Добавлен: 28.11.2018
Просмотров: 4097
Скачиваний: 30
СОДЕРЖАНИЕ
ИНФОРМАТИКА Методические указания
1.ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ В EXCEL
2.Обработка данных в таблице (лабораторные 1-12)
3.ЗАДАНИЕ К ЛАБОРАТОРНОМУ ПРАКТИКУМУ
3.1Решение уравнений и аппроксимация функций
4.Лабораторная работа № 1. РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЯ
4.1Графическое решение уравнения
5. Лабораторная работа № 2. АППРОКСИМАЦИЯ ФУНКЦИЙ С ПОМОЩЬЮ ЛИНИИ ТРЕНДА
6. Лабораторная работа № 3. АППРОКСИМАЦИЯ ФУНКЦИИ
7. Лабораторная работа № 4. ОБРАБОТКА ТАБЛИЦ
8.Лабораторная работа № 5. ФИЛЬТРАЦИЯ ДАННЫХ. АВТОФИЛЬТР
8.2Фильтрация по точному значению
8.4Фильтрация по диапазону значений
9.Лабораторная работа № 6. ФИЛЬТРАЦИЯ ДАННЫХ. РАСШИРЕННЫЙ ФИЛЬТР
Фильтрация по числовому условию
9.5Вычисляемый критерий в режиме формул
10. Лабораторная работа № 7. СОРТИРОВКА ТАБЛИЦ
10.2Сортировка по текстовому столбцу
10.3Сортировка по числовому столбцу
10.4Сортировка по двум столбцам
10.5Сортировка по пользовательскому списку
11. Лабораторная работа № 8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ В ТАБЛИЦЕ
12. Лабораторная работа № 9. НЕСВЯЗАННАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ ТАБЛИЦ
13. Лабораторная работа № 10. СВЯЗАННАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ ТАБЛИЦ
14.Лабораторная работа № 11. СВОДНЫЕ ТАБЛИЦЫ
14.2Сводная таблица по одной таблице
15. Лабораторная работа № 12. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ И МАКРОСОВ
16.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические указания по выполнению работы
Скопировать лабораторную работу № 4 (Error: Reference source not found). Оформить лист в соответствии с ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Для выполнения лабораторных работ 5-12 исходную таблицу надо преобразовать в базу данных или список.
Преобразование таблицы в список
Список отличается от таблицы следующими признаками:
1. Каждый столбец списка имеет свое имя. Причем имена столбцов занимают одну верхнюю строку.
2. Список отделяется от данных, расположенных на рабочем листе, со всех сторон пустыми строками и столбцами.
3. В столбце могут быть данные только одного типа.
В приведенном примере строка «ИТОГО» не входит в список, т.к. отделена от списка пустой строкой. Чтобы сделать строку скрытой, ее надо выделить, щелкнуть по ней правой кнопкой мышки и в контекстном меню выбрать команду «Скрыть»
Автофильтрация данных
Поставить курсор в любое место списка и выбрать группу Данныекнопка Фильтр
В списке в строке заголовков появятся кнопки «Автофильтрации».
Фильтрация по точному значению
1. Нажать кнопку «Автофильтра» в любом столбце.
2. В открывшемся списке выбрать нужное точное значение и щелкнуть по нему левой кнопкой мыши (Например: Поставщик=Альтаир).
3. Все строки, которые не содержат «Альтаир» будут скрыты.
4. Полученный результат скопировать и поместить на свободное место.
5. Для возврата к полному списку нажать кнопку «Автофильтрации» в том столбце, по которому проводилась фильтрация и выбрать «Все».
Фильтрация по шаблону.
Под шаблоном будем понимать любой набор символов, которые содержатся (или не должны содержаться) в строке. Фильтрация проводится только по символьным столбцам.
1. Нажать кнопку в любом символьном столбце и выбрать «Условия…»
2. Выбрать в верхней строке нужный оператор сравнения и установить требуемое значение.
Выполнить два вида фильтрации по шаблону:
- по начальным символам (оператор сравнения «начинается с»);
- по подстроке (оператор сравнения «содержит»).
Фильтрация по диапазону значений
Фильтрация выполняется так же, как и по шаблонам, но отличается следующим:
- фильтрация выполняется по числовому столбцу;
- нужно установить два оператора сравнения («больше или равно» и «меньше или равно»), связанных логической функцией «И».
В данном случае фильтрация проводится по диапазону 100<=Цена<=200.
Лабораторная работа № 3
Фильтрация данных. Расширенный фильтр
Цель работы: овладение навыками применения расширенного фильтра.
Задание:
Выполнить фильтрацию исходной таблицы с помощью расширенного фильтра по следующим условиям:
1. Текстовые условия:
- по двум значениям (критерий «ИЛИ»).
2. Числовые условия:
- по числовому значению;
- по диапазону значений (критерий «И» в одном столбце);
- по критерий «И» в двух столбцах;
3. Вычисляемые условия.
