ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 182
Скачиваний: 1
На правах рукописи
ЛЕБЕДЕВ Михаил Владимирович
Роль бизнеса в противодействии современному терроризму в рамках многоуровневой дипломатии
Специальность 23.00.04 – политические проблемы
международных отношений и глобального развития
Автореферат диссертация на соискание ученой степени
кандидата политических наук
Научный руководитель:
кандидат исторических наук,
доцент С.А.Крылов
МОСКВА - 2009
Диссертация выполнена на кафедре Дипломатии Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России
Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент
КРЫЛОВ СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ
Официальные оппоненты: доктор политических наук, профессор
БАРАБАНОВ ОЛЕГ НИКОЛАВИЧ
кандидат исторических наук
ОЗНОБИЩЕВ СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
Ведущая организация: Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова,
Кафедра социологии международных отношений
Защита состоится « » 2009 г. в часов на заседании Диссертационного совета Д 209.002.02 по политическим наукам Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД России по адресу: 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России
Автореферат разослан « » 2009 г.
Ученый секретарь
Диссертационного совета И.Н. Тимофеев
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Международный терроризм продолжает оставаться одним из наиболее опасных и, как следствие, наиболее обсуждаемых политических явлений современного мира. В Концепции внешней политики Российской Федерации 2008 г. указывается, что новые вызовы и угрозы, среди которых прежде всего называется терроризм «носят глобальный характер и требуют адекватного ответа со стороны всего международного сообщества и солидарных усилий для их преодоления»1.
Озабоченность активностью террористических организаций связана с той потенциальной угрозой, которую терроризм в себе таит, как в психологическом плане, когда практически любой человек в мире, не зависимо от социального статуса, доходов или возраста, может подвергнуться нападению террористов (а значит никто не может чувствовать себя в безопасности), так и в плане реальных потерь (людских, разрушения инфраструктур, материального ущерба и т.п.), которые возможны в случае нападения террористов.
Феномен терроризма, будучи сам по себе, далеко не новым явлением, в конце ХХ – начале ХХI в. приобретает и в качественном, и в количественном отношении принципиально иные характеристики, поскольку технологическое развитие на рубеже веков достигло такого уровня, что позволяет террористам наносить удары, последствия которых исчисляются тысячами жизней и миллиардными убытками. Одновременно с этим средства массовой информации дают возможность террористам распространять свои убеждения и действия миллионными тиражами.
Особенно остро проблемы международного терроризма стали звучать после событий 11 сентября 2001 г., когда США столкнулись на своей территории с наиболее масштабным террористическим нападением в истории человечества. Сам факт, что нападение на США было совершено не другим государством (что традиционно рассматривалось в качестве угрозы национальной безопасности любого государства), а некоей организацией, имеющей сеть в целом ряде стран мира, потребовал переосмысления концептуальных вопросов безопасности. В частности, террористические атаки заставили США пересмотреть стратегию своей национальной безопасности. В появившейся в 2002 г. Стратегия национальной безопасности США главным врагом назван международный терроризм2. Опасность террористической угрозы была подтверждена и в концепции национальной безопасности США 2006 г.3
Последовавшие за событием 11 сентября 2001 г. террористические акты в Мадриде, в Лондоне, использование террористических методов чеченскими боевиками в России, убийство в декабре 2007 г. бывшего премьер-министра Пакистана Беназир Бхутто, неоднократные угрозы со стороны террористов в различных странах мира вывели проблему терроризма на одно из первых мест в повестке дня в области безопасности ХХI века.
Все это находит отражение в соответствующих документах и официальных материалах, заявлениях политических деятелей. Так, еще до событий 2001 г. в Концепции национальной безопасности Российской Федерации указывалось, что: «…резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации»4. Будучи Президентом России, В.В. Путин в выступлении на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2005 г отметил, что терроризм «представляет сегодня главную опасность … устойчивому развитию государств и народов»5, а в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президента России в мае 2006 г. было сказано, что уровень террористической угрозы остается высоким6. Борьба с терроризмом была названа среди важнейших задач, решаемых государством, и в ежегодном Послании Президента Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. В нем отмечается, что «новая Россия доказала свою способность выполнять социальные обязательства и обеспечивать экономический рост, гарантировать права граждан и требовать соблюдения законов, успешно бороться с терроризмом и с внешней агрессией»7.
