Файл: Информационный бизнес. Информационная индустрия и информационные рынки.pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 История развития информационного бизнеса
1.2 Информационный бизнес: понятие специфика и виды
1.3 Информация, информационные продукты для бизнеса
2.1 Структура рынка информационных продуктов и услуг
2.2 Общие проблемы рынка информационных продуктов и услуг
3. РАЗВИТИЕ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ И ИНФОРМАЦИОННОГО БИЗНЕСА
Результатом информационной деятельности является информационный продукт, который предстает на рынке в виде информационных товаров и услуг.
С другой стороны, существует множество информационных товаров и услуг, которые не являются результатом информационной деятельности. Это, прежде всего материальные компоненты, которые необходимы для производства переработки хранения и распространения информации.
Отметим основные особенности информационного продукта, которые кардинально отличают информацию от других товаров.
Во-первых, информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию независимо от того сколько раз она была использована.
Во-вторых, информационный продукт со временем подвергается своеобразному “моральному износу”. Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность по мере того как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным (процесс “старения” информации может длиться от пяти до пятнадцати лет).
В-третьих, разным потребителям информационных товаров и услуг удобны разные способы предоставления информации ведь потребление информационного продукта требует усилий.
В - четвертых, производство информации в отличие от производства материальных товаров требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. Копирование того или иного информационного продукта обходится как правило намного дешевле его производства.
2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК
Информационный рынок - это совокупность отношений, направленных на:
- формирование и использование информационных ресурсов на основе создания сбора, обработки накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;
- создание и использование информационных технологий и средств их обеспечения;
- защиту информации прав субъектов участвующих в информационных процессах и информатизации.
Правовой режим объектов информационного рынка установлен Гражданским кодексом РФ, федеральными законами: «Об информации информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», «Об электронной цифровой подписи».
Положительная динамика сделок в сфере информации позволяет констатировать факт интенсивного развития информационного рынка. В данной ситуации правовое регулирование рыночных отношений, в том числе сделок по поводу информационных продуктов, отстает от его потребностей. Условно рынок информации подразделяется на два сегмента: «гражданский» и «деловой». Информация в первом сегменте - научно-технические, политические, экономические, справочные, культурные и другие сведения, которые характеризуются общедоступностью, имеют различную форму представления, низкий ценовой предел; не предназначены для целевого использования в предпринимательской деятельности и не являются объектами предпринимательских сделок. Рынок деловой информации представлен информационными продуктами (в том числе ресурсами технологиями и системами) используемыми в предпринимательских целях.
2.1 Структура рынка информационных продуктов и услуг
Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии. В настоящее время, в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:
Техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.
Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке. (Закон "Об информации информатизации и защите информации", Закон "Об авторском праве и смежных правах"; Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" Закон " О правовой охране топологий интегральных схем").
Информационная составляющая. Это справочно - навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.
Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.
Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры существует и развивается, а значит можно говорить о бизнесе информационных продуктов услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.
Функции информационного бизнеса:
- управление финансами и ведение учета;
- управление кадрами;
- материально-техническое снабжение;
- организация производства;
- маркетинговые исследования;
- лизинговые операции;
- консультационное обслуживание;
- страхование имущества и информации;
- организация службы информационной безопасности;
- сервисное обслуживание.
2.2 Общие проблемы рынка информационных продуктов и услуг
На протяжении десятилетия журнал "Информационные ресурсы России" постоянно отслеживал состояние рынка информационных продуктов и услуг. Неоднократно отмечалось, что этот рынок достаточно разнообразен. Отдельные его сегменты, например, рынок правовой информации, развивались достаточно успешно. В последнее время была заметной деятельность в сфере цифровой картографической информации финансовой информации новостных потоков, в том числе в интернете. В то же время информационный рынок спустя десятилетие остается еще не вполне сформировавшимся и малорентабельным.
Информационная инфраструктура состоит как бы из трех контуров: сохранившиеся информационные потоки от организаций старого типа, новые информационные потоки рыночных структур, теневые информационные потоки. При решении многих рыночных задач предприятиям приходится использовать сведения из разных потоков и доступ к ним не всегда прост. Но ни один из потоков не представляет собой полноценный ресурс для информационной поддержки развития общества.
Существуют лишь отдельные продукты: локальные информационные системы, многочисленные интернет-сайты, часто с непроверенной информацией. Это существенно затрудняет формирование единой информационной системы предприятия, способной оказать действенную помощь в управлении бизнесом.
О рынке теневой информации уже много писалось в открытой печати, но, из-за неурегулированности информационных отношений в стране этот поток не иссякает. Сегодня по электронной почте регулярно приходят предложения от фирм или отдельных лиц содержащие весь набор официальных баз данных. Граждане России пока не осознают всей опасности такого свободного распространения информации о них самих их жилищах, паспортах, автомобилях и т.д.
