ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3022
Скачиваний: 1
3.4. Забор (изъятие) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
Как установлено в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" <142>, пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
--------------------------------
<142> СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3649.
3.5. Забор (изъятие) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды).
Важно учесть, что согласно п. 2 Постановления Правительства РФ N 223 лимиты (предельные объемы) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта устанавливаются на период с 2010 по 2012 год и на период с 2013 по 2014 год с разбивкой по годам на основании сведений и предложений, представляемых в Росводресурсы территориальными органами, водохозяйственных балансов, сведений о водном объекте и водопользовании, в том числе содержащихся в государственном водном реестре и формах федерального государственного статистического наблюдения за использованием воды, сведений о заборе (изъятии) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков с учетом режима, состояния, физико-географических, морфометрических и других особенностей водного объекта.
3.6. Забор (изъятие) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств.
Постановлением Правительства РФ N 876 установлены ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, в том числе за использование акватории поверхностных водных объектов или их частей.
3.7. Воспроизводство водных биологических ресурсов.
Как установлено в ст. 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" <143> (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ), водные биологические ресурсы - это рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.
--------------------------------
<143> СЗ РФ. 2004. N 52 (часть 1). Ст. 5270.
В ст. 45 Федерального закона N 166-ФЗ установлено, что искусственное воспроизводство водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения осуществляется по договорам, заключаемым с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Порядок организации искусственного воспроизводства водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения устанавливается Правительством РФ. Следует отметить Постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. N 645 "Об утверждении Правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения" <144>.
--------------------------------
<144> СЗ РФ. 2008. N 35. Ст. 4041.
3.8. Проведение государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов.
Государственный мониторинг водных объектов осуществляется на основании ст. 30 ВК РФ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. N 219 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов" <145>. Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц.
--------------------------------
<145> СЗ РФ. 2007. N 16. Ст. 1921.
Государственный мониторинг водных объектов состоит из:
- мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
- мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон;
- мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр;
- наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и водоотведении.
3.9. Проведение геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ.
Как установлено в ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" <146> (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ):
--------------------------------
<146> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 2.
геодезия - это область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по определению фигуры, размеров, гравитационного поля Земли, координат точек земной поверхности и их изменений во времени;
картография - область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по изучению, созданию и использованию картографических произведений, главной частью которых являются картографические изображения.
К геодезическим и картографическим работам федерального назначения относится в том числе создание и обновление государственных топографических карт, а также проведение гидрографических работ (ст. 3 Федерального закона N 209-ФЗ).
3.10. Рыболовство, рыбоводство, охота.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 166-ФЗ, рыболовство - это деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных Федеральным законом N 166-ФЗ случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов. Рыбоводство (аквакультура) - это деятельность по содержанию и разведению, в том числе выращиванию, водных биоресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания и в предусмотренных Федеральным законом N 166-ФЗ случаях по добыче (вылову) данных водных биоресурсов.
Как установлено в ст. 41 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" <147>, отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются на основе указанного Федерального закона специальным федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты исходя из их статуса, численности, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции, составляется специально уполномоченным государственным органом РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и утверждается Правительством РФ.
--------------------------------
<147> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <148> (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), охота представляет собой деятельность, связанную с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. При этом под охотничьими ресурсами понимаются объекты животного мира, которые в силу Федерального закона N 209-ФЗ и (или) законов субъектов РФ используются или могут быть использованы в целях охоты.
--------------------------------
<148> СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3735.
3.11. Осуществление традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
В силу ст. 1 Федерального закона от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" <149> традиционное природопользование коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ - это исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ - это особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
--------------------------------
<149> СЗ РФ. 2001. N 20. Ст. 1972.
3.12. Санитарный, карантинный и другой контроль.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <150> (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания. Как установлено в ст. 2 Федерального закона N 52-ФЗ, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством в том числе контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
--------------------------------
<150> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.
Как установлено в п. 2 Постановления Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. N 569 "О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации" <151>, основными задачами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ являются профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения РФ, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, а также гигиеническое воспитание и обучение граждан.
--------------------------------
<151> СЗ РФ. 2005. N 39. Ст. 3953.
3.13. Охрана окружающей среды, в том числе водных объектов.
В силу ст. 1 Федерального закона N 7-ФЗ, окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.
Охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
3.14. Научные, учебные цели.
Как установлено в ст. 24 Федерального закона N 155-ФЗ, морские научные исследования во внутренних морских водах и в территориальном море - это фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере. Однако приведенное определение не распространяется на исследование, разведку, разработку (добычу) и охрану водных биологических ресурсов и других природных ресурсов и окружающей среды внутренних морских вод и территориального моря, а также обеспечение экологической безопасности, деятельность на особо охраняемых природных территориях и охрану памятников истории и культуры.
Морские научные исследования должны носить исключительно мирный характер, в том числе не создавать угрозу обороне и безопасности РФ.
Размещение и использование во внутренних морских водах, в территориальном море научно-исследовательских установок и оборудования любого типа в целях проведения морских научных исследований осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 155-ФЗ для проведения морских научных исследований. При этом данные установки и оборудование должны нести опознавательные знаки с указанием государства регистрации или компетентной международной организации, которой они принадлежат, а также иметь надлежащие, согласованные в международном порядке средства предупреждения для обеспечения безопасности морской и воздушной навигации с учетом норм и стандартов, установленных компетентными международными организациями.
3.15. Разведка и добыча полезных ископаемых, строительство трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек.
Следует отметить Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 6 июня 2003 г. N 69 "Об утверждении правил разработки месторождений теплоэнергетических вод" <152>. Правила устанавливают технические требования по составлению и реализации проектов по разработке месторождений теплоэнергетических вод, их охране от загрязнения, порчи и преждевременного истощения.
--------------------------------
<152> Российская газета. 2003. 19 июня. N 118.
Кроме того, следует назвать Постановление Правительства РФ от 26 января 2000 г. N 68 "Об утверждении Порядка прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации" <153>. Подводные кабели и трубопроводы могут прокладываться во внутренних морских водах и в территориальном море РФ для любых целей, если они не создают помехи мероприятиям по обеспечению охраны государственной границы и обороноспособности РФ, безопасности мореплавания на признанных морских путях, имеющих существенное значение для международного и национального судоходства, региональному геологическому изучению дна и недр, поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов или промыслу живых ресурсов, эксплуатации и ремонту ранее проложенных кабелей и трубопроводов, не затрагивают районы высокой рыбохозяйственной ценности.
--------------------------------
<153> СЗ РФ. 2000. N 5. Ст. 534.
3.16. Полив садовых, огородных, дачных земельных участков, ведение личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведение работ по уходу за сельскохозяйственными животными.
Как установлено в ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" <154>, личное подсобное хозяйство представляет собой форму непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
--------------------------------
<154> СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2881.
Необходимо отметить, что в ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" установлены определения:
садовый земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений);
огородный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории);