ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 178
Скачиваний: 1
123
И.А. Жукова. Формирование профессиональной компетентности юриста в процессе обучения в вузе
ские дела, предназначенные для решения спора, получения разрешения от госу-
дарственных органов и т.д.;
в) методическая, справочная и научная литература, необходимая юристу для
работы;
г) жалобы и заявления граждан.
К письменным источникам информации, за которыми необходимо вниматель-
но следить, относятся прежде всего официальные издания, публикующие тексты
нормативно-правовых актов, — «Российская газета» и «Собрание законодательства
Российской Федерации». На сайте справочно-правовой системы «Гарант» можно
знакомиться с проектами наиболее значимых документов, которые находятся на
рассмотрении Государственной Думы РФ. Здесь же можно найти в открытом до-
ступе тексты Конституции РФ, всех кодексов, а также наиболее важные федераль-
ные законы РФ.
Для юриста, стремящегося быть в курсе всех последних изменений в законо-
дательстве, крайне важно также регулярно читать специализированную юриди-
ческую периодику. В таких журналах, как «Российская юстиция», «Законодатель-
ство», «Права человека» анализируются последние изменения в праве, приводятся
консультации и советы специалистов. Много полезной информации можно найти
в сети Интернет — на таких сайтах, как Федеральный правовой портал «Юриди-
ческая Россия», официальный сайт Государственной Думы РФ, официальный сайт
Правительства РФ, официальный сайт Президента РФ, справочно-правовая си-
стема «Гарант», справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Юристу важно не только уметь получать необходимую юридическую инфор-
мацию, но и уметь систематизировать ее, чтобы в любой момент иметь возмож-
ность быстро найти необходимую статью и применить ее. Большинство текстов
нормативно-правовых актов систематизированы в справочно-правовых системах,
наиболее известными из которых являются «Гарант» и «КонсультантПлюс». Иную
письменную информацию, например тексты юридических статей, комментарии к
отдельным нормативно-правовым актам, желательно хранить в архиве в система-
тизированном виде (в компьютере — в виде файлов и (или) в папках — в виде от-
дельных распечаток).
После того как необходимая информация собрана, важно правильно ее интер-
претировать (если речь идет о чьем-то устном высказывании или письменном ком-
ментарии) либо применить один из способов толкования права (если речь идет о
тексте нормативно-правового акта или ином источнике права). То, насколько пра-
вильно это сделано, и является в конечном счете одним из важнейших показателей
профессионализма юриста.
По понятным причинам практические работники не могут тратить много вре-
мени на чтение специальной литературы, а студенты могут, но зачастую не хотят
делать это. Тем не менее знание литературы повышает надежность и обоснован-
ность юридически значимых действий и решений, принимаемых судьей, прокуро-
ром, следователем, юрисконсультом, адвокатом, и тем самым укрепляет их пози-
ции в профессиональной среде. Задача преподавателя — заставить студента понять
эту истину и научить его пользоваться такой литературой.
Коммуникативные навыки
.
Среди всех профессиональных навыков юриста
коммуникативные навыки, навыки общения — умение слушать, говорить, убеж-
124
Реформа юридического образования
дать, проводить переговоры, координировать свои действия с действиями своих
партнеров и клиентов — наиболее высоко значимы.
Понятие коммуникации анализируется с позиций философии, социологии и
психологии. Большой вклад в теорию коммуникации внесли такие известные спе-
циалисты, как К. Ясперс, Н. Луман, Ю. Хабермас и др. Применительно к юриди-
ческому труду коммуникация рассматривается как процесс передачи юристом от
своего или коллективного имени специальной информации в рамках некоторых
процедур с определенной правовой целью и получения информации от партнера
по коммуникации. Цели, условия, порядок коммуникации юриста всегда регла-
ментированы, но жесткость этой регламентации различна. Зачитывая приговор в
суде, судья жестко связан определенными правилами. Выступая по телевидению
или беседуя с клиентом, адвокат чувствует себя гораздо свободнее, но это свобода
в определенных границах. Это важно понимать потому, что коммуникация юриста
по своей природе так или иначе связана с возможным использованием властного
начала, содержащегося в праве.
Профессия юриста предполагает необходимость использования точных сло-
весных выражений правовых понятий и категорий, сопряжена с подготовкой и
оформлением большого количества правовых документов, с передачей и получе-
нием информации в устной и письменной форме.
Способами межличностной коммуникации, распространенными в сфере ис-
полнения служебных обязанностей юристов являются
беседы
, включая объяснения
и допросы, участие в коллегиальном обсуждении, переговоры, выступления в кол-
легиях и средствах массовой информации, речи в суде, консультирование. Все виды
межличностных коммуникаций должны проводиться с учетом правовых норм и эти-
ческих правил, направляться на достижение возможного в правовых рамках согла-
сия даже со стороны, проигравшей спор. Юрист-профессионал должен строить свои
взаимодействия, обеспечивая сотрудничество сторон и учитывая возможное прояв-
ление с другой стороны конфликтности и иных помех. Терпение, умение преодо-
левать трудности, противодействовать негативному воздействию, прощать помехи,
создавать благожелательную атмосферу являются обязательными для юриста.
