ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 178

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

123

И.А. Жукова. Формирование профессиональной компетентности юриста в процессе обучения в вузе

ские дела, предназначенные для решения спора, получения разрешения от госу-
дарственных органов и т.д.;

в)  методическая,  справочная  и  научная  литература,  необходимая  юристу  для 

работы;

г) жалобы и заявления граждан.
К письменным источникам информации, за которыми необходимо вниматель-

но следить, относятся прежде всего официальные издания, публикующие тексты 
нормативно-правовых актов, — «Российская газета» и «Собрание законодательства 
Российской Федерации». На сайте справочно-правовой системы «Гарант» можно 
знакомиться с проектами наиболее значимых документов, которые находятся на 
рассмотрении Государственной Думы РФ. Здесь же можно найти в открытом до-
ступе тексты Конституции РФ, всех кодексов, а также наиболее важные федераль-
ные законы РФ.

Для юриста, стремящегося быть в курсе всех последних изменений в законо-

дательстве,  крайне  важно  также  регулярно  читать  специализированную  юриди-
ческую периодику. В таких журналах, как «Российская юстиция», «Законодатель-
ство», «Права человека» анализируются последние изменения в праве, приводятся 
консультации и советы специалистов. Много полезной информации можно найти 
в сети Интернет — на таких  сайтах, как Федеральный правовой портал «Юриди-
ческая Россия», официальный сайт Государственной Думы РФ, официальный сайт 
Правительства  РФ,  официальный  сайт  Президента  РФ,  справочно-правовая  си-
стема «Гарант», справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

Юристу  важно  не  только  уметь  получать  необходимую  юридическую  инфор-

мацию,  но  и  уметь  систематизировать  ее,  чтобы  в  любой  момент  иметь  возмож-
ность  быстро  найти  необходимую  статью  и  применить  ее.  Большинство  текстов 
нормативно-правовых актов систематизированы в справочно-правовых системах, 
наиболее известными из которых являются «Гарант» и «КонсультантПлюс». Иную 
письменную информацию, например тексты юридических статей, комментарии к 
отдельным нормативно-правовым актам, желательно хранить в архиве в система-
тизированном виде (в компьютере — в виде файлов и (или) в папках — в виде от-
дельных распечаток). 

После того как необходимая информация собрана, важно правильно ее интер-

претировать (если речь идет о чьем-то устном высказывании или письменном ком-
ментарии) либо применить один из способов толкования права (если речь идет о 
тексте нормативно-правового акта или ином источнике права). То, насколько пра-
вильно это сделано, и является в конечном счете одним из важнейших показателей 
профессионализма юриста.

По понятным причинам практические работники не могут тратить много вре-

мени на чтение специальной литературы, а студенты могут, но зачастую не хотят 
делать это. Тем не менее знание литературы повышает надежность и обоснован-
ность юридически значимых действий и решений, принимаемых судьей, прокуро-
ром, следователем, юрисконсультом, адвокатом, и тем самым укрепляет их пози-
ции в профессиональной среде. Задача преподавателя — заставить студента понять 
эту истину и научить его пользоваться такой литературой.

Коммуникативные  навыки

.

  Среди  всех  профессиональных  навыков  юриста 

коммуникативные навыки, навыки общения — умение слушать, говорить, убеж-


background image

124

Реформа юридического образования

дать,  проводить  переговоры,  координировать  свои  действия  с  действиями  своих 
партнеров и клиентов — наиболее высоко значимы. 

Понятие  коммуникации  анализируется  с  позиций  философии,  социологии  и 

психологии. Большой вклад в теорию коммуникации внесли такие известные спе-
циалисты, как К. Ясперс, Н. Луман, Ю. Хабермас и др. Применительно к юриди-
ческому труду коммуникация рассматривается как процесс передачи юристом от 
своего  или  коллективного  имени  специальной  информации  в  рамках  некоторых 
процедур с определенной правовой целью и получения информации от партнера 
по  коммуникации.  Цели,  условия,  порядок  коммуникации  юриста  всегда  регла-
ментированы, но жесткость этой регламентации различна. Зачитывая приговор в 
суде, судья жестко связан определенными правилами. Выступая по телевидению 
или беседуя с клиентом, адвокат чувствует себя гораздо свободнее, но это свобода 
в определенных границах. Это важно понимать потому, что коммуникация юриста 
по своей природе так или иначе связана с возможным использованием властного 
начала, содержащегося в праве.

