ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 175

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

118

Реформа юридического образования

Формирование 
профессиональной 
компетентности 
юриста в процессе 
обучения в вузе

И.А. Жукова

Старший 
преподаватель
Московского 
городского 
педагогического 
университета

В статье рассматриваются пути формирования у студентов-юристов 
профессиональных  умений  и  навыков,  качеств,  составляющих  профес-
сиональную компетентность выпускника вуза. Определяются формы и 
методы обучения, которые в рамках контекстной технологии обучения 
позволяют достигнуть намеченной цели.

Ключевые слова: 

профессиональная деятельность; ключевые квалифи-

кации; профессиональная компетентность; формы и методы обучения

 

Профессия юриста — это особый род занятий людей, имеющих специальную 

подготовку,  осуществляемый  в  соответствии  с  принятыми  профессиональными 
стандартами и образующий в совокупности отрасль правовых работ, занимающую 
особое  место  в  системе  общественного  разделения  труда.  Юристами  являются 
люди, выполняющие различные виды работ: судьи, прокуроры, адвокаты, следо-
ватели,  нотариусы,  корпоративные  юристы.  Часто  правила  и  приемы  выполне-
ния одной их этих работ распространяются на все направления и виды профессии 
юриста, сохраняя свою специфику для отдельной группы. Профессия юриста су-
ществует в любом обществе, где существует государство и право.

В  правовой  литературе  предлагается  множество  трактовок  юридической  дея-

тельности. Одни авторы не привязывают это понятие к профессии юриста, другие 
указывают, что она представляет собой социальную активность, с помощью кото-
рой  достигается  опосредованный  результат.  Третьи  под  правовой  деятельностью 
понимают совокупность действий государства в лице его органов, иных организа-
ций и граждан в связи с созданием и реализацией юридических норм, использова-
нием других правовых рычагов для решения социально-экономических задач. 

Исходя из того, что юридическая деятельность в обществе всегда осуществля-

ется людьми, считаем, что необходимо согласиться с определением, которое дано 
А.Э.  Жалинским:  «Профессиональная  юридическая  деятельность  —  это  юриди-
ческая  деятельность,  которую  юристы  выполняют  в  рамках  своей  профессии  на 
индивидуальном уровне как отдельные профессионалы, а также на уровне страны 
и общества»

1

. Понятие «юрист» используется как общее наименование для людей, 

занимающихся  юридической  деятельностью  и  получивших  профессиональное 

1

 Жалинский А.Э

. Профессиональная деятельность юриста. М., 2007.


background image

119

И.А. Жукова. Формирование профессиональной компетентности юриста в процессе обучения в вузе

юридическое  образование,  которое  контролируется  государством  и  содержание 
которого определено нормативно-правовыми актами.

Специфичной для юридической профессии, для профессиональной юридиче-

ской деятельности является реализация юристом имеющихся у него специальных 
знаний в процессе решения правовых задач. Эта специфика определяет содержа-
ние работы юриста, всю его профессиональную карьеру. 

Основа  профессионализма  юриста  —  хорошее  образование.  Для  того  чтобы 

стать специалистом в юриспруденции, необходимо глубоко изучить право и закон. 
Кроме базы юридических знаний, профессиональный юрист должен обладать еще 
комплексом определенных навыков, т.е. уметь применять свои знания на практике. 
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образо-
вания  по  специальности  021100  «Юриспруденция»  устанавливает  квалификаци-
онную характеристику выпускника по данной специальности, т.е. определяет тот 
обязательный уровень знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать

2

Согласно этому документу, деятельность юриста направлена на реализацию право-
вых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества. Для ее 
осуществления юрист должен уметь:

  толковать и применять законы и другие нормативно-правовые акты;

  обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных 

органов, физических и юридических лиц;

  юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

  разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экс-

пертизу  нормативных  актов,  давать  квалифицированные  юридические  заключе-
ния и консультации;

  принимать  правовые  решения  и  совершать  иные  юридические  действия  в 

точном соответствии с законом;

  вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответ-

ственности  и  наказания  виновных;  предпринимать  необходимые  меры  к  восста-
новлению нарушенных прав;

  систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать 

законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной ли-
тературе.

Именно  эти  умения  должны  быть  сформированы  у  студента  в  процессе  обу-

чения в вузе, чтобы он мог получить профессиональную квалификацию «юрист». 
Однако  профессиональная  квалификация  является  лишь  составляющей  профес-
сиональной компетентности.

В профессиональной деятельности юриста можно выделить два блока — интеллек-

туальный и предметный. Предметный блок представляет собой физическое соверше-
ние различных управомочивающих и правопредписывающих действий, которые со-
ставляют содержание понятия «профессиональная квалификация». К ним относятся: 
осуществление функции обвинения и правоприменения, осуществление администра-
тивных и непосредственно принудительных действий, действия, связанные с ока-
занием правовых услуг, осуществление защиты от публично-правовых обвинений в 
правонарушении, консультирование по различным правовым вопросам.