Следующим необходимым навыком юриста является
консультирование
.
Юридическая консультация представляет собой информирование об урегули-
ровании законодательством (с учетом судебной практики) интересующего клиента
правоотношения или, проще говоря, информирование о способе разрешения того
или иного юридического вопроса. Юридическое консультирование может осу-
ществляться с одной из следующих целей:
а) предоставить клиенту исчерпывающую информацию по интересующему его
вопросу;
б) разъяснить клиенту возможные варианты решения его проблемы;
в) объяснить клиенту последствия использования каждого из возможных вариан-
тов решения его проблемы и помочь ему выбрать наиболее оптимальный вариант;
г) помочь клиенту в реализации избранного варианта решения проблемы.
Для овладения этим навыком студенты должны свободно ориентироваться в за-
конодательстве, регулярно знакомиться с материалами судебной практики, уметь
применять их при разрешении конкретного правового спора, что возможно лишь
после многочисленных учебных тренировок по решению ситуационных задач.
125
И.А. Жукова. Формирование профессиональной компетентности юриста в процессе обучения в вузе
Умение составить юридический документ — один из важнейших профессио-
нальных навыков юриста. Юридический документ является носителем некоторой
правовой информации и, как правило, существует в бумажной либо электронной
форме.
В ходе осуществления профессиональной деятельности юрист постоянно стал-
кивается с необходимостью составления юридических документов, таких как:
доверенности и гражданско-правовые договоры;
юридические документы, оформляющие трудовые отношения;
заявления и иные документы, представляемые в государственные органы;
корпоративные документы;
судебные документы.
Каждый из таких документов, как правило, имеет определенные требования как
к своей форме, так и к содержанию. Данные требования изложены в нормативно-
правовых актах (Гражданском кодексе, Уголовно-процессуальном кодексе, Граж-
данском процессуальном кодексе). При несоблюдении этих требований в процессе
составления документа к нему как минимум будет проявлено негативное отноше-
ние, а как максимум он может быть признан юридически ничтожным.
Точность и ясность изложения текста юридического документа достигается
грамотным употреблением юридических терминов, ограниченной сочетаемостью
слов, использованием уточнений, дополнений, вводных слов и оборотов, четкой
структурой отдельных предложений и текста документа в целом.
Составление юридических документов — трудный процесс, в определенной
степени — искусство, которому необходимо учиться. С этой целью должны состав-
ляться планы практических занятий, самостоятельной работы, направленные на
формирование данного навыка у студентов.
Важным навыком юриста является умение
выступать публично
.
Искусство публичного выступления — искусство совершенно особого рода.
У юристов интерес к культуре речи больше, чем у представителей других социаль-
ных и профессиональных групп. Это не случайно, ведь именно в сфере юстиции
с античных времен речь формировалась и развивалась как искусство. Все юристы
едины во мнении, что правильно и свободно выражать свои мысли очень важно.
В различных государственных органах, где пользуются юридическим языком (на-
пример, в суде), для юриста — адвоката или прокурора — важно уметь точно, ла-
конично и понятно для окружающих сформулировать то, что они хотят сказать,
доказать или оспорить. Для этого необходимо не просто знание языка, владение
им, но и умение на этом языке высказать суть своей позиции, уметь отстоять свою
точку зрения, обосновать, защитить или обвинить. Естественно, надо знать родной
язык в совершенстве.
Ясность, точность, убедительность чрезвычайно важны для выступающего в
суде. Судебные речи великих ораторов древности остаются образцами, по которым
и ныне учатся будущие юристы. Немало таких образцов создала и отечественная
судебная практика XIX и XX вв. Тем, кто хотел бы научиться красноречию, крайне
полезен опыт судебных ораторов прошлого — С.А. Андреевского, Ф.Н. Плевако,
Н.П. Карабчевского, В.Д. Спасовича, В.И. Жуковского, А.Ф. Кони. Они жили в
эпоху ренессанса русской риторики и благодаря высокому уровню своего ритори-
ческого образования стали родоначальниками нового типа красноречия — судеб-
126
Реформа юридического образования
ного ораторства. Обращенные к суду присяжных, их речи были не только логически
ясны и доказательны, но и ориентированы на живую традицию эстетики языка.
Основными способами повышения навыка публичного выступления является
самостоятельная работа юриста над качеством речи, прохождение различных учеб-
ных тренингов, участие в ролевых играх, имитирующих реальные жизненные си-
туации, экспертная работа, позволяющая отслеживать достоинства и недостатки
чужой речевой деятельности, запись своих высказываний на видео- или аудиосред-
ства воспроизводства речи и последующий их анализ.
Разрешение проблемных ситуаций
.