Профессия  юриста  предполагает  необходимость  использования  точных  сло-

весных  выражений  правовых  понятий  и  категорий,  сопряжена  с  подготовкой  и 
оформлением большого количества правовых документов, с передачей и получе-
нием информации в устной и письменной форме.

Способами  межличностной  коммуникации,  распространенными  в  сфере  ис-

полнения служебных обязанностей юристов являются 

беседы

, включая объяснения 

и допросы, участие в коллегиальном обсуждении, переговоры, выступления в кол-
легиях и средствах массовой информации, речи в суде, консультирование. Все виды 
межличностных коммуникаций должны проводиться с учетом правовых норм и эти-
ческих правил, направляться на достижение возможного в правовых рамках согла-
сия даже со стороны, проигравшей спор. Юрист-профессионал должен строить свои 
взаимодействия, обеспечивая сотрудничество сторон и учитывая возможное прояв-
ление  с  другой  стороны  конфликтности  и  иных  помех.  Терпение,  умение  преодо-
левать трудности, противодействовать негативному воздействию, прощать помехи, 
создавать благожелательную атмосферу являются обязательными для юриста.

Следующим необходимым навыком юриста является 

консультирование

.

Юридическая консультация представляет собой информирование об урегули-

ровании законодательством (с учетом судебной практики) интересующего клиента 
правоотношения или, проще говоря, информирование о способе разрешения того 
или  иного  юридического  вопроса.  Юридическое  консультирование  может  осу-
ществляться с одной из следующих целей:

а) предоставить клиенту исчерпывающую информацию по интересующему его 

вопросу;

б) разъяснить клиенту возможные варианты решения его проблемы;
в) объяснить клиенту последствия использования каждого из возможных вариан-

тов решения его проблемы и помочь ему выбрать наиболее оптимальный вариант;

г) помочь клиенту в реализации избранного варианта решения проблемы.
Для овладения этим навыком студенты должны свободно ориентироваться в за-

конодательстве, регулярно знакомиться с материалами судебной практики, уметь 
применять их при разрешении конкретного правового спора, что возможно лишь 
после многочисленных учебных тренировок по решению ситуационных задач.


background image

125

И.А. Жукова. Формирование профессиональной компетентности юриста в процессе обучения в вузе

Умение  составить  юридический  документ  —  один  из  важнейших  профессио-

нальных навыков юриста. Юридический документ является носителем некоторой 
правовой информации и, как правило, существует в бумажной либо электронной 
форме.

В ходе осуществления профессиональной деятельности юрист постоянно стал-

кивается с необходимостью составления юридических документов, таких как:

  доверенности и гражданско-правовые договоры;

 

юридические документы, оформляющие трудовые отношения;

  заявления и иные документы, представляемые в государственные органы;

  корпоративные документы;

  судебные документы.

Каждый из таких документов, как правило, имеет определенные требования как 

к своей форме, так и к содержанию. Данные требования изложены в нормативно-
правовых актах (Гражданском кодексе, Уголовно-процессуальном кодексе, Граж-
данском процессуальном кодексе). При несоблюдении этих требований в процессе 
составления документа к нему как минимум будет проявлено негативное отноше-
ние, а как максимум он может быть признан юридически ничтожным.

Точность  и  ясность  изложения  текста  юридического  документа  достигается 

грамотным употреблением юридических терминов, ограниченной сочетаемостью 
слов, использованием уточнений, дополнений, вводных слов и оборотов, четкой 
структурой отдельных предложений и текста документа в целом.