Вполне закономерно, что традиционные службы научно-технической информации тяжело приспосабливались к нынешним экономическим реалиям. Ранее их деятельность была ориентирована на корпоративных клиентов. Но в 70-80-е годы сотрудникам информационных институтов не приходилось задумываться захотят ли предприятия или отдельные граждане покупать продукты их труда. Мало кто пытался выявить и удовлетворить потребности людей да еще минимизируя издержки. Производителям редко приходилось задумываться, как продать продукт своего труда поскольку они действовали в рамках соответствующих инструкций и нормативных документов вышестоящих органов.
Настоящий потребитель ресурсов научно-технического развития в рыночных условиях так и не появился. На протяжении всего десятилетия основная часть российских предприятий думала лишь о выживании. Им практически были не нужны информационные ресурсы научно-технического развития. Лишь в последнее время власти внятно заговорили о научной и промышленной политике. Стали появляться концепции развития отдельных отраслей в которых указывается на необходимость создания поддерживающей информационной инфраструктуры. Появилась надежда что создание и поддержание информационных ресурсов необходимых для развития разных сфер приобретет системный характер, а достоверность информации будет обеспечиваться соответствующими регламентами и законами.
Нынешнее состояние рынка во многом обусловлено сохраняющейся информационной закрытостью не только многих государственных структур (можно найти множество таких примеров в открытой печати), но и крупных корпоративных структур, которые не подошли еще к международным нормам "прозрачности" ведения бизнеса. Хотя отдельные примеры цивилизованного оформления крупного бизнеса уже проявилось, подавляющее большинство предприятий предпочитает оставаться в тени.
Достоверность деловой информации определяется, прежде всего, точностью сведений представляемых хозяйствующими субъектами. Стиль работы российского предпринимателя сложившийся в период первоначального накопления капитала приватизации акционирования практически не способствовал процессам сбора достоверной информации. Лишь немногие руководители фирм стремились точно рассказать о своем бизнесе с тем, чтобы найти подходящих партнеров.
Трудности со сбором информации приводили к снижению качества издаваемых продуктов. Упускалось множество мелких деталей, которые и придают определенную значимость информационному продукту.
Полноценное развитие информационного рынка сдерживалось также из-за недостаточного распространения в России подходящих недорогих информационных технологий, технологических и экономических барьеров, ограничивающих доступ массового пользователя к информационным ресурсам.
Что касается широких слоев населения то дальнейшее развитие средств и систем (в том числе мобильных), доступа в интернет, снижение тарифов использования информации в сети может избавить граждан от необходимости обращаться к сомнительным источникам информации. Но при условии, что в ближайшие годы действительно будет преодолена ведомственность и появятся информационные ресурсы, интегрирующие сведения из разных источников для решения определенных типов задач.
Информационные ресурсы России представляют собой огромный конгломерат информационных объектов значительно различающихся по содержанию организации используемым технологиям ценности. К сожалению, значительная часть этих ресурсов недостаточно приспособлена к использованию массовым пользователем и представляет собой информационное сырье. Задача состоит в том, чтобы организовать эффективный поиск исходных информационных ресурсов представляющих интерес, в том числе и для бизнеса и "доводку" этого сырья до уровня качественного информационного продукта. Однако в стране еще недостаточно развиты структуры специализирующиеся на такой работе.
Все указанные выше трудности развития информационного рынка фактически переносятся на те направления, которые связаны с развитием новой экономики в частности интернет - технологий. Успех дела связанного с обработкой разнообразных потоков цифровой информации зависит не столько от технологии как таковой (профессионалы доказали, что способны быстро осваивать новое) сколько от правильного сочетания элементов организации деловой практики и соответствующих им инструментов.
Иногда перспективы российской электронной коммерции связывают с ростом присутствия населения страны до уровня 10% от общего количества. Но в Москве фактически, уже достигнут, этот показатель. Следовательно, по нынешнему состоянию электронной розничной торговли в столице можно судить о восприимчивости новых информационных технологий массовой аудиторией. Общий же вывод сейчас таков: бизнес растет, но развивается недостаточными темпами, из-за низкой платежеспособности значительной части интернет - аудитории (школьники работники госучреждений да не слишком богатый малый бизнес).
Принципиальным моментом для развития интернет - бизнеса является выход в сеть всего множества корпоративных клиентов. Дело это добровольное и нужна серьезная мотивация для освоения предприятиями интернет - технологий. Традиционные информационные службы могли бы стать хорошим посредником для своих клиентов в деле освоения новых возможностей.
3. РАЗВИТИЕ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ И ИНФОРМАЦИОННОГО БИЗНЕСА
Сегодня во всех странах независимо от уровня экономического и социального развития происходит структурная перестройка, связанная с ростом информационного сектора экономики и соответственно влекущая за собой значительные социальные политические и культурные изменения в обществе.