Файл: АПК_комм_Крашенинников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5935

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали соглашению сторон или федеральному закону (для внутреннего третейского разбирательства - положениям ст. 8, 10, 11 или 19 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации"; для международного коммерческого арбитража - ст. 11, 12, 18, 19 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже").

Нарушение соглашения сторон будет являться основанием для отмены решения третейского суда, если только такое соглашение не противоречит императивным требованиям специального третейского законодательства, от которого стороны не могут отступать. Более того, нарушение по своему характеру должно быть настолько существенным, чтобы в его результате был искажен нормальный ход третейского разбирательства, повлекший ущемление права на справедливое рассмотрение спора.

3. Арбитражный суд отменяет решение третейского суда по своей инициативе, если установит, что:

1) спор (его объект), рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", ч. 2 ст. 1 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже". Арбитражный суд удовлетворяет заявление об отмене решения третейского суда, если установит, что решение касается вопросов, входящих в исключительную компетенцию арбитражных судов в Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 28 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 96.


По данному основанию арбитражный суд отменяет решение третейского суда в случае, если между сторонами не было вообще заключено арбитражного соглашения (дело неподведомственно третейскому суду), а также в части, касающейся лица, не участвующего в третейском разбирательстве, о правах и обязанностях которого было принято решение <1>;

--------------------------------

<1> См., например: п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 96.


2) решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права (противоречит публичному порядку Российской Федерации). Действующее законодательство не содержит перечня таких принципов, что вполне объяснимо. Квалификация тех или иных обстоятельств в качестве нарушений основополагающих принципов российской правовой системы должна осуществляться арбитражным судом в ходе рассмотрения дела самостоятельно, с учетом существенности самого нарушения для сохранения баланса прав и обязанностей участников правоотношений. Именно поэтому арбитражный суд не может ограничиться простым указанием на нарушение, а при вынесении определения об отмене решения третейского суда должен указать, нарушения каких именно основных принципов российского законодательства были допущены третейским судом <1>.


--------------------------------

<1> Постановление ФАС Поволжского округа от 19 февраля 2004 г. N А06-1779У-4/03.


В судебной практике постепенно формируется общий подход к применению норм комментируемой статьи. Так, под нарушением публичного порядка понимается покушение на основы правопорядка или нравственности конкретного общества <1>, равенство участников гражданских отношений, неприкосновенность собственности, основы судебной защиты гражданских прав <2>, ряд иных обстоятельств (см. комментарий к ст. 239 АПК РФ). Арбитражный суд отменяет решение третейского суда в случае, если решение основано на подложных документах <3>. Очевидно, что в большинстве случаев речь идет о наиболее общих правовых нормах, формирующих каркас правовой системы. Именно поэтому не могут в рассматриваемом качестве квалифицироваться нарушения специальных норм без их органической связи с основами правового положения участников гражданского оборота.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Московского округа от 29 сентября 2004 г. N КГ-А40/7948-04.

<2> Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11 мая 2006 г. N Ф04-1509/2006(22253-А27-9), от 7 июля 2003 N Ф04/3111-1039/А45-2003.

<3> Пункт 30 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 96.


4. Решение международного коммерческого арбитража может быть отменено арбитражным судом по основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации и Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже". Для оценки арбитражных решений, вынесенных на территории РФ, применяется ч. 2 ст. 34 данного Закона РФ. Указанные в ней основания совпадают со ст. 233 АПК РФ.

Перечень оснований для отмены в порядке, предусмотренном настоящим параграфом гл. 30 АПК РФ, иностранного арбитражного решения, при принятии которого применены нормы законодательства РФ (ч. 5 ст. 230 АПК РФ), определяется международными договорами Российской Федерации, в частности Европейской конвенцией о внешнеторговом арбитраже 1961 г., и может отличаться от ст. 233 АПК РФ. В ст. IX данной Конвенции, например, нарушение публичного порядка не указывается в качестве основания для отмены решения. Арбитражный суд в этом случае применяет нормы Конвенции <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Постановление ФАС Центрального округа от 2 сентября 2003 г. N А08-7941/02-18.


Статья 234. Определение арбитражного суда по делу об оспаривании решения третейского суда


Комментарий к статье 234


1. По итогам рассмотрения заявления об отмене решения третейского суда арбитражный суд выносит постановление в форме определения об отмене решения третейского суда полностью или в части либо об отказе в удовлетворении требования заявителя полностью или в части по правилам, установленным для принятия решения. Так, в определении должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу итогового вывода по делу; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии определения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле. Особенности содержания мотивировочной и резолютивной частей определения содержатся в ч. 2 комментируемой статьи.


2. В ч. 4 ст. 234 АПК РФ, ст. 43 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" определены правовые последствия отмены решения третейского суда. В случае его отмены арбитражным судом любая из сторон вправе в соответствии с третейским соглашением повторно обратиться в третейский суд. Арбитражное решение как результат юрисдикционной деятельности третейского суда, вынесенное с нарушением норм законодательства, не лишает действительное третейское соглашение юридической силы, поэтому отказ от повторного рассмотрения дела в третейском суде возможен только при условии его расторжения по воле сторон.

Однако в случае, если решение третейского суда отменено полностью или частично вследствие недействительности третейского соглашения или потому, что решение принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, не охватываемым третейским соглашением, соответствующий спор дальнейшему рассмотрению в третейском суде не подлежит, а стороны третейского разбирательства могут обратиться за разрешением такого спора в суд или в арбитражный суд по общим правилам подведомственности. См. также комментарий к ст. 240 АПК РФ.

