Файл: АПК_комм_Крашенинников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5930

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- сторона, против которой вынесено решение, не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве или по другим причинам не могла представить свои объяснения;

- решение вынесено по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения, с тем, однако, что если постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением, то та часть арбитражного решения, в которой содержатся постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением, может быть признана и приведена в исполнение;

- состав третейского суда или арбитражная процедура не соответствовали соглашению сторон или в отсутствие такового - ст. 11, 12, 18, 19 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже";

- решение еще не стало обязательным для сторон, или было отменено, или его исполнение было приостановлено судом страны, в которой или в соответствии с законом которой оно было вынесено.

Кроме того, арбитражный суд отказывает в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение арбитражного решения, если ex officio найдет, что:

- объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже";

- признание и приведение в исполнение этого арбитражного решения (в том числе последствия исполнения) противоречат публичному порядку Российской Федерации (см. соответствующие комментарии к предыдущему разделу и к ст. 233 АПК РФ).


Статья 240. Определение арбитражного суда по делу о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда


Комментарий к статье 240


1. По итогам рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа арбитражный суд выносит постановление в форме определения о выдаче исполнительного листа либо об отказе в его выдаче по правилам, установленным для принятия решения. Так, в определении должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу итогового вывода по делу; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии определения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле <1>. Особенности содержания мотивировочной и резолютивной частей определения содержатся в ч. 2 комментируемой статьи.


--------------------------------

<1> См., например: Постановление ФАС Московского округа от 5 июля 2004 г. N КГ-А40/5439-04.


2. Определение о выдаче исполнительного листа подлежит немедленному исполнению (ч. 8 ст. 45 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации"), однако при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения третейского суда, арбитражный суд вправе отсрочить исполнение определения о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения (до момента отпадения таких обстоятельств) <1>. При этом следует иметь в виду, что шестимесячный срок на предъявление исполнительного листа на принудительное исполнение арбитражного решения к исполнению, установленный п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве", начинает исчисляться с момента окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке его исполнения.

--------------------------------

<1> Пункт 32 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 96.


3. Комментируемая статья определяет правовые последствия вынесения определения об отказе в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Если такой отказ был вызван недействительностью соглашения о третейском разбирательстве либо тем обстоятельством, что третейский суд вышел за пределы такого соглашения, превысил свою компетенцию, разрешил спор сторон, в отношении которого не было заключено арбитражное соглашение (решение принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением, не подпадает под условия третейского соглашения, содержит постановления по вопросам, не охватываемым третейским соглашением), стороны третейского разбирательства могут обратиться за разрешением спора в суд или в арбитражный суд по общим правилам подведомственности.

В иных случаях третейское соглашение сохраняет свой дерогационный эффект и применяется при определении подведомственности дела по спору сторон. Дефектное арбитражное решение не лишает действительное третейское соглашение юридической силы, поэтому отказ от повторного рассмотрения дела в третейском суде возможен только при условии его расторжения по воле сторон. Именно поэтому отказ в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда не является препятствием для повторного обращения в третейский суд.


Глава 31. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ПРИЗНАНИИ

И ПРИВЕДЕНИИ В ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ИНОСТРАННЫХ СУДОВ

И ИНОСТРАННЫХ АРБИТРАЖНЫХ РЕШЕНИЙ


Статья 241. Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений


Комментарий к статье 241


1. Российская Федерация обладает исключительным правом на осуществление юрисдикции в пределах своей территории. Его реализация осуществляется государственными судами посредством отправления правосудия и вынесения обязательных решений, а также иными органами (например, третейскими судами), которым соответствующие полномочия делегируются специальным законодательством. Исполнение на территории России актов иностранных юрисдикционных органов допускается только в пределах, определенных самим государством в нормах законодательства и международных договоров, через признание за такими актами юридической силы и выражение согласия на использование механизма принудительного исполнения (выдачу исполнительного листа). Институт признания означает, что государство выражает свое согласие с тем, что данный акт способен породить юридические последствия в пределах его юрисдикции. Принудительное исполнение решения должно потребовать от государства санкционирования приведения в действие государственного механизма принуждения органов, должностных лиц, национальных субъектов права вообще по реализации обусловленных решением мер <1>.


--------------------------------

<1> См.: Ануфриева Л.П. Международное частное право: В 3 т. Т. 3. Трансграничные банкротства. Международный коммерческий арбитраж. Международный гражданский процесс. М.: БЕК, 2001. С. 380.


2. Решения судов иностранных государств, иностранных международных коммерческих арбитражей признаются и приводятся в исполнение арбитражными судами в случаях, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрены международным договором РФ. В то же время отсутствие международного договора не может служить основанием для отказа в рассмотрении арбитражным судом РФ самого ходатайства заинтересованного лица о признании и исполнении решения иностранного суда <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Московского округа от 2 декабря 2002 г. N КГ-А40/7813-02.


Международным договором, в том числе двусторонними соглашениями о правовой помощи, могут быть предусмотрены иные правила. Так, в соответствии с Киевским соглашением 1992 г. решения, вынесенные компетентными судами одного государства - участника Содружества Независимых Государств, подлежат исполнению на территории других государств-участников органами, назначенными судом либо определенными законодательством этого государства (ст. 7). Принудительное исполнение решения в Российской Федерации производится органами Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России по ходатайству заинтересованной стороны, к которому прилагаются должным образом заверенная копия решения, о принудительном исполнении которого возбуждено ходатайство; официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это не видно из текста самого решения; доказательства извещения другой стороны о процессе (по итогам которого было вынесено решение); исполнительный документ.