Методические указания по выполнению работы
Скопировать лист с лабораторной работой № 5 (Error: Reference source not found) и оформить его в соответствии с ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
При работе расширенного фильтра условия отбора задаются в отдельном диапазоне листа – диапазоне условий. Диапазон условий располагается над или под таблицей.
Создание диапазона условий
Диапазон условий должен состоять как минимум из двух строчек. В первой строке помещаются заголовки столбцов, а в нижних – условия отбора. Допускается указывать названия только тех столбцов, которые используются при фильтрации. Названия столбцов таблицы и диапазона условий должны точно совпадать.
Для фильтрации по текстовым условиям надо поместить в диапазон условий:
- ="=точное значение" – фильтрация по точному значению;
- ="*подстрока* - фильтрация по подстроке;
- начальные символы – фильтрация по начальным символам.
Для задания числовых условий используются символы «=», «>», «<»
Если условия отбора стоят в одной строке, то они связываются функцией «И». Если условия отбора стоят в разных строчках, то они связываются функцией «ИЛИ».
Создание вычисляемого условия отбора
При создании вычисляемого условия ссылки могут быть как на ячейки, расположенные в таблице, так и за ее пределам. В лабораторной работе ссылки делаются на ячейки внутри таблицы.
Название столбца, в котором расположено условие должно отличатся от столбцов таблицы.
Диапазон условий имеет вид
I10 – первая ячейка столбца, значения которого сравниваются с заданным условием. В процессе фильтрации в этом столбце каждая ячейка будет сравниваться с условием.
$I$10:$I$16 – диапазон ячеек, которые используются для вычисления условия. В данном случае ссылки должны быть абсолютные.
Применение расширенного фильтра
1. Создать область условий.
2. Поставить курсор в таблицу и выбрать группу «Данные» кнопка «Дополнительно»
3. В окне «Расширенный фильтр» переключатель поставить в положение «скопировать результат в другое место.
4. В поле «Исходный диапазон» указать диапазон ячеек, которые занимает таблица (Если курсор стоит в таблице и таблица преобразована в список диапазон выделяется автоматически).
5. В поле «Диапазон условий» указать диапазон ячеек, в которых расположена область условий.
6. Поставить переключатель в положение «скопировать результат в другое место».
6. В поле «Поместить результат в диапазон» указать или диапазон ячеек, в который будет помещен результат фильтрации, или начальную ячейку диапазона.
Лабораторная
работа № 4
Сортировка данных
Цель работы: овладение навыками сортировки данных
- по одному и нескольким столбцам
- по пользовательскому списку.
Задание:
1. Выполнить сортировки по одному столбцу: символьному и числовому.
2. Выполнить сортировку по двум столбцам.
3. Создать пользовательский список (настраиваемый список).
4. Выполнить сортировку по пользовательскому списку.
Методические указания по выполнению работы
Скопировать лист с 5 лабораторной работой и оформить его в соответствии с Приложением 3.
Сделать 4 копии исходной таблицы (по числу видов сортировки).
Сортировка по одному столбцу
Поставить курсор в таблицу. Выбрать группу «Данные» кнопка «Сортировка»
В окне «Сортировка» установить флажок для подписи «Мои данные содержат заголовки».
В списке «Сортировать по» выбрать требуемый столбец и в группе «Порядок»: «по возрастанию» или «по убыванию».
Сортировка по двум (нескольким столбцам)
Перед сортировкой по двум столбцам необходимо выбрать столбец с одинаковыми группами записей, иначе сортировка по двум столбцам не будет иметь смысла! Рассмотрим, например, как выполняется сортировка по двум столбцам.
Задача.
Расположить в порядке возрастания оклады сотрудников по должностям, т.е. в группе программистов, оклады должны быть расположены по возрастанию и в группе менеджеров, оклады так же должны быть расположены по возрастанию.
Проделаем сортировку по двум столбцам, вначале отсортируем по должности, а затем по окладу. Тогда отсортировав список по должности, в группе «программисты», поле «оклад» отсортируется по возрастанию, в группе «менеджер» оклад так же будет отсортирован по возрастанию.
Исходная таблица
Начинаем сортировать…выбираем первый столбец для сортировки в поле «Сортировать по» столбец «Должность», далее кнопка «Добавить уровень» и «Затем по» выбираем столбец «Оклад».
Так выглядит отсортированная таблица по двум столбцам по должности и окладу.
Сортировка по пользовательскому (настраиваемому) списку
В сортировке такого вида, пользователь сам определяет порядок сортировки, для этого:
-
На свободном месте напечатать пользовательский список – данные символьного поля расположенные в нужной последовательности.
-
Выделить пользовательский список.
-
Нажать кнопку «Offyce», далее выбрать «параметры Excel» и «Изменить списки»
-
На вкладке «Списки» выбираем «Импорт списка из ячеек» и выделяем диапазон составленного списка
и нажимаем кнопку «Импорт», далее кнопка
«Добавить», таким образом, наш список
появляется в окне «Списки», нажать
кнопку «ОК».
-
Возвращаемся к группе «Данные», «Сортировка» Сортируем по сотрудникам и в группе «Порядок», выбираем наш настраиваемый список.