Проблемная ситуация — это совокупность
обстоятельств, которые требуют, порождают необходимость принятия решения о
действиях, прямо или косвенно связанных реализацией предписаний законода-
тельства. Выявить проблемную ситуацию можно лишь на основе анализа социаль-
ной действительности, ее оценки с позиций права с целью его реализации. Разре-
шение проблемной ситуации осуществляется в несколько этапов:
Первый этап — выявление проблемной ситуации. Включает:
а) направленный анализ положения дел в определенной сфере деятельности
или группе человеческих отношений, приводящий к выявлению тех или иных не-
достатков;
б) осознание их связи с правом, профессиональными обязанностями юриста и
практикой правореализации.
Второй этап — формулирование проблемной ситуации. Включает:
а) дополнительный углубленный анализ фактических обстоятельств;
б) проверку предварительных выводов об использовании правовых средств;
в) уяснение возможных препятствий к решению проблемы.
Третий этап — разрешение правовой задачи. Включает:
а) определение правовой нормы, регулирующей данные правоотношения;
б) принятие правового решения.
Принятое решение должно быть аргументированным. Необходимо различать
аргументы факта и аргументы права. В аргументации нуждается каждое положение
и каждое утверждение, ведущее от проблемы к решению. Аргументы должны обос-
новывать как сами утверждения, так и связи между ними как с позиции факта, так
и права. Аргументы должны последовательно опираться на закон, судебную прак-
тику, собственные позиции юриста и непротиворечиво вести к выводу, который во-
площен в правовом решении.
Переход от получения квалификации к подготовке компетентных специали-
стов следует положить в основу реформирования профессионального образова-
ния. Такой переход, по мнению В.И. Байденко, может быть осуществлен в течение
нескольких стадий
7
:
1. Согласование между основными агентами рабочего определения содержа-
ния надпрофессиональных качеств. Важно, чтобы их описание было гибким, до-
пускающим адаптацию на местах. По сути, даже те определения, которые вначале
имеют относительно твердые границы, неизбежно становятся подвижными при их
применении к местным условиям.
7
Байденко В.И
. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального об-
разования как комплексная норма качества высшего образования: общая модель и концепция. М.,
2005.
И.А. Жукова. Формирование профессиональной компетентности юриста в процессе обучения в вузе
2. Разработка схемы выявления потребностей рынка труда для выбора потенци-
ально приоритетных в составе набора надпрофессиональных качеств. Это можно
осуществить путем анализа того, какие качества имеют проявления, наиболее зна-
чимые для отдельных профессий или профессиональных групп.
3. Соотнесение их с имеющейся системой профессионального образования
для уточнения того, какие качества уже осваиваются, как существующая система
может вобрать в себя качества, не формируемые в настоящее время, и как нужно
изменить систему для их «включения». Это должно предполагать тщательное рас-
смотрение возможных путей их продвижения вверх по различным уровням про-
фессионального образования.
4. Установление целей и задач внедрения надпрофессиональных качеств в об-
разовательную систему. Это возможно как результат партнерства между теми, кто
отвечает за политику, и теми, кто имеет практический опыт и в реализации про-
грамм образования и подготовки. Одним из ключевых аспектов на данной стадии
является определение степени, в которой надпрофессиональные качества должны
быть относительно распределены или относительно сконцентрированы в системе.
5. Анализ существующей деятельности, включая разделение структурных пол-
номочий в части разработки стандартов и квалификаций, для определения того,
что может быть сделано на уровне государственных и региональных органов. На
данной стадии важно выявить инновационную практику, в особенности места воз-
никновения инноваций и способы их переноса за пределы места возникновения.
6. Изучение институциональной структуры, посредством которой реализуется
политика, с тем, чтобы установить, какие изменения предстоит осуществить на
уровне внедрения в методах преподавания и обучения, учебных материалах, под-
готовке и переподготовке преподавателей и мастеров. На данном этапе полезно
рассмотреть вопрос о том, как максимизировать обучение на опыте посредством
сбора и распространения примеров успешной деятельности.
7. Внесение соответствующих изменений в политику и формирование норма-
тивного и методического сопровождения для каждого элемента системы профес-
сионального образования, отвечающего за компетентностный подход, разработка
программы инициирования и реализации изменений.
После того как установлено, какие качества личности, умения и навыки необ-
ходимо сформировать у студента, изучающего юриспруденцию, в процессе обу-
чения в вузе, необходимо подобрать те формы и методы контекстного обучения,
которые в наибольшей степени соответствуют стоящим перед педагогом задачам.
Для этого необходимо составить модель профессионально-ориентированной тех-
нологии обучения будущих юристов.
Проектирование и конструирование дидактического комплекса профессио-
нально-ориентированной технологии обучения имеет вполне определенную цель —
создание преподавателем специальной профессионально-ориентированной обуча-
ющей среды, дающей ему возможность в рамках учебной дисциплины организовать
педагогическое взаимодействие с обучающимися для достижения необходимого
результата обучения, т.е. подготовки компетентного, конкурентоспособного спе-
циалиста.