Файл: Информационный бизнес. Информационная индустрия и информационные рынки.pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 История развития информационного бизнеса
1.2 Информационный бизнес: понятие специфика и виды
1.3 Информация, информационные продукты для бизнеса
2.1 Структура рынка информационных продуктов и услуг
2.2 Общие проблемы рынка информационных продуктов и услуг
3. РАЗВИТИЕ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ И ИНФОРМАЦИОННОГО БИЗНЕСА
1987 год принято считать датой начала формирования российского информационного рынка. В это время появились нормативные документы официально разрешающие деятельность кооперативов и предприятий с иностранным участием сыгравших важную роль в развитии рынка деловой информации в России. До этого времени, хотя информация и признавалась товаром рыночные отношения, сдерживались из-за жесткой государственной регламентации информационной сферы. За последнее десятилетие можно выделить два периоды развития информационного рынка. С 1987 года по 1992 год условия для развития рынка информационных продуктов и услуг были благоприятны (возникновение новых потребностей в результате активизации предпринимательской деятельности относительно высокий платежный спрос, наличие дешевого информационного "сырья", созданного в рамках государственных структур). Активность коммерческих фирм в информационной сфере определялась возможностью получения значительных прибылей. Некоторые фирмы даже смогли купить собственность, которая позволила им в дальнейшем конкурировать с более крупными структурами. Жесткая либерализация экономики в 1992 году привела к существенному ухудшению макроэкономических условий для развития рынка информационных продуктов и услуг. Сохранившие информационный бизнес фирмы вынуждены были настраиваться на потребности платежеспособных групп. Это привело к ограничению номенклатуры общедоступных на рынке продуктов "вымыванию" дешевых услуг. Информационное производство стало невыгодным. Успехи по продажам были, как правило, связаны не с качеством информационного продукта, а с успешной рекламной кампанией.
Ярким проявлением этих тенденций является значительное увеличение числа занятых информационной деятельностью, т.е. деятельностью, связанной с производством, обработкой, хранением и распространением информации.
Рынок информационных товаров и услуг является сегодня самым динамично развивающимся. В развитых странах, прежде всего в США, доля работников информационного сектора экономики в общем числе занятых уже превышает 50 %. Вклад информационного сектора в ВНП развитых стран по разным оценкам составляет 10-25 %.
Что же касается рынка России, то информация представлена на различных носителях. Печатные справочные издания массового назначения имеют тираж 50- 100 тыс., специализированные (включая адресные регистры) успешно расходятся в количестве 3-5 тысяч. Несмотря на широкое развитие автоматизации, потребители не отказываются от дешевых и удобных печатных изданий с коммерческими предложениями.
До прихода в Россию сети Internet телекоммуникационные проекты не оказывали значительного влияния на развитие российского рынка информационных продуктов и услуг. Количество пользователей электронной почты достигло порядка 500 тыс. человек в режиме on-line работали несколько десятков тысяч пользователей, что не сопоставимо с миллионами пользователей диалоговых услуг в США. Информационные потоки в телекоммуникационных сетях были сильно децентрализованы, что создавало неудобства для пользователей разнообразной информации. Опыт многих развивающихся стран показывает, что приоритетное развитие информационного производства в силу стратегического характера информационных ресурсов в развитии современного общества позволило многим государствам преодолеть огромный разрыв в уровне экономического и социального развития по сравнению с развитыми странами.
В связи с этим изучение информационного производства и в частности рынка информации и его особенностей представляет сегодня значительный теоретический и практический интерес.
Рынок информации включает такие сектора как коммуникации, образование, научно-технические исследования, печать, кино, реклама, управленческая деятельность и т. д. Развитию рынка информационных технологий большое внимание уделяет государство.
На заседании Совета безопасности, проходившем 25 июля 2007 года под председательством Владимира Путина, была утверждена стратегия развития информационного общества в России.
Стратегия развития информационного общества устанавливает общие стратегические ориентиры развития до 2022 года. Важнейшими приоритетами стратегии являются: реализация на практике конституционных прав граждан на доступ к информации. Обеспечение равных возможностей для получения базовых услуг связи вне зависимости от территории или региона где проживают наши граждане стимулирование дальнейшего распространения и массового применения информационных технологий в социально-экономической сфере.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На первый взгляд не происходит ничего сверхъестественного -- информационная индустрия является новой отраслью технологий она всегда бурно развивалась ускорения чередовались с относительно плавными периодами. Происходящее сегодня сопоставляют с такими вехами как появление персональных компьютеров в эпоху властвования больших ЭВМ и повсеместное объединение персональных компьютеров в локальные сети. Соглашаясь с этим сравнением, отметим эволюционный характер явления. Просто, когда люди хотят отразить важность какого-либо момента, они называют его революционным -- это из области маркетинга.
Никто не может игнорировать новые технологии, широко распространяющиеся в нашей жизни не говоря уже о той непосредственной выгоде, которую из них могут извлекать потребители уже сегодня. Результаты этих усилий уже воплощаются в реальных проектах.
В результате развития информационных технологий и большой прибыльности проектов в отрасль привлечено множество фирм. В результате создалась ситуация совершенной конкуренции. Результатом сегодняшней обостренной конкуренции будет совершенствование ИТ появятся новые отрасли рынок предложения станет прозрачнее.
Результатом проделанной работы является обобщение теории информационного бизнеса и характеристика состояния этого бизнеса в нашей стране. Подводя итог можно сказать, что экономическая теория часто использует традиционные подходы, при анализе рынков информационных продуктов рассматривая информацию как один из многих производимых и потребляемых товаров который всего лишь обладает рядом особенностей.
С другой стороны вместе с индустриальной ступенью развития общества экономический образ мышления уходит в прошлое, заставляя переосмыслить казавшиеся бесспорными аксиомы, коренным образом изменяя точку зрения на многие проблемы. Оценка результатов информационной деятельности и информационного обмена предполагает использование новых критериев. Вероятно, они будут вырабатываться с использованием достижений многих научных дисциплин, которые занимаются изучением феномена информации. Возможно, признание роли информации и информационной деятельности в современном экономическом и социальном развитии является первым, но не самым важным шагом на пути становления информационного рынка и информационной экономики в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Книги
1. |
Максимова В.Ф. Микроэкономика. Университетская серия. Учебник. – |
2. |
Моисеева С.Р. Банковское дело. Университетская серия. Учебник. – |
3. |
Новашина Т.С. Экономика и финансы организации. Университетская серия. Учебник. – г. Москва, Издательский дом «Университет «Университет», 2020, – 335 с. |
4. |
Рубин Ю.В. Основы предпринимательства. Университетская серия. Учебник. – г. Москва, Издательский дом «Университет «Университет», 2020, – 517 с. |