражение Фрэнсиса Бэкона “знание - сила” как никогда прежде приобретает конкретный смысл. Информация становится в современном обществе важнейшим фактором экономического роста, что также лишь вскользь отмечается в учебниках. В связи с этим представляется целесообразным исследование проблемы по экономики информационного общества.
Цель реферата - изучить структуру и характеристики информационного бизнеса.
Для этого необходимо решить следующие задачи: дать определение информационному бизнесу, квалифицировать виды и услуги информационных товаров, изучить информационный продукт и его особенности.
Объект исследования - информационный бизнес, предмет исследование - информационная база.
ВНП |
- |
Валовый национальный продукт |
ВЦ |
- |
Вычислительный центр |
1. ИНФОРМАЦИОННОГО БИЗНЕС
1.1 История развития информационного бизнеса
Информационный бизнес представляет собой сравнительно новую сферу предпринимательской деятельности в виде крупнейшего многоотраслевого комплекса со своей сложившейся инфраструктурой. Информационный бизнес с одной стороны входит в инфраструктуру всей системы предпринимательской деятельности наряду с банками, биржами, аудиторскими компаниями и т. д., а с другой стороны является самостоятельной сферой бизнеса.
Информационный бизнес в западных странах зародился в 60-х годах, формировался как самостоятельная отрасль в 70-е годы, а в 80-е годы превратился в крупнейший многоотраслевой комплекс со своей инфраструктурой. Сначала информационные технологии использовались в связи со сложностью и дороговизной только в научных центрах и крупных промышленных компаниях. По мере совершенствования и удешевления информационные технологии проникли в разные отрасли и дали возможность совершенствования и улучшения эффективности последних. В результате развития информационных технологий появились и сформировались новые потребности общества. Переходя к инфраструктуре информационной отрасли необходимо сразу отметить, что сфера информационного бизнеса очень обширна и включает различные виды деятельности, которые прямо или косвенно связаны с информацией. Причем постоянно происходит изменение и увеличение объемов инфраструктуры. Начав с производства продуктов и услуг прямо связанных с вычислительной техникой (сегодня это в основном персональные компьютеры) информационный бизнес захватывает все новые и новые области человеческой деятельности практически не связанные с компьютерами.
Рассматривая современную инфраструктуру бизнеса необходимо иметь в виду, что разные специалисты в разных странах неоднозначно трактуют и описывают ее. Вот всего лишь несколько таких подходов. Ю.М. Каныгин выделяет следующие основные элементы: различного типа; абонентские пункты дающие абонентам доступ к информационным ресурсам; совокупность организационных элементов обеспечивающих управление электронно-вычислительным и информационным потенциалом; структурные элементы отрасли удовлетворяющие потребности ВЦ в программном и информационном обеспечении (фонды алгоритмов и программ банки данных знаний и т.д.), а также различные обеспечивающие элементы. Это пример анализа инфраструктуры сложившейся у нас. Другой пример-анализ инфраструктуры информационного бизнеса сложившейся в США хотя там также имеются разные подходы. Например, Э. Эттингер разработал схему развития информационного бизнеса в основу, которой положена компьютеризация различных сфер экономики. В центре - компьютер, а вокруг располагаются остальные элементы бизнеса - от каналов связи к конечному продукту.
Еще одна схема была разработана Л. Джем и является одной из наиболее удачных и удобных для рассмотрения и понимания информационной инфраструктуры. Каждый из восьми сегментов схемы включает различные виды деятельности не все, из которых прямо и исключительно связаны с информацией. Тем не менее, каждый вид деятельности, показанный в сегменте, так или иначе, важен для информационного бизнеса.
1.2 Информационный бизнес: понятие специфика и виды
Информационный бизнес -- это бизнес, который предполагает продажу информации. Если определить информационный бизнес в бизнес - категорию, то его можно отнести в раздел услуги. То есть информационный бизнес построен на предоставлении какой-либо информации. И, конечно же, в наш век развития информационных технологий будет логичным предлагать её в сети Интернет.
Интернет - всемирная система объединённых компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных. Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины и множества других систем (протоколов) передачи данных. Часто упоминается как «Всемирная сеть» и «Глобальная сеть».
В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально не говорил о нём и тем более не вводил никаких определений.
Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы» толкование и обсуждение которого велось с того момента когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения и разные научные школы, рассматривающие эти понятия.
В ГОСТ 7.0-99 содержится следующее определение Информационных ресурсов.
Информационные ресурсы - это совокупность данных организованных для получения достоверной информации где
Данные - это информация, обработанная и представленная в формализованном виде для дальнейшей обработки.
Макарова Н.В. рассматривает информационные ресурсы как отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках архивах фондах банках данных других информационных системах). [9 c. 23]
Надо понимать что документы и массивы информации, о которых говорится, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди создававшие их. Таким образом, информационные ресурсы - это знания подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.
Информационные ресурсы общества, если их понимать, как знания отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний алгоритмов компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки.
В настоящее время не разработана методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в них. Это снижает эффективность информации накапливаемой в виде информационных ресурсов и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального к информационному обществу. Кроме того неизвестно какой объём трудовых ресурсов должен быть задействован в сфере производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе. Несомненно, в будущем эти проблемы будут решены. Развитие мировых информационных ресурсов позволило:
- Превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
- Сформировать мировой и государственный рынок информационных услуг;
- Образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
- Повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах банках биржах промышленности торговле и др. за счёт своевременного использования необходимой информации.
В современных условиях активного сотрудничества России со странами Запада важную роль играет качественное и оперативное информирование партнёров не только в области научно-технической, но и информационном бизнесе.
С развитием рыночных отношений появляются не возникавшие до настоящего времени задачи обеспечения специалистов полным набором экономической и коммерческой информации, без которой невозможна нормальная предпринимательская деятельность. Причём эта информация нужна специалистам не от случая к случаю, а постоянно.
1.3 Информация, информационные продукты для бизнеса
Информация -- общенаучное понятие, связанное с объективными свойствами материи и их отражением в человеческом сознании.
Таким собирательным термином как «информационные продукты для бизнеса» можно обозначить те информационные объекты гражданских прав, которые имеют следующие общие признаки:
- указаны в законодательстве как информационные ресурсы и системы;
- создаются в целях получения прибыли;
- находятся на праве собственности;
- не относятся к объектам интеллектуальной собственности;
- оборотоспособные, т.е. выступают в качестве товара при соблюдении интеллектуальных прав их разработчиков, причем право авторства и право собственности могут принадлежать разным лицам;
- практически применимы;
- имеют денежную стоимость;
- являются базой для принятия управленческих решений, причем от качества и степени адаптации деловой информации зависит уровень управленческих решений.
Согласно Федеральному закону от 20 февраля 1995 г. «Об информации информатизации и защите информации» информационными ресурсами являются отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (в том числе банках данных). Информационные ресурсы являются разновидностью документов объектами отношений физических и юридических лиц обязательно документируются, являются элементом состава имущества и объектом права собственности.
Документ по законодательству - это более широкое понятие, чем информационные ресурсы. Не всякий документ может являться собственностью. Документ - это материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста звукозаписи (фонограммы) изображения или их сочетания предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения (ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. «Об обязательном экземпляре документов»).
Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Информационный бизнес, ставший одним из наиболее прибыльных и перспективных, привлекает все больше и больше фирм. Информационные потребности разных уровней растут быстрыми темпами, что расширяет возможности информационного обмена, ведет к появлению все новых информационных продуктов, стимулирует развитие всех видов информационной деятельности.