ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3018
Скачиваний: 1
в) органы местного самоуправления - в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований.
Таким образом, договоры водопользования, в зависимости от принадлежности права собственности на водные объекты и наличия акта передачи осуществления отдельных полномочий субъектам РФ, от имени соответствующих публично-правовых образований могут заключать:
- Росводресурсы и территориальные органы;
- органы исполнительной власти субъектов РФ;
- органы местного самоуправления.
Статья 12. Договор водопользования
Комментарий к статье 12
В части 1 комментируемой статьи предусматривается предмет договора водопользования: исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить водопользователю водный объект или его часть на возмездной основе.
По договору водопользования, в силу ч. 1 ст. 11 ВК РФ, могут предоставляться только водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности. В ч. ч. 1 и 2 ст. 8 ВК РФ установлено, что водные объекты находятся в федеральной собственности, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу. Пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ и муниципальному образованию, находятся соответственно в собственности данных публично-правовых образований.
Важно, что в силу ВК РФ и Постановления Правительства РФ N 253 утверждено Положение о ведении Государственного водного реестра (далее - реестр). Реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований. В реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования. Ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации. Сведения, содержащиеся в реестре, относятся к государственным информационным ресурсам и носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа. Следует отметить Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра" <162> (далее - Постановление Правительства РФ N 253).
--------------------------------
<162> СЗ РФ. 2007. N 19. Ст. 2357.
На основании договоров водные объекты могут предоставляться в пользование только для строго определенных в ч. 1 ст. 11 ВК РФ целей:
- для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
- для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
- для использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии (см. комментарий к ч. 1 ст. 11 ВК РФ).
Сторонами договора водопользования являются: исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, действующий от имени соответствующего публично-правового образования, с одной стороны, и физическое или юридическое лицо (водопользователь), с другой.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ N 165, подготовку и заключение договора водопользования осуществляют:
а) Росводресурсы и территориальные органы - в отношении находящихся в федеральной собственности водохранилищ, перечень которых согласно ст. 26 ВК РФ утверждается Правительством РФ <163>, а также морей или их отдельных частей;
--------------------------------
<163> См.: распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 2054-р "Об утверждении Перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 2. Ст. 335.
б) органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на заключение договоров водопользования, - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, и водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов РФ, за исключением находящихся в федеральной собственности водохранилищ, перечень которых, согласно ст. 26 ВК РФ, утверждается Правительством РФ, морей или их отдельных частей;
в) органы местного самоуправления - в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований.
По договору водопользования передаются водные объекты или их части. Согласно ст. 1 ВК РФ, водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. При этом водный режим определяется как изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте.
Договор водопользования является возмездным.
В Постановлении Правительства РФ N 876 установлены ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности.
Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Переход права владения водным объектом подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 122-ФЗ. Государственная регистрация прав проводится на всей территории РФ по установленной федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы <164>, действующие в соответствующих регистрационных округах. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на водный объект может быть оспорено только в судебном порядке.
--------------------------------
<164> См.: Указ Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6366.
Важно, что в силу ВК РФ и Постановления Правительства РФ N 253 <165> утверждено Положение о ведении государственного водного реестра (далее - реестр). В реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования. Ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации. Ведение государственного водного реестра осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 253.
--------------------------------
<165> Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра" // СЗ РФ. 2007. N 19. Ст. 2357.
Сведения, содержащиеся в реестре, относятся к государственным информационным ресурсам и носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа. В связи с этим важно учесть, что договор водопользования признается заключенным только с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.
Согласно части 2 комментируемой статьи, положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, могут применяться к договору водопользования в части, не противоречащей ВК РФ и существу договора водопользования. Данное положение имеет следующие правовые аспекты, которые необходимо рассматривать в совокупности:
- по общему правилу положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, подлежат применению к договору водопользования при условии, что они не противоречат ВК РФ;
- в отдельных статьях ВК РФ могут устанавливаться иные правила, что исключает применение ГК РФ в этой части, урегулированной ВК РФ;
- обязательным условием применения норм ГК РФ к договору водопользования является отсутствие противоречия с существом договора водопользования.
Существо договора водопользования предопределено прежде всего положениями ВК РФ, свидетельствующими о значительной публичной составляющей, и направленностью законодательства на обеспечение приоритетности охраны водных объектов перед их использованием.
При применении ГК РФ к договору водопользования необходимо руководствоваться ст. ст. 606 - 625 (гл. 34 ГК РФ), которые устанавливают правовые основы договора аренды как наиболее близкого по своей конструкции соглашения к договору водопользования. В гл. 34 ГК РФ определены понятие, форма и существенные условия договора, права и обязанности сторон, ответственность сторон, правила изменения и расторжения договора.
В части 3 комментируемой статьи определен момент заключения договора водопользования.
Постановлением Правительства РФ N 253 утверждено Положение о ведении государственного водного реестра (далее - реестр). Реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах.
В реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования. При этом необходимо руководствоваться положениями Приказа МПР РФ от 22 августа 2007 г. N 216 "Об утверждении Правил оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования" <166> (далее - Приказ МПР N 216).
--------------------------------
<166> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. 8 октября. N 41.
Ведение реестра осуществляется Росводресурсами в соответствии с водным законодательством и законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации. Сведения, содержащиеся в реестре, относятся к государственным информационным ресурсам и носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа.
Важно, что в силу ст. 164 и п. 1 ст. 165 ГК РФ несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной. В связи с этим условием действительности договора водопользования является его регистрация в государственном водном реестре.
Статья 13. Содержание договора водопользования
Комментарий к статье 13
В части 1 комментируемой статьи предусматриваются условия, которые должны быть согласованы сторонами для придания соглашению юридической силы. Только при согласовании всех условий, названных в части 1 комментируемой статьи, договор водопользования может быть зарегистрирован в государственном водном реестре. Ведение государственного водного реестра осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 253.
Для действительности договора водопользования стороны должны включить в него следующие условия.
1.1. Сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование.
Постановлением Правительства РФ N 253 утверждено Положение о ведении государственного водного реестра (далее - реестр). Реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах. Ведение государственного водного реестра осуществляется Росводресурсами в соответствии с водным законодательством и законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Сведения из государственного водного реестра могут быть получены заинтересованными лицами в силу Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <167> (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ). Согласно ст. 8 Федерального закона N 149-ФЗ, физические и юридические лица вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных законом. Физическое лицо имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. При этом бесплатно предоставляется информация:
--------------------------------
<167> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.
1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;
2) затрагивающая права и установленные законодательством РФ обязанности заинтересованного лица;