2

 Зеер Э.Ф

. Психология профессий. М., 2003.


background image

120

Реформа юридического образования

Другой блок профессиональной деятельности юриста составляет интеллектуаль-

ная деятельность, которая также входит в структуру профессиональной квалифика-
ции. Она представляет собой правовое или юридическое мышление и включает:

  действия по работе с правовой информацией, по ее отбору, анализу, оценке;

  опознание и оценку ситуаций, требующих решения правовых задач с исполь-

зованием правовых средств, т.е. правовых проблемных ситуаций;

  выбор оптимальных вариантов поведения в рамках правовых предписаний.

Эти  два  блока  составляют,  согласно  педагогической  науке,  ключевые  квали-

фикации  юриста.  Требования  к  ключевым  квалификациям  изложены  в  государ-
ственных стандартах профессионального образования и отражают уровень знаний, 
умений  и  навыков,  необходимых  для  выполнения  определенной  работы.  Квали-
фикация — это основа компетентности работника, кото рая дополнительно вклю-
чает множество необходимых для полноценного профессионального становления 
человека качеств.

Третий  блок,  расширяющий  ключевые  квалификации  до  уровня  профессио-

нальной  компетентности,  составляют  надпрофессиональные  качества,  без  выра-
ботки  которых  специалист  не  может  считаться  состоявшимся.  К  ним  относятся, 
согласно трактовке Э.Ф. Зеер

3

, пять ключевых компетенций:

  социальная компетенция — способность брать на себя ответственность, сов-

местно вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность к раз-
ным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с 
потребностями предприятия и общества;

  коммуникативная компетенция определяет владение технологиями устного 

и письменного общения на разных языках, в том числе компьютерного програм-
мирования;

  социально-информационная  компетенция  характеризует  степень  владения 

информационными технологиями и критическое отношение к социальной инфор-
мации, распространяемой средствами массовой информации;

  когнитивная компетенция — готовность к постоянному повышению образо-

вательного уровня, потребность к актуализации и реализации своего личностно-
го потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, 
способность к саморазвитию;

  специальная компетенция — подготовленность к самостоятельному выпол-

нению профессиональных действий, к оценке результатов своего труда.

По мнению А.А. Вербицкого, к надпрофессиональным качествам относятся

4

:

  обладание способностью творчески мыслить, разумно действовать и справ-

ляться с жизненными обстоятельствами, т.е. наличие развитого интеллекта и во-
левых качеств;

  обладание  сформированным  умственным  потенциалом,  необходимым  для 

успешной  учебной  и  производственной  деятельности;  вербальной  гибкостью 
(т.е.  легкостью,  с  которой  человек  может  объясняться,  используя  наиболее  под-
ходящие  слова  и  термины);  вербальным  восприятием  (т.е.  способностью  быстро 
воспринимать  устную  и  письменную  речь,  что  предполагает  владение  необходи-

3

 Зеер Э.Ф

. Указ. соч.

4

 Вербицкий А.А

. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 2000.


background image

121

И.А. Жукова. Формирование профессиональной компетентности юриста в процессе обучения в вузе

мым понятийным аппаратом); пространственной ориентацией или способностью 
представлять  себе  различные  предметы  и  формы  в  пространстве  (стереометрия); 
хорошо развитой памятью, ее различными видами, в первую очередь, долгосроч-
ной (осознанной), системной, зрительной, слуховой и образной; способностью к 
рассуждению,  быстрому  восприятию  сходств  и  различий  между  предметами  или 
изображениями, их деталей;

  обладание творческими способностями и системным мышлением, развитие 

которых сориентировано на реализацию успешной практической деятельности;

  умение  анализировать  всякую  возникшую  проблемную  ситуацию,  прежде 

чем действовать в ней; использовать альтернативные пути для поисков нужной ин-
формации; оперативно принимать самостоятельные решения в условиях дефицита 
времени; синтезировать информацию; 

  умение делать выводы; улавливать смысл достаточно сложных идей; оцени-

вать как результат, так и процесс работы (решение задачи); предвидеть последствия 
своих и чужих действий; строить гипотезы; применять идеи на практике; генериро-
вать новые оригинальные идеи; обладание высокой любознательностью, богатым 
воображением и фантазией; умение видеть ситуацию в целом, в ее движении и раз-
витии; критичность в мышлении; способность разумно рисковать;

  обладание развитыми личностными качествами, наличие реалистических и 

эстетических  ценностей;  наличие  адекватной  самооценки,  способности  к  сочув-
ствию  и  к  сопереживанию,  толерантности;  уважение  к  людям;  настойчивость  в 
работе, учебе; умение отстаивать свои идеи и убеждения («держать удар»); незави-
симость в мышлении и поведении; проявление развитого чувства юмора и уверен-
ности в своих силах и способностях; потребность в саморазвитии, самообучении;

