Файл: АПК_комм_Рыжаков_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4016

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6. В соответствии со ст. 31 Основ законодательства РФ о культуре судебная власти в Российской Федерации выступает одним из гарантов прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищает эти права и свободы посредством пресечения посягательств на права и свободы в области культуры <8>.

--------------------------------

<8> См.: письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 февраля 1993 г. N С-8/ОСЗ-67 "О некоторых вопросах деятельности арбитражных судов в связи с принятием Основ законодательства РФ о культуре".


7. Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности для арбитражных судов как одной из ветвей власти заключается в повышении эффективности правосудия <9>.

--------------------------------

<9> См.: информационно-методическое письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 апреля 1997 г. N 6 "О деятельности арбитражных судов по предупреждению правонарушений в сфере экономики" // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1997. N 5.


8. В целях решения задач арбитражного судопроизводства, а также создания условий для более полного осуществления конституционного права на судебную защиту, наряду с первой и апелляционной инстанциями в АПК РФ предусмотрены кассационная и надзорная инстанции <10>.

--------------------------------

<10> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 3 февраля 1998 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности статей 180, 181, пункта 3 части 1 статьи 187 и статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. N 3.


9. Законное и обоснованное решение (определение, постановление) арбитражного суда является важнейшим средством реализации задачи арбитражного процесса по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан.

10. Деятельность судов по осуществлению правосудия должна всемерно содействовать решению экономических и социальных задач, обеспечивать защиту прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Несоблюдение процессуальных норм ведет к нарушению прав сторон и других лиц, участвующих в деле, к пересмотру принятых решений и волоките.

11. Неуклонное соблюдение судами арбитражного процессуального законодательства обеспечивает правильное и своевременное рассмотрение и разрешение по существу гражданских дел, защиту прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан, способствует укреплению законности и предупреждению правонарушений.

12. Судьи арбитражных судов должны обеспечить высокую культуру и образцовый порядок при исполнении своих обязанностей <11>.

--------------------------------

<11> См.: информационно-методическое письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 апреля 1997 г. N 6 "О деятельности арбитражных судов по предупреждению правонарушений в сфере экономики" // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1997. N 5.



13. Суды не вправе оставлять без реагирования установленные при рассмотрении арбитражных дел факты бюрократизма, бесхозяйственности, разбазаривания имущества, а также другие правонарушения и недостатки в деятельности предприятий, учреждений, организаций и отдельных должностных лиц, оказывающие отрицательное влияние на состояние законности <12>.

--------------------------------

<12> По аналогии с толкованием гражданско-процессуального института. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 сентября 1987 г. N 5 "О повышении роли судов в выполнении требований закона, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений и других правонарушений" // Сборник Постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М.: Спарк, 1997. С. 445.


14. Смотрите также комментарий к ст. ст. 4, 7, 11, 52, 154, 157, 158, 170, 266, 305, 311 АПК РФ.


Статья 3. Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах


Комментарий к статье 3


1. Порядок производства по гражданским делам на территории Российской Федерации определяется только законами.

2. К числу законов, в которых содержатся арбитражно-процессуальные нормы, относятся: Конституция РФ, АПК РФ, Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <13>, Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <14> и некоторые другие законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы) РФ (РСФСР).

--------------------------------

<13> См.: Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

<14> См.: Собрание законодательства РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.


3. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судьям (судам) при осуществлении арбитражного процесса следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего арбитражно-процессуальные правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

4. Арбитражный суд, принимая решения по делу, должен применять непосредственно Конституцию РФ, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего те или иные положения;

б) когда суд придет к выводу, что нормативный акт, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ.


5. В случаях, когда статья Конституции РФ является отсылочной, суд при производстве арбитражно-процессуальной деятельности должен применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.

6. В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, судья, стороны, как и любой гражданин, принимающий участие в арбитражном процессе, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, обращаются в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со ст. ст. 36, 38, 101 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <15> может быть сделан вышеуказанными субъектами арбитражного процесса в ходе подготовки дела к судебному разбирательству и судебного разбирательства и на любой иной стадии рассмотрения дела.

--------------------------------

<15> См.: Собрание законодательства РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.


7. Нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению арбитражными судами при принятии решений по конкретным гражданским делам, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ) <16>, но арбитражно-процессуальных норм в себе не содержат.

--------------------------------

<16> Такой вывод можно сделать по аналогии после анализа Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М.: Спарк, 1997. С. 529 - 530).


8. Иногда вопросы, связанные с принятием процессуального решения, могут быть урегулированы Постановлением Государственной Думы. Между тем, если положения АПК РФ (или другого закона) отличаются от требований, изложенных в Постановлении Государственной Думы, действует статья закона. Постановление Государственной Думы не является законом и, следовательно, оно не может иметь перед законом преимущественного значения <17>.

--------------------------------

<17> По аналогии с толкованием гражданско-процессуального института. См.: Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 11 марта 1994 г. по делу Лукьянова А.И. и др. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 5. С. 12.


9. Согласно Федеральному конституционному закону "Об арбитражных судах в Российской Федерации" Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии со своими полномочиями рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации. Информационные письма Президиума не носят обязательного характера для арбитражных судов и иных государственных органов Российской Федерации <18>.


--------------------------------

<18> См.: письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 октября 1996 г. N ОУ-30/1-533 // Экономика и жизнь. 1997. N 4.


10. Судам при осуществлении арбитражного процесса надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах, и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

11. Суд не вправе применять нормы закона, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации <19>.

--------------------------------

<19> Такой вывод можно сделать по аналогии после анализа Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 531).


12. Арбитражный суд применяет вступившие в силу и должным образом доведенные до всеобщего сведения международные договоры Российской Федерации - международно-правовые соглашения, заключенные Российской Федерацией с иностранным(-и) государством(-ами) либо с международной организацией в письменной форме независимо от того, содержатся такие соглашения в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования <20>.

--------------------------------

<20> По аналогии с толкованием ранее действовавших арбитражно-процессуальных норм. См.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса" // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1999. N 8.


13. Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти (уполномоченных организаций) выражает согласие на обязательность для нее международного договора путем: подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны (ст. 6 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" <21>).

--------------------------------


<21> См.: Собрание законодательства РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.


14. В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора <22>.

--------------------------------

<22> По аналогии с толкованием гражданско-процессуального института. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 531.


15. Если арбитражным процессуальным законом не урегулирован порядок производства (оформления и др.) какого-либо непосредственно связанного с арбитражным процессом или даже названного в АПК РФ действия (решения), допустимо использование арбитражно-процессуальной нормы, регулирующей производство наиболее сходного с ним случая.

16. В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина <23>.

--------------------------------

<23> Такой вывод можно сделать по аналогии после анализа Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 531).


17. Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" <24> и Указами Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. N 662 "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов" и от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

--------------------------------

<24> См.: Собрание законодательства РФ. 1994. N 8. Ст. 801.


18. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.