Файл: АПК_комм_гл9_Решетникова_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 945

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 2007. N 7.


1.3. Бюджет, в который уплачивается государственная пошлина


В соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, уплачивается в федеральный бюджет.

Если к исковому заявлению, иному заявлению, жалобе приложен документ, подтверждающий уплату истцом, заявителем государственной пошлины не в федеральный бюджет, арбитражный суд, исходя из ч. 1 ст. 128, ч. 1 ст. 263, ч. 1 ст. 280 АПК РФ, выносит определение об оставлении искового заявления, иного заявления, жалобы без движения, указывая в нем срок, в течение которого плательщику следует представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в федеральный бюджет.

В определении об оставлении искового заявления, иного заявления, жалобы без движения или в ином судебном акте может быть указано на возврат государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение дела в арбитражном суде не в федеральный бюджет.

При непредставлении истцом, заявителем в определенный арбитражным судом срок документа, подтверждающего уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайства о предоставлении отсрочки, рассрочки, уменьшении размера государственной пошлины исковое заявление, иное заявление, жалоба возвращаются в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 129, п. 5 ч. 1 ст. 264, п. 4 ч. 1 ст. 281 АПК РФ (п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 мая 2005 г. N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").


1.4. Порядок и сроки уплаты государственной пошлины


Порядок и сроки уплаты государственной пошлины регулируются ст. 333.18 НК РФ.

При уплате государственной пошлины, а также при распределении судебных расходов при вынесении решения нельзя забывать о действии норм права во времени: оплата государственной пошлины должна осуществляться по тому закону, который действует в момент совершения процессуального действия. Особо остро данный вопрос возник в момент введения в действие гл. 25.3 НК РФ, однако и в дальнейшем (при изменении законодательства) не исключены подобные проблемы. Так, при подаче иска до 1 января 2005 г. (введение в действие гл. 25.3 НК РФ) оплата государственной пошлины производилась в соответствии с действующим на тот момент Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" <1>. При разрешении дела после 1 января 2005 г., если истцу предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины, взыскание должно быть произведено по новому закону. Если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, ответчик уплачивает государственную пошлину по ставкам того закона, который действует в данный момент. Если истец уплатил государственную пошлину по старому законодательству, а суд распределяет расходы в период действия нового законодательства, в данном случае речь идет именно о распределении расходов по уплате государственной пошлины, следовательно, истец, в чью пользу вынесено решение, должен получить лишь компенсацию своих расходов. При подаче апелляционной жалобы на это решение после 1 января 2005 г. размер государственной пошлины должен быть рассчитан по ставкам, установленным гл. 25.3 НК РФ <2>. Аналогичный вопрос о действии закона во времени возник в связи со взысканием с государственного органа судебных расходов по уплате государственной пошлины после утраты силы п. 5 ст. 333.40 НК РФ (1 января 2007 г.).


--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 19. (С послед. изм.). Утратил силу.

<2> См. подробнее: Рекомендации Арбитражного суда Свердловской области по применению главы 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса РФ (постатейный материал к ст. 102 АПК РФ).


Если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные гл. 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с гл. 25.3 НК РФ освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. В платежном поручении должна быть отметка: в поле "Списано со счета плательщика" - дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате - дата последнего платежа), в поле "Отметки банка" - штамп банка и подпись ответственного исполнителя (п. 3.8 ч. 1 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации <1> от 3 октября 2002 г. N 2-П, утвержденного Центральным банком Российской Федерации (с последующими изменениями)).

--------------------------------

<1> Вестник Банка России. 2002. N 74.


Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата, по форме, установленной Министерством финансов РФ.

Исковое заявление, иное заявление, жалоба принимаются к рассмотрению только при наличии упомянутых доказательств, подтверждающих уплату в федеральный бюджет государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 мая 2005 г. N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").


1.5. Размер государственной пошлины. Цена иска


Размер государственной пошлины установлен ст. 333.21 НК РФ. Некоторые правила и особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды регулируются ст. 333.22 НК РФ.

Государственная пошлина взимается:

1. С исковых заявлений:

- с первоначальных исков;

- со встречных исков;

- с повторно поданных исков, которые ранее были оставлены без рассмотрения.


Если в процесс вступил правопреемник, он платит государственную пошлину, которая не была ранее уплачена ввиду наличия льготы или отсрочки уплаты государственной пошлины. Если произведено выделение одного или нескольких исков из соединенных требований в отдельное производство, государственная пошлина не пересчитывается.

2. С иных заявлений:

- с заявлений о признании организаций и индивидуальных предпринимателей несостоятельными (банкротами);

- с заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

- с заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора;

- с заявлений об обеспечении иска;

- с заявлений о выдаче исполнительного листа на решение третейского суда;

- с заявлений об отмене решения третейского суда;

- с заявлений о признании и приведении в исполнение решения иностранного арбитражного суда.

3. С апелляционных и кассационных жалоб.

4. С заявлений о повторной выдаче копий судебных актов, копий других документов из дела, выдаваемых арбитражным судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликата исполнительного листа.

Законодатель определил три вида государственной пошлины: простая, пропорциональная и смешанная. Простая государственная пошлина устанавливается в фиксированном размере, например, при подаче исковых заявлений неимущественного характера государственная пошлина составляет 2000 руб., при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, - 1000 руб. и т.д. Простая государственная пошлина используется там, где требование не подлежит оценке, т.е. невозможно определить цену иска.

Пропорциональная государственная пошлина установлена для исков имущественного характера и определяется в зависимости от цены иска. Например, при цене иска до 50000 руб. государственная пошлина составляет 4% от цены иска, но не менее 500 руб.

