ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 177
Скачиваний: 1
118
Реформа юридического образования
Формирование
профессиональной
компетентности
юриста в процессе
обучения в вузе
И.А. Жукова
Старший
преподаватель
Московского
городского
педагогического
университета
В статье рассматриваются пути формирования у студентов-юристов
профессиональных умений и навыков, качеств, составляющих профес-
сиональную компетентность выпускника вуза. Определяются формы и
методы обучения, которые в рамках контекстной технологии обучения
позволяют достигнуть намеченной цели.
Ключевые слова:
профессиональная деятельность; ключевые квалифи-
кации; профессиональная компетентность; формы и методы обучения
Профессия юриста — это особый род занятий людей, имеющих специальную
подготовку, осуществляемый в соответствии с принятыми профессиональными
стандартами и образующий в совокупности отрасль правовых работ, занимающую
особое место в системе общественного разделения труда. Юристами являются
люди, выполняющие различные виды работ: судьи, прокуроры, адвокаты, следо-
ватели, нотариусы, корпоративные юристы. Часто правила и приемы выполне-
ния одной их этих работ распространяются на все направления и виды профессии
юриста, сохраняя свою специфику для отдельной группы. Профессия юриста су-
ществует в любом обществе, где существует государство и право.
В правовой литературе предлагается множество трактовок юридической дея-
тельности. Одни авторы не привязывают это понятие к профессии юриста, другие
указывают, что она представляет собой социальную активность, с помощью кото-
рой достигается опосредованный результат. Третьи под правовой деятельностью
понимают совокупность действий государства в лице его органов, иных организа-
ций и граждан в связи с созданием и реализацией юридических норм, использова-
нием других правовых рычагов для решения социально-экономических задач.
Исходя из того, что юридическая деятельность в обществе всегда осуществля-
ется людьми, считаем, что необходимо согласиться с определением, которое дано
А.Э. Жалинским: «Профессиональная юридическая деятельность — это юриди-
ческая деятельность, которую юристы выполняют в рамках своей профессии на
индивидуальном уровне как отдельные профессионалы, а также на уровне страны
и общества»
1
. Понятие «юрист» используется как общее наименование для людей,
занимающихся юридической деятельностью и получивших профессиональное
1
Жалинский А.Э
. Профессиональная деятельность юриста. М., 2007.
119
И.А. Жукова. Формирование профессиональной компетентности юриста в процессе обучения в вузе
юридическое образование, которое контролируется государством и содержание
которого определено нормативно-правовыми актами.
Специфичной для юридической профессии, для профессиональной юридиче-
ской деятельности является реализация юристом имеющихся у него специальных
знаний в процессе решения правовых задач. Эта специфика определяет содержа-
ние работы юриста, всю его профессиональную карьеру.
Основа профессионализма юриста — хорошее образование. Для того чтобы
стать специалистом в юриспруденции, необходимо глубоко изучить право и закон.
Кроме базы юридических знаний, профессиональный юрист должен обладать еще
комплексом определенных навыков, т.е. уметь применять свои знания на практике.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образо-
вания по специальности 021100 «Юриспруденция» устанавливает квалификаци-
онную характеристику выпускника по данной специальности, т.е. определяет тот
обязательный уровень знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать
2
.
Согласно этому документу, деятельность юриста направлена на реализацию право-
вых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества. Для ее
осуществления юрист должен уметь:
толковать и применять законы и другие нормативно-правовые акты;
обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных
органов, физических и юридических лиц;
юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экс-
пертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключе-
ния и консультации;
принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в
точном соответствии с законом;
вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответ-
ственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восста-
новлению нарушенных прав;
систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать
законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной ли-
тературе.
Именно эти умения должны быть сформированы у студента в процессе обу-
чения в вузе, чтобы он мог получить профессиональную квалификацию «юрист».
Однако профессиональная квалификация является лишь составляющей профес-
сиональной компетентности.
В профессиональной деятельности юриста можно выделить два блока — интеллек-
туальный и предметный. Предметный блок представляет собой физическое соверше-
ние различных управомочивающих и правопредписывающих действий, которые со-
ставляют содержание понятия «профессиональная квалификация». К ним относятся:
осуществление функции обвинения и правоприменения, осуществление администра-
тивных и непосредственно принудительных действий, действия, связанные с ока-
занием правовых услуг, осуществление защиты от публично-правовых обвинений в
правонарушении, консультирование по различным правовым вопросам.