3. Законодатель прямо установил порядок обжалования определений, вынесенных в рамках дела об оспаривании решения третейского суда, в кассационную инстанцию вне зависимости от характера принятого судебного акта <1>.

--------------------------------

<1> Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 15 июля 2004 г. N Ф08-3161/2004; ФАС Уральского округа от 21 февраля 2006 г. N Ф09-768/06-С6 и др.


Статья 235. Рассмотрение заявления по вопросу компетенции третейского суда


Комментарий к статье 235


1. В комментируемой статье определяются правила рассмотрения заявлений об отмене постановлений третейских судов (международных коммерческих арбитражей), вынесенных в рамках реализации принципа "компетенции-компетенции". В соответствии с данным принципом (ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации"; ч. 1 и 3 ст. 16 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже") третейский суд (арбитраж) самостоятельно решает вопрос о наличии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор. Принцип "компетенции-компетенции" препятствует рассмотрению арбитражным судом вопроса о компетенции третейского суда до того момента, пока об этом не принято решение арбитрами, ограничивая контрольную функцию государственных юрисдикционных органов (правило хронологического приоритета). Вывод арбитров по вопросу о своей компетенции оформляется решением (предварительного характера) либо определением. Вне зависимости от вида вынесенного постановления оно может стать предметом судебной проверки.

В Российской Федерации принцип "компетенции-компетенции" широко применяется государственными судами. Так, например, в ряде постановлений подчеркивается, что вопросы об определении компетенции третейского суда не относятся к подведомственности арбитражного суда <1>.


--------------------------------

<1> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 ноября 2002 г. по делу N А56-20905/2002.


2. В соответствии с ч. 3 ст. 16 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже", п. 3 ст. V Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г. любая из сторон третейского разбирательства может обратиться в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления третейского суда предварительного характера о наличии у него компетенции на рассмотрение спора. Такое заявление подается в течение 30 дней после получения стороной самого постановления или уведомления о его вынесении, поэтому к нему прилагаются копия акта третейского суда, доказательства времени его получения.

Заявление об отмене постановления третейского суда предварительного характера о наличии у него компетенции оплачивается государственной пошлиной в размере, предусмотренном п. 10 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ (1 тыс. руб.).

3. Заявление об отмене решения третейского суда рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий одного месяца со дня его поступления в арбитражный суд. Стороны третейского разбирательства извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием для рассмотрения дела. По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд выносит определение об отмене постановления третейского суда о наличии у него компетенции или об отказе в удовлетворении требования заявителя. В соответствии с ч. 3 ст. 16 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" такое определение не подлежит обжалованию.

4. По правилам ст. 235 АПК РФ обжалуются решения (постановления) международных коммерческих арбитражей о пропуске срока на заявление возражений по поводу компетенции на рассмотрение спора, указанные в п. 2 ст. V Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г.


§ 2. Производство по делам о выдаче исполнительного

листа на принудительное исполнение решения

третейского суда


Статья 236. Выдача исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда


Комментарий к статье 236


1. Порядок и сроки добровольного исполнение решения третейского суда устанавливаются арбитрами и фиксируются в содержании самого решения, в противном случае арбитражное решение подлежит немедленному исполнению (ч. 1 и 2 ст. 44 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации"). Если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению, которое осуществляется по правилам исполнительного производства, действующим на момент исполнения, на основе выданного арбитражным судом исполнительного листа (ст. 45 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации").

Объектами принудительного исполнения являются:


- окончательное решение по существу, вынесенное третейским судом или международным коммерческим арбитражем на территории Российской Федерации;

- постановление третейского суда (международного коммерческого арбитража) об утверждении мирового соглашения, вынесенное в форме решения (арбитражное решение на согласованных условиях, предусмотренное ст. 30 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже");

- решение международного коммерческого арбитража о применении обеспечительных мер в отношении рассматриваемого им иска в соответствии со ст. 17 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже".

В арбитражном суде не может быть рассмотрено дело о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение арбитражного решения о признании права, поскольку возможность его принудительного исполнения не предусмотрена АПК РФ и законодательством об исполнительном производстве <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Постановление ФАС Уральского округа от 17 ноября 2004 г. N Ф09-3823/04-ГК.


2. При определении круга дел, подведомственных арбитражному суду, следует иметь в виду, что по правилам, установленным гл. 30 АПК РФ, рассматриваются дела о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда по спору, возникшему из гражданских правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом арбитражный суд компетентен рассматривать заявления о принудительном исполнении решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей и в тех случаях, когда такие решения приняты о правах и обязанностях физических лиц <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 96.


Вопрос рассматривается арбитражным судом по заявлению стороны третейского разбирательства, в пользу которой принято решение третейского суда.

3. Подсудность дела о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда определяется по месту нахождения (жительства) должника либо, если таковое неизвестно, по месту нахождения имущества должника - стороны третейского разбирательства. Арбитражный суд, в который одновременно поданы заявление об отмене решения и заявление о выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение, может объединить дела по таким заявлениям <1>. В этом случае обязанности по доказыванию распределяются по общим правилам, указанным в ст. 233 и 239 АПК РФ.

--------------------------------

<1> Там же. П. 13.


4. Срок на подачу заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейских судов - не позднее трех лет со дня окончания срока для добровольного исполнения решения третейского суда (ч. 4 ст. 45 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации"). Арбитражный суд вправе восстановить срок на подачу заявления о выдаче исполнительного листа по правилам ст. 117 АПК РФ, если найдет причины пропуска указанного срока уважительными.