Файл: АПК_комм_Крашенинников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5955

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следовательно, прокурор наделен правом оспаривания лишь тех сделок, которые совершены перечисленными в ч. 1 ст. 52 АПК РФ субъектами.

Практически во всех случаях прокурор защищает государственный интерес, хотя в законе отсутствует положение о защите государственного интереса.

АПК 2002 г. предусматривает в качестве общего правила то, что заинтересованное лицо вправе самостоятельно обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном данным Кодексом (ч. 1 ст. 4). Следовательно, оспариваемая заявителем ч. 1 ст. 52 АПК, содержащая перечень дел, инициируемых прокурором в суде, не исключает право заинтересованного лица на судебную защиту путем самостоятельного обращения в арбитражный суд и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя <1>.

--------------------------------

<1> Определение Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2004 г. N 409-О.


Следует особо подчеркнуть, что ст. 52 АПК РФ предусматривает участие прокурора в арбитражном процессе для защиты чужих интересов. Если же прокуратура является стороной спорного правоотношения, то в суде прокуратура будет выступать стороной в процессе.

4. Для прокурорской системы характерно единоначалие и иерархичность в организации и деятельности, именно этим обусловлено правило, согласно которому в суд субъекта РФ может обратиться лишь прокурор соответствующего уровня - прокурор субъекта РФ или его заместитель и приравненные к ним прокуроры или их заместители. Соответственно, обращение в Высший Арбитражный Суд РФ направляет Генеральный прокурор РФ или заместитель Генерального прокурора РФ.

В соответствии с этим правилом исковые заявления (заявления) в арбитражный суд субъекта РФ подписывает прокурор субъекта РФ или его заместитель. В рассмотрении дела участвует работник прокуратуры соответствующего уровня (в этом смысле термин "прокурор" применим в отношении любого работника прокуратуры соответствующего уровня). Чаще всего в процессе участвуют заместители, помощники прокурора, начальники управлений или отделов прокуратуры субъекта РФ, специализирующиеся на участии в гражданском судопроизводстве.

Практика некоторых арбитражных судов свидетельствовала о том, что отдельные судьи требовали от прокуроров, участвующих в заседаниях по рассмотрению дел, возбужденных по искам прокуроров, представления доверенности руководителя соответствующей прокуратуры. В связи с этим Высший Арбитражный Суд РФ дал разъяснение, согласно которому в заседании арбитражного суда субъекта РФ (в первой и апелляционной инстанциях) могут участвовать на основании служебного удостоверения прокурор субъекта РФ или заместитель прокурора субъекта РФ, предъявившие иск, старший помощник, помощник прокурора, старший прокурор, прокурор управления, отдела. Если прокурором предъявлен иск в арбитражный суд другого субъекта РФ, то указанный прокурор извещает соответствующего прокурора и уведомляет об этом арбитражный суд. На основании такого извещения и служебного удостоверения указанные выше прокуроры участвуют в заседании. В заседании федерального арбитражного суда округа при рассмотрении кассационной жалобы на судебный акт, принятый по иску, предъявленному прокурором, участвуют прокурор, предъявивший иск, или прокурор субъекта РФ по месту нахождения федерального арбитражного суда округа либо вышеуказанные работники этих прокуратур <1>.


--------------------------------

<1> Письмо ВАС РФ от 9 июля 1996 г. N С1-7/ОП-403 "О документах, подтверждающих полномочия прокуроров на участие в заседании арбитражного суда по рассмотрению дел, возбужденных по искам прокуроров".


5. Согласно ч. 3 ст. 52 АПК РФ прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца. В случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 52 АПК РФ, прокурор (и прокуратура) не является участником спорных материально-правовых правоотношений, поэтому не выступает истцом по делу, в науке его часто называют квазиистцом, процессуальным истцом. По процессуальному положению прокурор приравнивается к истцу, но в действительности им не является.

Поскольку прокурор в силу ст. 40 АПК РФ - лицо, участвующее в деле, он обладает всеми правами, перечисленными в ст. 41 Кодекса. Исходя из того что закон приравнивает процессуальные права прокурора к процессуальным правам истца, на него распространяются и процессуальные права, которыми обладает исключительно истец: отказ от иска полностью или в части, изменение предмета и основания иска, увеличение или уменьшение исковых требований. Однако следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 139 АПК РФ прокурор не вправе заключать мировое соглашение. Это право принадлежит исключительно сторонам.