Чаще всего законодатель использует смешанную государственную пошлину, вводя фиксированную ставку, к которой добавляется пропорциональная. Если исковое требование подано на сумму от 500001 до 1000000 руб., государственная пошлина слагается из 11500 руб. и 1% суммы, превышающей 500000 руб.

Размер государственной пошлины по искам имущественного характера зависит от цены иска. В свою очередь, цена иска определяется истцом, а в случае неправильного указания цены иска - арбитражным судом. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты.

Под ценой иска традиционно понимается денежное выражение стоимости имущества, по поводу которого возникает спор, либо совокупность взыскиваемых или оспариваемых истцом денежных средств.

Верное определение цены иска имеет значение для правильного исчисления размера подлежащей уплате государственной пошлины. Поэтому цена иска в соответствии со ст. 125 АПК РФ должна быть обязательно указана истцом в исковом заявлении. Если иск не подлежит оценке, цена иска не указывается.


Согласно ст. 130 АПК РФ истец вправе соединить в одном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам. В таких случаях цена иска определяется суммой всех требований. К примеру, подан иск о расторжении договора и взыскании убытков на сумму 600000 руб. Требование о расторжении договора (неимущественный характер требования) облагается государственной пошлиной в размере 2000 руб., а государственная пошлина за требование о взыскании убытков рассчитывается: 11500 руб. плюс 1% суммы, превышающей 500000 руб. (в нашем случае 1% со 100000 руб.). В итоге истец должен оплатить государственную пошлину в размере: 2000 + (11500 + 1000) = 14500 руб. Если же истец в исковое заявление включил ходатайство об обеспечении иска, такое требование также облагается государственной пошлиной. Но не облагаются государственной пошлиной требования об отмене или изменении мер обеспечения иска.

Долгое время практика судов разнилась по определению размера государственной пошлины по искам о признании права собственности на несколько объектов недвижимости: следует ли взыскивать государственную пошлину с учетом количества спорных объектов. Точку в этом споре поставил Высший Арбитражный Суд РФ, давший соответствующие разъяснения. Если в заявлении, поданном в арбитражный суд, объединены несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, то по смыслу пп. 1 п. 1 ст. 333.22 НК РФ оплате государственной пошлиной подлежит каждое самостоятельное требование. Так, например, по исковому заявлению о признании права собственности на три отдельных объекта недвижимости государственная пошлина в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ составит 6000 рублей (2000 руб. x 3) <1>.

--------------------------------

<1> Часть 2 п. 16 информационного письма ВАС РФ от 13 марта 2007 г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".


В соответствии со ст. 49 АПК РФ истец наделен распорядительным правом уменьшать или увеличивать размер исковых требований. При увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный пп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ (десятидневный срок).

По некоторым исковым заявлениям цена иска не определяется, и АПК РФ установлено специальное правило об уплате государственной пошлины: исковые заявления о признании права, в том числе права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения, оплачиваются государственной пошлиной в размерах, установленных для исковых заявлений неимущественного характера. Данный перечень дополнен ВАС РФ (п. 14 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 мая 2005 г. N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации"). Споры по заявлениям об исключении имущества из описи не относятся к имущественным спорам, государственная пошлина по ним согласно пп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ уплачивается в размере 2000 руб. Согласно информационному письму Президиума ВАС РФ от 28 января 2005 г. N 90 <1> исковое требование об обращении взыскания на предмет ипотеки оплачивается государственной пошлиной как требование неимущественного характера, независимо от того, предъявлено оно одновременно с требованием об исполнении основного обязательства, обеспеченного ипотекой, или позже, и независимо от того, являются ответчиками по этим требованиям одно и то же лицо или разные лица (п. 16).


--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 2005. N 90.


Право арбитражного суда определить цену иска необходимо для предотвращения злоупотребления процессуальными правами путем намеренного искажения стоимости спорного имущества либо ошибочного определения цены иска.

При определении размера государственной пошлины по требованиям неискового характера следует помнить, что НК РФ исходит из видов производств в арбитражном процессе: для исковых требований установлены одни ставки, для требований по делам публично-правового характера - другие. К сожалению, некоторые судьи не видят данного принципа, в результате допускаются грубые ошибки. Например, заявлен иск об оспаривании решения общего собрания акционеров. Это дело подлежит рассмотрению по правилам искового производства, что уже давно не вызывает каких бы то ни было сомнений. В соответствии с этим государственная пошлина должна быть определена на основании пп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, т.е. в размере 2000 руб. Неверным является применение пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, которая установлена исключительно для дел административно-правового характера (о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействующим, о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными) <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Рекомендации Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Свердловской области от 29 июня 2007 г. (постатейный материал к ст. 102 АПК РФ). Документ опубликован не был.


1.6. Возврат и зачет государственной пошлины


Возврат и зачет государственной пошлины регулируются ст. 333.40 НК РФ. В соответствии с данной статьей государственная пошлина может быть возвращена из соответствующего бюджета, в который была уплачена, полностью или частично. Поскольку государственная пошлина может быть уплачена через представителя, заявление о ее возврате может быть подано как представителем, так и представляемым (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29 мая 2007 г. N 118).

Основания возврата государственной пошлины перечислены в указанной статье НК РФ:

1. Уплата государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено НК РФ. ВАС РФ дал разъяснение, согласно которому в указанном случае следует иметь в виду, что государственная пошлина возвращается лишь тогда, когда уменьшение размера исковых требований принято арбитражным судом (ч. ч. 2, 5 ст. 49 АПК РФ). На возвращение государственной пошлины истцу может быть указано как в определении, так и в решении и постановлении арбитражного суда (п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 мая 2005 г. N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").