В Концепции внешней политики Российской Федерации 2008 г. также подтверждаются усилия России по борьбе с терроризмом. В ней говорится, что Российская Федерация «рассматривает как важнейшую национальную и внешнеполитическую задачу борьбу с международным терроризмом, исходя из необходимости системного и комплексного использования политико-правовых, информационно-пропагандистских, социально-экономических и специальных мер с упором на превентивную составляющую такого противодействия; выступает за разработку дальнейших мер по сплочению глобальной антитеррористической коалиции под эгидой ООН с участием региональных организаций, без двойных стандартов и на основе универсальных антитеррористических конвенций и решений Совета Безопасности ООН; будет добиваться обеспечения права каждого человека вне зависимости от его национальности, расы, пола, религиозной принадлежности на защиту от терроризма и террористических актов. В соответствии с международным правом и своим законодательством Россия будет применять все необходимые меры по отражению и предотвращению террористических нападений на нее и ее граждан, по их защите от террористических актов, по недопущению на своей территории деятельности, имеющей целью организацию подобных актов против граждан и интересов других стран, по непредставлению убежища и трибуны террористам и подстрекателям к террору»8.
Бывший президент США Дж. Буш-младший почти в каждой значимой публичной речи после 11 сентября 2001 г. затрагивает проблему терроризма и борьбы с ним, указывая на то, что действия террористов направлены на то, чтобы запугать население. Например, выступая на совместном заседании палаты представителей и сената Соединенных Штатов в феврале 2006 г., он отметил, что террористы избрали своим оружием страх и тем самым стремятся сломить нашу волю9. В обращении к нации в январе 2007 г. Дж. Буш подчеркнул, что война с терроризмом продолжается, и она носит долгосрочный характер10. Идеей борьбы с терроризмом пронизана Стратегия национальной безопасности США, появившаяся в марте 2006 г.11. Нынешний президент США Б. Обама также подтвердил свое стремление к борьбе с терроризмом. В частности, в июле 2008 г., будучи еще сенатором, Б. Обама на встрече с президентом Афганистаном Х. Карзаем пообещал, что война с терроризмом будет продолжена12.
Проблема терроризма постоянно звучит в повестке дня международных организаций и находит отражение в их заявлениях, документах и обращениях13. Практически каждый саммит «Группы восьми» в нынешнем столетии не обходится без обсуждения и принятия документов по противодействию международному терроризму. Только на встрече в Хайлигендамме 2007 г. было приняты такие документы, как «Доклад о поддержке «Группой восьми» усилий ООН в борьбе против терроризма» и «Заявление "Группы восьми" о противодействии терроризму – безопасность в эпоху глобализации»14.
Став глобальной угрозой, терроризм бросил вызов не одному и не нескольким отдельно взятым государствам, а всему политическому устройству современного мира в целом. В этих условиях и противостоять данному феномену возможно лишь совместными усилиями, причем, не ограничиваясь исключительно межгосударственным сотрудничеством на двухсторонней или многосторонней основе, в том числе, в рамках международных организаций, а привлекая к этой борьбе и других транснациональных акторов - НПО, большие города и мегаполисы, внутригосударственные регионы, крупный транснациональный бизнес и многих других участников, деятельность которых становится все более значимым фактором мирового политического развития, и которые также испытывают на себе негативные последствия террористических атак и угроз.
Сегодня среди негосударственных акторов крупные бизнес-структуры, обладающие огромными финансовыми и материальными ресурсами, сравнимыми с ВВП отдельных стран и способные оказать серьезное влияние на мировую политику15, начинают играть все более важную и активную роль в антитеррористической деятельности. При этом очевидно, что бизнес может иметь двоякую мотивацию в отношении терроризма. С одной стороны, не исключено способствование или вовлечение бизнеса в террористическую деятельность через поставки оружия террористам, обеспечение их финансовой деятельности и т.п. Есть и более сложные примеры, когда частный сектор заинтересован в постоянном противодействии террористической угрозе, однако не окончательной победе над ним. Например, целый экономический сектор, который крайне близко связан с государством – оборонный комплекс – получает огромные дивиденды от войны против международного терроризма. Многочисленные оборонные заказы на средства противодействию терроризму приносят миллиарды долларов ежегодно16.