Составление  юридических  документов  —  трудный  процесс,  в  определенной 

степени — искусство, которому необходимо учиться. С этой целью должны состав-
ляться  планы  практических  занятий,  самостоятельной  работы,  направленные  на 
формирование данного навыка у студентов.

Важным навыком юриста является умение 

выступать публично

.

Искусство  публичного  выступления  —  искусство  совершенно  особого  рода. 

У юристов интерес к культуре речи больше, чем у представителей других социаль-
ных и профессиональных групп. Это не случайно, ведь именно в сфере юстиции 
с античных времен речь формировалась и развивалась как искусство. Все юристы 
едины во мнении, что правильно и свободно выражать свои мысли очень важно. 
В различных государственных органах, где пользуются юридическим языком (на-
пример, в суде), для юриста — адвоката или прокурора — важно уметь точно, ла-
конично  и  понятно  для  окружающих  сформулировать  то,  что  они  хотят  сказать, 
доказать или оспорить. Для этого необходимо не просто знание языка, владение 
им, но и умение на этом языке высказать суть своей позиции, уметь отстоять свою 
точку зрения, обосновать, защитить или обвинить. Естественно, надо знать родной 
язык в совершенстве.

Ясность,  точность,  убедительность  чрезвычайно  важны  для  выступающего  в 

суде. Судебные речи великих ораторов древности остаются образцами, по которым 
и ныне учатся будущие юристы. Немало таких образцов создала и отечественная 
судебная практика XIX и XX вв. Тем, кто хотел бы научиться красноречию, крайне 
полезен опыт судебных ораторов прошлого — С.А. Андреевского, Ф.Н. Плевако, 
Н.П.  Карабчевского,  В.Д.  Спасовича,  В.И.  Жуковского,  А.Ф.  Кони.  Они  жили  в 
эпоху ренессанса русской риторики и благодаря высокому уровню своего ритори-
ческого образования стали родоначальниками нового типа красноречия — судеб-


background image

126

Реформа юридического образования

ного ораторства. Обращенные к суду присяжных, их речи были не только логически 
ясны и доказательны, но и ориентированы на живую традицию эстетики языка.

Основными способами повышения навыка публичного выступления является 

самостоятельная работа юриста над качеством речи, прохождение различных учеб-
ных тренингов, участие в ролевых играх, имитирующих реальные жизненные си-
туации,  экспертная  работа,  позволяющая  отслеживать  достоинства  и  недостатки 
чужой речевой деятельности, запись своих высказываний на видео- или аудиосред-
ства воспроизводства речи и последующий их анализ.

Разрешение  проблемных  ситуаций

.

  Проблемная  ситуация  —  это  совокупность 

обстоятельств, которые требуют, порождают необходимость принятия решения о 
действиях,  прямо  или  косвенно  связанных  реализацией  предписаний  законода-
тельства. Выявить проблемную ситуацию можно лишь на основе анализа социаль-
ной действительности, ее оценки с позиций права с целью его реализации. Разре-
шение проблемной ситуации осуществляется в несколько этапов:

Первый этап — выявление проблемной ситуации. Включает:
а)  направленный  анализ  положения  дел  в  определенной  сфере  деятельности 

или группе человеческих отношений, приводящий к выявлению тех или иных не-
достатков;

б) осознание их связи с правом, профессиональными обязанностями юриста и 

практикой правореализации.

Второй этап — формулирование проблемной ситуации. Включает:
а) дополнительный углубленный анализ фактических обстоятельств;
б) проверку предварительных выводов об использовании правовых средств;
в) уяснение возможных препятствий к решению проблемы.
Третий этап — разрешение правовой задачи. Включает:
а) определение правовой нормы, регулирующей данные правоотношения;
б) принятие правового решения.
Принятое  решение  должно  быть  аргументированным.  Необходимо  различать 

аргументы факта и аргументы права. В аргументации нуждается каждое положение 
и каждое утверждение, ведущее от проблемы к решению. Аргументы должны обос-
новывать как сами утверждения, так и связи между ними как с позиции факта, так 
и права. Аргументы должны последовательно опираться на закон, судебную прак-
тику, собственные позиции юриста и непротиворечиво вести к выводу, который во-
площен в правовом решении.