2
Зеер Э.Ф
. Психология профессий. М., 2003.
120
Реформа юридического образования
Другой блок профессиональной деятельности юриста составляет интеллектуаль-
ная деятельность, которая также входит в структуру профессиональной квалифика-
ции. Она представляет собой правовое или юридическое мышление и включает:
действия по работе с правовой информацией, по ее отбору, анализу, оценке;
опознание и оценку ситуаций, требующих решения правовых задач с исполь-
зованием правовых средств, т.е. правовых проблемных ситуаций;
выбор оптимальных вариантов поведения в рамках правовых предписаний.
Эти два блока составляют, согласно педагогической науке, ключевые квали-
фикации юриста. Требования к ключевым квалификациям изложены в государ-
ственных стандартах профессионального образования и отражают уровень знаний,
умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Квали-
фикация — это основа компетентности работника, кото рая дополнительно вклю-
чает множество необходимых для полноценного профессионального становления
человека качеств.
Третий блок, расширяющий ключевые квалификации до уровня профессио-
нальной компетентности, составляют надпрофессиональные качества, без выра-
ботки которых специалист не может считаться состоявшимся. К ним относятся,
согласно трактовке Э.Ф. Зеер
3
, пять ключевых компетенций:
социальная компетенция — способность брать на себя ответственность, сов-
местно вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность к раз-
ным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с
потребностями предприятия и общества;
коммуникативная компетенция определяет владение технологиями устного
и письменного общения на разных языках, в том числе компьютерного програм-
мирования;
социально-информационная компетенция характеризует степень владения
информационными технологиями и критическое отношение к социальной инфор-
мации, распространяемой средствами массовой информации;
когнитивная компетенция — готовность к постоянному повышению образо-
вательного уровня, потребность к актуализации и реализации своего личностно-
го потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения,
способность к саморазвитию;
специальная компетенция — подготовленность к самостоятельному выпол-
нению профессиональных действий, к оценке результатов своего труда.
По мнению А.А. Вербицкого, к надпрофессиональным качествам относятся
4
:
обладание способностью творчески мыслить, разумно действовать и справ-
ляться с жизненными обстоятельствами, т.е. наличие развитого интеллекта и во-
левых качеств;
обладание сформированным умственным потенциалом, необходимым для
успешной учебной и производственной деятельности; вербальной гибкостью
(т.е. легкостью, с которой человек может объясняться, используя наиболее под-
ходящие слова и термины); вербальным восприятием (т.е. способностью быстро
воспринимать устную и письменную речь, что предполагает владение необходи-
3
Зеер Э.Ф
. Указ. соч.
4
Вербицкий А.А
. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 2000.
121
И.А. Жукова. Формирование профессиональной компетентности юриста в процессе обучения в вузе
мым понятийным аппаратом); пространственной ориентацией или способностью
представлять себе различные предметы и формы в пространстве (стереометрия);
хорошо развитой памятью, ее различными видами, в первую очередь, долгосроч-
ной (осознанной), системной, зрительной, слуховой и образной; способностью к
рассуждению, быстрому восприятию сходств и различий между предметами или
изображениями, их деталей;
обладание творческими способностями и системным мышлением, развитие
которых сориентировано на реализацию успешной практической деятельности;
умение анализировать всякую возникшую проблемную ситуацию, прежде
чем действовать в ней; использовать альтернативные пути для поисков нужной ин-
формации; оперативно принимать самостоятельные решения в условиях дефицита
времени; синтезировать информацию;
умение делать выводы; улавливать смысл достаточно сложных идей; оцени-
вать как результат, так и процесс работы (решение задачи); предвидеть последствия
своих и чужих действий; строить гипотезы; применять идеи на практике; генериро-
вать новые оригинальные идеи; обладание высокой любознательностью, богатым
воображением и фантазией; умение видеть ситуацию в целом, в ее движении и раз-
витии; критичность в мышлении; способность разумно рисковать;
обладание развитыми личностными качествами, наличие реалистических и
эстетических ценностей; наличие адекватной самооценки, способности к сочув-
ствию и к сопереживанию, толерантности; уважение к людям; настойчивость в
работе, учебе; умение отстаивать свои идеи и убеждения («держать удар»); незави-
симость в мышлении и поведении; проявление развитого чувства юмора и уверен-
ности в своих силах и способностях; потребность в саморазвитии, самообучении;
способность рефлексии не только по отношению к себе, но и к профессио-
нальной деятельности, т.е. умение осуществлять контроль своих действий, в том чис-
ле и умственных, контролировать логику развертывания своей мысли (суждения);
умение определять последовательность и иерархию этапов познавательной и
практической деятельности; оценивать свою профессиональную деятельность че-
рез поиск ее оснований, причин и смысла;
способность видеть в известном неизвестное, в очевидном — неочевидное, в
привычном — непривычное, т.е. осознавать противоречия как истинную причину
движения мысли и совершать осознанное действие;
умение осуществлять диалектический подход к анализу ситуации с позиции
различных участников процесса;
умение преобразовывать полученную информацию и давать объяснение ана-
лизируемого явления в зависимости от цели и условий;
способность применять теоретические методы познания с целью анализа
знания, его структуры и содержания.