Согласно ч. 4 ст. 52 АПК РФ реализация права прокурора на отказ от иска также имеет свои особенности. Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.

6. Согласно ч. 5 ст. 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд по делам, перечисленным в ч. 1 этой же статьи Кодекса. По указанным делам прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле. Здесь же следует привести разъяснение, данное Высшим Арбитражным Судом РФ об участии прокурора по делам, связанным с признанием ненормативного правового акта недействительным и требованием о возмещении вреда, основанным на ст. 1069 ГК РФ, которые могут быть соединены в одном исковом заявлении. Прокурор, вступивший в дело в соответствии с ч. 5 ст. 52 АПК РФ, имеет процессуальные права и обязанности лица, участвующего в деле, как в части рассмотрения требования о признании ненормативного правового акта недействительным, так и в части рассмотрения требования о возмещении вреда, причиненного изданием такого акта <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 9 информационного письма Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2005 г. N 99.


Согласно информационному письму Генеральной прокуратуры РФ от 22 августа 2002 г. N 38-15-02 "О некоторых вопросах участия прокуроров в арбитражном процессе, связанных с принятием и введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" в соответствии с ч. 5 ст. 52 АПК РФ "прокурор вправе вступить в дела, указанные в ч. 1 ст. 52 АПК РФ и возбужденные по искам (заявлениям) иных лиц, на любой стадии арбитражного процесса (при рассмотрении дела судами первой, апелляционной и кассационной инстанций). Вступление прокуроров в процесс, инициированный иными лицами, имеет целью обеспечение законности. С учетом этого решение о вступлении в дело в порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ должен принимать прокурор субъекта Федерации или его заместитель как по собственной инициативе, так и по ходатайству лиц, участвующих в деле, о чем он направляет в арбитражный суд соответствующее заявление. С учетом... отсутствия у Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей права истребования дела из арбитражного суда при решении вопроса о направлении представления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации прокурорам субъектов Российской Федерации необходимо принять меры к тщательному и полному формированию надзорных производств по своим искам и по делам с их участием с приобщением копий документов, направленных в суд лицами, участвующими в деле, копий судебных актов, вынесенных по этим делам арбитражным судом, и т.д., имея в виду, что именно эти материалы будут являться основанием для принятия решения в Генеральной прокуратуре Российской Федерации о направлении представления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации".


В случаях, когда прокурор не участвовал в рассмотрении дела в суде первой инстанции, по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, он вправе вступить в дело при его рассмотрении судом апелляционной или кассационной инстанции, подать апелляционную или кассационную жалобу <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".


Статья 53. Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов


Комментарий к статье 53


1. Статья 53 АПК РФ во многом сходна со ст. 52 Кодекса, ибо оба процессуальных института представляют собой защиту интересов других лиц органами, специально на то уполномоченными.

Государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением (заявлением) при наличии двух обстоятельств. Во-первых, федеральным законом должны быть предусмотрены случаи, когда государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы могут обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением или заявлением. Во-вторых, такое обращение указанных органов должно быть осуществлено в защиту публичных интересов.

2. Для того чтобы определить, что государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган обращаются в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 53 АПК РФ, в заявлении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд (ч. 2 ст. 53 АПК РФ). В заявлении указывается и федеральный закон, на основании которого орган обращается в суд в защиту чужих интересов.

К государственным органам, указанным в ст. 53 АПК РФ, относятся органы государственной власти (Федеральная налоговая служба РФ, иные органы федеральной исполнительной власти), представительные и исполнительные органы субъектов РФ (правительство субъекта РФ, министерства и пр.). К органам местного самоуправления относятся как законодательные, так и исполнительные органы (администрация города и пр.).

В соответствии с ч. 1 ст. 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций. Согласно НК РФ Федеральная налоговая служба выступает в защиту публичных интересов государства как субъекта налоговых правоотношений, а также отношений, связанных со взиманием сборов и обязательных платежей. Соответственно инспекции ФНС РФ действуют в порядке, предусмотренном ст. 53 АПК РФ, в интересах государства, предъявляя заявления в арбитражный суд. В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" налоговые органы являются уполномоченными органами и в силу закона уполномочены подавать заявления в арбитражный суд о банкротстве отсутствующих должников и пр.


Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" уполномочивает инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ обращаться в арбитражный суд.

Федеральный исполнительный орган по рынку ценных бумаг в силу прямого указания в Федеральном законе "О рынке ценных бумаг" обращается в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, и о применении к нарушителям санкций, установленных с российским законодательством (п. 20 ст. 42).

Необходимо иметь в виду, что указанные органы реализуют свои функции как непосредственно, так и через подведомственные им органы и организации. Поэтому представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в арбитражных судах могут осуществлять по их специальному поручению подведомственные им органы и организации, а также вышестоящие по отношению к ним органы и организации через лиц, состоящих в штате этих органов и организаций, либо адвокаты. Полномочия таких лиц должны быть подтверждены доверенностью, выданной соответствующим органом или организацией <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".


3. Важным условием участия субъектов, перечисленных в ст. 53 АПК РФ, в арбитражном процессе является защита публичного интереса. Закон не дает понятия публичного интереса. Однако анализ дел, возбуждаемых судом по инициативе названных органов, свидетельствует, что публичный интерес связан с интересами государства как публично-правового образования.

4. Согласно ч. 3 ст. 53 АПК РФ орган, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца. Указанные органы не являются участниками спорных материально-правовых правоотношений, поэтому не выступают истцами по делу, в науке их называют квазиистцами, процессуальными истцами. Такой подход подчеркивает, что по процессуальному положению указанные органы приравниваются к истцам, но в действительности ими не являются.

Поскольку субъекты, перечисленные в ст. 53 АПК РФ, являются лицами, участвующими в деле, постольку они обладают всеми правами, перечисленными в ст. 41 Кодекса. Исходя из того что закон приравнивает права субъектов, указанных в ст. 53 АПК РФ, к процессуальным правам истца, на них распространяются и процессуальные права, которыми обладает исключительно истец: отказ от иска полностью или в части, изменение предмета и основания иска, увеличение или уменьшение исковых требований. Однако в соответствии с ч. 1 ст. 139 АПК РФ субъекты, названные в ст. 53 Кодекса, не вправе заключать мировое соглашение. Это право принадлежит исключительно сторонам.


5. Отказ органа от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.


Статья 54. Иные участники арбитражного процесса


Комментарий к статье 54


1. Глава 5 АПК РФ посвящена не только лицам, участвующим в деле, но и двум другим категориям субъектов: лицам, содействующим осуществлению правосудия, а также лицам, помогающим суду в осуществлении последним своих полномочий. В науке процессуального права к лицам, содействующим осуществлению правосудия, традиционно относятся: представители (им посвящена гл. 6 АПК РФ), переводчики, свидетели, эксперты.

Для лиц, содействующих правосудию, характерен ряд черт:

- они не имеют материально-правовой или процессуально-правовой заинтересованности в исходе дела, поэтому не выступают лицами, участвующими в деле;

- выполняют в арбитражном процессе определенные функции, для чего наделяются соответствующими правами и обязанностями;

- законодательством предусматривается их ответственность при ненадлежащем выполнении обязанностей в процессе. Так, в силу уголовного законодательства свидетель, эксперт, переводчик несут уголовную ответственность соответственно при заведомо ложных показаниях или отказе от дачи показаний, при даче заведомо ложного заключения или перевода.

2. В соответствии с действующим законодательством помощник судьи и секретарь судебного заседания выполняют определенные действия, взаимосвязанные с осуществлением правосудия. Они являются федеральными государственными гражданскими служащими, чьи полномочия связаны с деятельностью арбитражного суда. Но ни помощник судьи, ни секретарь судебного заседания не участвуют в отправлении правосудия.


Статья 55. Эксперт


Комментарий к статье 55


1. Экспертиза назначается при возникновении по делу вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, ремесла, искусства. В российском процессе не предполагается возможность проведения экспертизы по правовым вопросам, хотя в некоторых зарубежных странах возможно назначение экспертизы и по правовым вопросам.

В соответствии с действующим законодательством государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей (ст. 12 Федерального закона от 30 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"). Поскольку экспертизу может проводить эксперт, не работающий в государственном экспертном учреждении, то, наверное, правильно было бы считать экспертом лицо, обладающее специальными познаниями в области науки, техники, ремесла, искусства и имеющее право на проведение соответствующего вида экспертизы.