  способность  рефлексии  не  только  по  отношению  к  себе,  но  и  к  профессио-

нальной деятельности, т.е. умение осуществлять контроль своих действий, в том чис-
ле и умственных, контролировать логику развертывания своей мысли (суждения);

  умение определять последовательность и иерархию этапов познавательной и 

практической деятельности; оценивать свою профессиональную деятельность че-
рез поиск ее оснований, причин и смысла;

  способность видеть в известном неизвестное, в очевидном — неочевидное, в 

привычном — непривычное, т.е. осознавать противоречия как истинную причину 
движения мысли и совершать осознанное действие;

  умение осуществлять диалектический подход к анализу ситуации с позиции 

различных участников процесса;

  умение преобразовывать полученную информацию и давать объяснение ана-

лизируемого явления в зависимости от цели и условий;

  способность  применять  теоретические  методы  познания  с  целью  анализа 

знания, его структуры и содержания.

Сочетание ключевых квалификаций и надпрофессиональных качеств образует 

компетентность работника, т.е. его способность реализовать знания в соответствии 
со сложностью выполняемых задач. Понятие «компетентность» является произво-
дным от понятия «компетенция», означающего круг полномочий и обязанностей 
работника

5

.

5

 Там же.


background image

122

Реформа юридического образования

Преподавателям, ведущим подготовку будущих юристов, необходимо подобрать 

такие формы и методы обучения, которые позволили бы сформировать у студентов 
профессиональную компетентность, включая как ключевые квалификации, так и 
надпрофессиональные качества.

Молодым специалистам, вышедшим из стен вуза, предстоит «жизнь в профес-

сии», т.е. осуществление профессиональной деятельности. Чтобы быстро и безбо-
лезненно освоиться на рабочем месте, в период учебы будущий специалист должен 
освоить азы избранной профессии в такой мере, которая позволила бы избежать 
доучивания  на  производстве.  Достижению  этой  цели  способствует  применение 
технологий  контекстного  обучения  при  подготовке  юристов,  поскольку  они  по-
зволяют максимально сблизить учебную и профессиональную деятельность.

Для того чтобы смоделировать такое обучение, необходимо выявить, что необхо-

димо получить в результате, с каким багажом знаний выпускник будет конкуренто-
способным на рынке труда, куда он неизбежно попадет по окончании вуза, т.е. чему 
мы должны научить студента, чтобы он был компетентным в профессии юриста.

Под  навыком  понимается  специальное  умение  или  способность  выполнять 

какую-либо  работу  либо  совершать  определенное  действие.  Как  правило,  навык 
вырабатывается путем сознательных упражнений и многочисленных тренировок. 
Навык — это то, чему можно научиться. Некоторые из навыков, в свою очередь, 
могут  быть  основой  для  других,  более  составных  умений.  Рассмотрим  основные 
навыки, которые необходимы современному юристу

6

.

Навыки самоорганизации

.

 Самоорганизация — это один из ключевых навыков, 

которым владеют немногие, но который крайне необходим для успешной карьеры 
в любой сфере деятельности, а не только в юриспруденции. Основная цель самоор-
ганизации состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возмож-
ности, сознательно управлять течением своей жизни и уметь преодолевать внеш-
ние обстоятельства.

Самоорганизация начинается с правильной постановки целей — личных и про-

фессиональных, которых хотелось бы достичь. Прежде чем браться за какое-либо 
дело, всегда определяется цель, к которой необходимо стремиться. Отсутствие яс-
ного  понимания  того,  чего  необходимо  достичь,  значительно  снижает  шансы  на 
успех.  Правильная  постановка  цели  означает,  что  цель  является  конкретной,  из-
меримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком. Например, 
«заключить договор в установленный срок». На следующем этапе необходимо со-
ставить план действий. Учитывая поставленную цель, составленный план должен 
охватывать весь период выполнения определенной работы.

Навыки  работы  с  информацией

.

  Профессиональный  юрист  должен  уметь  со-

бирать  информацию,  систематизировать,  обрабатывать  ее,  а  также  использовать 
данную информацию для достижения поставленной цели. Сбор информации дол-
жен быть основан на использовании письменных текстов и устной информации. 
К фиксированной информации, которую должен изучать юрист, относятся:

а) законодательные и подзаконные акты;
б) правоприменительные акты, к которым относятся различные договоры, до-

веренности, уголовные и гражданские дела, т.е. отдельные документы и юридиче-

6

  Государственный  образовательный  стандарт  высшего  профессионального  образования  по 

специальности 021100 Юриспруденция. М., 2000;  

Жалинский А.Э

. Указ. соч.