Переход  от  получения  квалификации  к  подготовке  компетентных  специали-

стов  следует  положить  в  основу  реформирования  профессионального  образова-
ния. Такой переход, по мнению В.И. Байденко, может быть осуществлен в течение 
нескольких стадий

7

:

1.  Согласование  между  основными  агентами  рабочего  определения  содержа-

ния надпрофессиональных качеств. Важно, чтобы их описание было гибким, до-
пускающим адаптацию на местах. По сути, даже те определения, которые вначале 
имеют относительно твердые границы, неизбежно становятся подвижными при их 
применении к местным условиям.

7

 Байденко В.И

. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального об-

разования как комплексная норма качества высшего образования: общая модель и концепция. М., 
2005.


background image

И.А. Жукова. Формирование профессиональной компетентности юриста в процессе обучения в вузе

2. Разработка схемы выявления потребностей рынка труда для выбора потенци-

ально приоритетных в составе набора надпрофессиональных качеств. Это можно 
осуществить путем анализа того, какие качества имеют проявления, наиболее зна-
чимые для отдельных профессий или профессиональных групп.

3.  Соотнесение  их  с  имеющейся  системой  профессионального  образования 

для уточнения того, какие качества уже осваиваются, как существующая система 
может вобрать в себя качества, не формируемые в настоящее время, и как нужно 
изменить систему для их «включения». Это должно предполагать тщательное рас-
смотрение  возможных  путей  их  продвижения  вверх  по  различным  уровням  про-
фессионального образования.

4. Установление целей и задач внедрения надпрофессиональных качеств в об-

разовательную систему. Это возможно как результат партнерства между теми, кто 
отвечает за политику, и теми, кто имеет практический опыт и в реализации про-
грамм образования и подготовки. Одним из ключевых аспектов на данной стадии 
является определение степени, в которой надпрофессиональные качества должны 
быть относительно распределены или относительно сконцентрированы в системе.

5. Анализ существующей деятельности, включая разделение структурных пол-

номочий  в  части  разработки  стандартов  и  квалификаций,  для  определения  того, 
что может быть сделано на уровне государственных и региональных органов. На 
данной стадии важно выявить инновационную практику, в особенности места воз-
никновения инноваций и способы их переноса за пределы места возникновения.

6. Изучение институциональной структуры, посредством которой реализуется 

политика,  с  тем,  чтобы  установить,  какие  изменения  предстоит  осуществить  на 
уровне внедрения в методах преподавания и обучения, учебных материалах, под-
готовке  и  переподготовке  преподавателей  и  мастеров.  На  данном  этапе  полезно 
рассмотреть вопрос о том, как максимизировать обучение на опыте посредством 
сбора и распространения примеров успешной деятельности.

7. Внесение соответствующих изменений в политику и формирование норма-

тивного и методического сопровождения для каждого элемента системы профес-
сионального образования, отвечающего за компетентностный подход, разработка 
программы инициирования и реализации изменений.

После того как установлено, какие качества личности, умения и навыки необ-

ходимо  сформировать  у  студента,  изучающего  юриспруденцию,  в  процессе  обу-
чения в вузе, необходимо подобрать те формы и методы контекстного обучения, 
которые в наибольшей степени соответствуют стоящим перед педагогом задачам. 
Для этого необходимо составить модель профессионально-ориентированной тех-
нологии обучения будущих юристов.

Проектирование  и  конструирование  дидактического  комплекса  профессио-

нально-ориентированной технологии обучения имеет вполне определенную цель — 
создание преподавателем специальной профессионально-ориентированной обуча-
ющей среды, дающей ему возможность в рамках учебной дисциплины организовать 
педагогическое  взаимодействие  с  обучающимися  для  достижения  необходимого 
результата  обучения,  т.е.  подготовки  компетентного,  конкурентоспособного  спе-
циалиста.