В этом случае арбитражным судам будут подведомственны только дела об отказе в приведении в исполнение решений, возбуждаемые по заявлению стороны, против которой оно направлено. Не пересматривая решение иностранного суда по существу, арбитражный суд может вынести определение об отказе в его принудительном исполнении только в случаях, если обратившаяся с заявлением сторона (должник) представит доказательства того, что (ст. 9 Киевского соглашения):

а) судом запрашиваемого государства - участника СНГ ранее вынесено вступившее в силу решение по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;

б) имеется признанное решение компетентного суда третьего государства - участника СНГ либо государства, не являющегося членом Содружества, по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;

в) спор в соответствии с правилами Киевского соглашения 1992 г. разрешен некомпетентным судом;

г) другая сторона не была извещена о процессе;

д) истек трехгодичный срок давности предъявления решения к принудительному исполнению.


В остальном рассмотрение арбитражным судом заявления производится по правилам гл. 31 АПК РФ.

3. Под решением суда иностранного государства, которое может быть приведено в исполнение в Российской Федерации, следует понимать судебный акт, вынесенный по существу спора или дела. Законодательство не предусматривает возможности приведения в исполнение иных, помимо решений, актов судов иностранных государств, принятых ими до или после рассмотрения спора по существу <1>, в том числе определений <2>, определений об обеспечении иска <3>. Кроме того, объектом признания и приведения в исполнение могут быть как иностранное арбитражное решение по существу спора, так и иные акты международных коммерческих арбитражей (о применении обеспечительных мер, об утверждении мирового соглашения - решение на согласованных условиях и др.), вынесенные в форме решения (award).

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 7 февраля 2005 г. N Ф08-45/2005.

<2> Постановления ФАС Северо-Западного округа от 29 сентября 2005 г. N А56-7455/00, от 31 марта 2005 г. N А56-37173/04.

<3> Постановления ФАС Московского округа от 26 февраля 2004 г. N КГ-А40/7235-03; ФАС Северо-Западного округа от 16 декабря 2004 г. N А56-15343/04.


Арбитражным судам также подведомственны дела по заявлениям о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, в том числе и те, сторонами в которых выступают физические лица.

4. Субъектом права на подачу заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения является сторона в споре, рассмотренном иностранным судом, или сторона третейского разбирательства, в пользу которой рассматриваемое решение было вынесено (взыскатель).


Статья 242. Заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения


Комментарий к статье 242


1. Территориальная подсудность дела по заявлению о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения определяется местом нахождения или местом жительства должника либо, если таковое неизвестно, местом нахождения имущества должника.

2. В ч. 2 комментируемой статьи определены требования к содержанию заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения. Следует обратить внимание на то, что, приводя сведения об иностранном арбитражном решении, о признании и приведении в исполнение которых ходатайствует взыскатель, необходимо указать место вынесения такого решения, поскольку место нахождения международного коммерческого арбитража не всегда определяет место вынесения решения. Кроме того, необходимо отразить, является ли для сторон вынесенное решение окончательным и вступившим в законную силу, ставился ли перед компетентным органом страны, где оно было вынесено, или страны, закон которой применяется, вопрос об отмене или приостановлении такого решения, и если ставился, то каков был результат его проверки. Для подтверждения этих обстоятельств могут потребоваться регламент, по которому проводилось разбирательство дела (см. также комментарий к ст. 231 АПК РФ), копии обращений к компетентным властям страны - места арбитража и их ответы.


3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи к заявлению прилагаются документы, подтверждающие отсутствие обстоятельств, могущих послужить основанием для отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда (п. 2, 3 ч. 3 ст. 242 АПК РФ). Без их исследования арбитражный суд не в состоянии будет сделать однозначный вывод о возможности выдачи экзекватуры, поэтому требование об их представлении уже на этапе возбуждения производства по делу отвечает принципу процессуальной экономии.

4. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения, данный в ч. 4 комментируемой статьи, совпадает с требованиями ст. IV Нью-Йоркской конвенции 1958 г. Данная Конвенция допускает заверение перевода арбитражного решения и арбитражного соглашения на русский язык официальным (присяжным) переводчиком или дипломатическим (консульским) учреждением.

5. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ размер государственной пошлины по делам данной категории дел составляет 1 тыс. руб.

6. О порядке удостоверения документов, указанных в комментируемой статье, см. комментарий к ст. 255 АПК РФ.

7. Лицо, подавшее заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения, вправе отказаться от заявленного требования до принятия определения, которым завершается рассмотрение такого заявления (в том числе в связи с намерением заключить мировое соглашение). В этом случае арбитражный суд прекращает производство по заявлению <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 17 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 96.


Вопрос о процессуальных последствиях непредставления необходимых документов подлежит разрешению по аналогии на основании положений АПК РФ о производстве в арбитражном суде первой инстанции. Арбитражный суд оставляет заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда без движения и устанавливает срок для представления документов. В случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, не устранены, заявление возвращается. Определение о возвращении обжалуется в суд кассационной инстанции.


Статья 243. Порядок рассмотрения заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения


Комментарий к статье 243


1. По общему правилу рассмотрение заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения осуществляется судьей единолично в месячный срок (включая подготовку) в судебном заседании с вызовом сторон. В процессе рассмотрения дела арбитражный суд не вправе пересматривать решение иностранного суда по существу, он лишь устанавливает наличие или отсутствие оснований для признания и приведения в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения, предусмотренных ст. 244 АПК РФ, нормами международных договоров, в соответствии с установленной законом схемой распределения обязанности по доказыванию.