Сочетание ключевых квалификаций и надпрофессиональных качеств образует
компетентность работника, т.е. его способность реализовать знания в соответствии
со сложностью выполняемых задач. Понятие «компетентность» является произво-
дным от понятия «компетенция», означающего круг полномочий и обязанностей
работника
5
.
5
Там же.
122
Реформа юридического образования
Преподавателям, ведущим подготовку будущих юристов, необходимо подобрать
такие формы и методы обучения, которые позволили бы сформировать у студентов
профессиональную компетентность, включая как ключевые квалификации, так и
надпрофессиональные качества.
Молодым специалистам, вышедшим из стен вуза, предстоит «жизнь в профес-
сии», т.е. осуществление профессиональной деятельности. Чтобы быстро и безбо-
лезненно освоиться на рабочем месте, в период учебы будущий специалист должен
освоить азы избранной профессии в такой мере, которая позволила бы избежать
доучивания на производстве. Достижению этой цели способствует применение
технологий контекстного обучения при подготовке юристов, поскольку они по-
зволяют максимально сблизить учебную и профессиональную деятельность.
Для того чтобы смоделировать такое обучение, необходимо выявить, что необхо-
димо получить в результате, с каким багажом знаний выпускник будет конкуренто-
способным на рынке труда, куда он неизбежно попадет по окончании вуза, т.е. чему
мы должны научить студента, чтобы он был компетентным в профессии юриста.
Под навыком понимается специальное умение или способность выполнять
какую-либо работу либо совершать определенное действие. Как правило, навык
вырабатывается путем сознательных упражнений и многочисленных тренировок.
Навык — это то, чему можно научиться. Некоторые из навыков, в свою очередь,
могут быть основой для других, более составных умений. Рассмотрим основные
навыки, которые необходимы современному юристу
6
.
Навыки самоорганизации
.
Самоорганизация — это один из ключевых навыков,
которым владеют немногие, но который крайне необходим для успешной карьеры
в любой сфере деятельности, а не только в юриспруденции. Основная цель самоор-
ганизации состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возмож-
ности, сознательно управлять течением своей жизни и уметь преодолевать внеш-
ние обстоятельства.
Самоорганизация начинается с правильной постановки целей — личных и про-
фессиональных, которых хотелось бы достичь. Прежде чем браться за какое-либо
дело, всегда определяется цель, к которой необходимо стремиться. Отсутствие яс-
ного понимания того, чего необходимо достичь, значительно снижает шансы на
успех. Правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, из-
меримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком. Например,
«заключить договор в установленный срок». На следующем этапе необходимо со-
ставить план действий. Учитывая поставленную цель, составленный план должен
охватывать весь период выполнения определенной работы.
Навыки работы с информацией
.
Профессиональный юрист должен уметь со-
бирать информацию, систематизировать, обрабатывать ее, а также использовать
данную информацию для достижения поставленной цели. Сбор информации дол-
жен быть основан на использовании письменных текстов и устной информации.
К фиксированной информации, которую должен изучать юрист, относятся:
а) законодательные и подзаконные акты;
б) правоприменительные акты, к которым относятся различные договоры, до-
веренности, уголовные и гражданские дела, т.е. отдельные документы и юридиче-
6
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по
специальности 021100 Юриспруденция. М., 2000;
Жалинский А.Э
. Указ. соч.